|
Константин Кочевников Мы живем в эпоху головокружительных взлетов. “Бизнес со скоростью мысли” - это не только слова, которые положил в название истории своего сногсшибательного успеха основатель Microsoft, но и концепция, которая лучше всего отвечает нашим сегодняшним ожиданиям. А интернет стал провайдером наших самых смелых ожиданий. Тот же, кто превратил его в транспорт, уже победил на этом поле
Взять хотя бы основателя одного из самых крупных и успешных интернет-магазинов в мире Amazon. Многие и не слышали о Джеффе Безосе, пока не стало известно, что в этом году он оказался обладателем самого большого официально известного капитала в мире. Причем, как говорят, и сам не заметил! При этом Джефф Безос, если разобраться, построил свою огромную и в то же время микроскопическую империю не из золота, бриллиантов или полупроводников, а из наших ожиданий. То есть из весьма виртуального материала. Мир купил у него услугу.
На него работают тысячи квалифицированных специалистов, а его онлайн-магазин - самый известный, самый популярный, самый посещаемый. Предприниматель, состояние которого на июль 2018 года превысило 150 миллиардов долларов. Человек, который всю свою жизнь делает то, что хочет. Человек, основавший компании Amazon.com, Blue Origin, владелец издательства The Washington Post. И это далеко не все! И он по-прежнему работает над Amazon с упорством начинающего бизнесмена, пытающегося заработать первые деньги. Сегодня он руководитель номер один в Америке. После кончины Стива Джобса, без сомнения, именно он стал тем, кому пытаются подражать и с кем мечтают познакомиться. Джеффри Престон Безос родился 12 января 1964 года в городке Альбукерке в штате Нью-Мексико, США. Его предки по линии матери были одними из первых поселенцев в Техасе. Он рос пытливым парнем, рано проявившим интерес к технике. После занятий в школе мог бродить с отверткой по дому в поисках, чего бы вскрыть, заглянуть внутрь и изучить устройство. В своей комнате он разобрал и собрал все, что его окружало. Родители не мешали ему, они были слишком заняты. Папа и мама работали в банке и одновременно учились в университете. А затем у Джеффа появилась сестричка, потом - братик. И мама с папой твердили ему, что он “уже большой, наша опора, вся надежда на тебя”. Оценив доверие и осознав ответственность, Джеффри с малых лет стал думать, как обустроить будущее. Для начала запирался в комнате и изобретал разные фантастические штуки. Например, солнечную батарею из фольги и зонтика, дверной звонок из механизма от будильника, другую мелочь.
Отец пустил его в гараж - слесарить, ставить опыты, сверлить, стучать, паять, плавить, разбирать и собирать. Летом же Джеффри проводил на ранчо своего деда, где вместе со стариком воплощал в жизнь часть своих затей. Например, они усовершенствовали ветряную мельницу, небольшой комбайн, гусеничный трактор. Поистине, свобода творчества и поддержка взрослых творит чудеса. Особенно с мальчиками! И вот Джефф произносит торжественную речь перед своими однокашниками-выпускниками и родителями. Этой чести его удостоили, поскольку юноша не только блестяще сдал экзамены, но ко всему прочему не пил, не курил и не был замечен в дурных компаниях. А вскоре он без особых волнений поступил в Принстонский университет на кафедру электронно-измерительных приборов и информатики физического факультета, который окончил в 1986 году с красным дипломом и знаком отличия от академического общества Фи Бета Каппа. Однако в университете Джефф обнаружил, что вокруг достаточно парней, которые значительно лучше него разбираются в законах физики. Поэтому он решил сосредоточиться на тех вопросах, которые влекли его больше, и занялся компьютерной поддержкой процессов. Новая для того времени сфера, где в ближайшее время предполагался прорыв и спрос на специалистов.
И тем не менее обладатель диплома Джефф Безос позволил себе отказываться от “скучных” предложений работы в Intel, Bell Labs и Andersen Consulting. А устроился в молодое предприятие Fitel, основанное двумя профессорами Колумбийского университета. Эта компания намеревалась совершить революцию на рынке финансовых сделок. А ее программы были призваны помогать участникам финансового рынка играть на разнице в стоимости одних и тех же активов в разных странах. Впрочем, за два года Безос понял, что развить компанию до глобальных масштабов не удастся. На его резюме откликнулись рекрутеры из Bankers Trust, но и там, несмотря на стабильную зарплату и неплохую должность, Безос чувствует, что это далеко не предел его мечтаний. Стремление к новизне вновь заставляет его искать работу, причем вне финансовой сферы. Тем не менее именно там Джеффу предложат продолжить карьеру. Финансовой, перспективной и интересной компанией станет D.E.Shaw, названная по имени основателя, доктора технических наук и профессора компьютерных дисциплин Дэвида Шо. Позже Шо будет вспоминать, что Безос удивил его полной развитостью обеих половин мозга: “Джеффри был технарем-программистом, который без труда мог понять принципы работы новой машины или детали нового программного пакета любой степени сложности. Но в то же время он был и креативщиком, человеком с развитым чувством вкуса, способным создавать нечто новое и получать от этого удовлетворение”. Безос же уже интенсивно вникал в тонкости виртуального денежного оборота. Он чувствовал: интернет дарит просто невероятные перспективы и возможности. За четыре года Безоc дослужился до должности старшего вице-президента D.E.Shaw. Для многих карьера такого уровня в крупной компании становится целью всей жизни. Но не для него. Он уже препарировал потенциал Сети! И теперь вспоминает, как однажды прочел, что за год число пользователей интернета увеличилось на 2300 процентов и убедился, что это уникальная возможность, которую нельзя упустить. Джефф всегда равнялся на достижения Томаса Эдисона и Уолта Диснея. Первый был гениальным изобретателем и посредственным бизнесменом, второй - плохим изобретателем, который неплохо вел дела. Собиравшийся же перешагнуть тридцатилетний возрастной рубеж Безос искренне полагал себя гениальным изобретателем и бизнесменом. Он чуть ли не ежегодно наведывался в Диснейленд. И проект создания аналогичной по размаху, но виртуальной империи будоражил его разум. Прозрение наступило 1 мая 1994 года. Джефф сидел в своем рабочем кабинете на 39-м этаже небоскреба в центре Манхэттена и напряженно думал вот о чем: “Почему электронная коммерция сможет принести больше денег, чем традиционная? Люди всегда хотят пощупать товар до покупки. Только лекарства приобретают по чужому рецепту. Но связываться с Минздравом? Нет, себе дороже. Автомобили? Компьютеры? Это вечная головная боль с гарантийными обязательствами. Так что же?” Раздался звонок. Звонила жена, двадцатитрехлетняя красавица МакКензи, с которой он познакомился в компании. Начинающая писательница тогда работала в Shaw. По телефону она спросила, не забыл ли Джефф про витамины, которые принимал. “Она корпит над своим романом, но находит время для подобных звонков. Ха! Романом! Книги! Тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч наименований!”. Идея моментально обрела зримые формы: автор, краткая аннотация и... И все! Главное, чтобы клиент мог, обязательно мог найти то, что ищет! Какой книжный магазин сможет похвастать таким ассортиментом? Интернет же - просто идеальное вместилище, которое хранит безгранично много информации. Безосу не терпелось тот час же приступить к реализации новой идеи. На следующий день, в пятницу, он улетел в Лос-Анджелес на ежегодный конгресс лидеров книжного бизнеса Америки. Ему удалось убедить акул “бумажного” бизнеса в перспективах виртуального книжного магазина. В понедельник он зашел в кабинет своего патрона мистера Шо с заявлением об уходе.
Теперь уже бывший босс убеждал своего молодого визави хотя бы еще пару дней подумать над разработкой подробного плана действий. Умудренный Дэвид даже заронил зерно сомнения, но Джефф нашел в себе силы, чтобы не поддаться зову разума: он решил поставить на кон все. На уик-энд он с женой поехал к родителям и объявил о решении оставить Shaw ради собственного бизнеса. И попросил у отца денег. И Мигель Безос безропотно выписал чек на 300 000 долларов. И это было все, что ему и Жаклин удалось отложить на безбедную старость. Но как много позже скажет мать Джеффа в интервью: “Мы вкладывали не в бизнес, мы вкладывали в нашего мальчика!” К слову, сумма, выложенная папой, составила лишь около шести процентов начального капитала. Остальное пришлось поискать. Своим инвесторам Безос честно говорил, что шанс потерять все вложения составляет примерно 70 процентов. Но вскоре, будучи владельцами акций компании, все эти поверившие в идею Джеффа люди оказались миллионерами. В начале июля МакКензи и Джеффри добрались до Сиэтла (все происходило в такой спешке, что бизнес-план Джефф составлял в дороге, пока жена вела машину), где провели переговоры с инвесторами, а затем и с адвокатом о регистрации новой компании. Причем Джефф оказался совершенно не готов к вопросу о ее названии: “Э-э-э... пусть будет “Кадабра”!”. “Желаете похоронить компанию с первого дня?” - поинтересовался адвокат. Слово оказалось созвучно со словом “труп”. Молодая чета исчезла на пару недель, которые провела в мучительных раздумьях и жестоких спорах. Выбрали романтическое Amazon, отсылающее к названию реки Амазонки. Ее бесконечные полноводные притоки впоследствии стали прекрасным символом компании, продающей сегодня все подряд.
Первый офис компании разместился в скромном арендованном домике с двумя спальнями. На работу позвали программиста Шела Кафана, который оказался гениальным (cookies - это его патент!). В гараж при доме поставили три рабочих стола и три компьютера. Говорят, столы Безос сколотил сам из трех деревянных дверей и строительного хлама, найденного на приусадебном участке. Бухгалтерию и отдел кадров вела МакКензи. И в обстановке строжайшей секретности началась работа над сайтом Amazon. Запустив прототип сайта, Джефф попросил триста человек из числа друзей и знакомых протестировать проект. Проверка показала, что система работает на всех платформах. И 16 июля 1995 года Безос открыл сайт миру, попросив всех друзей распространять информацию везде, где только смогут. Спустя лишь месяц после открытия интернет-магазин Amazon.com уже поставлял товары на всю территорию США и более чем в 40 других стран мира. К сентябрю продажи магазина составили 20 000 долларов в неделю. Совершенствуя сайт, Джеффри и команда вводили в обиход новые понятия: one-click shopping (покупка в один клик), customer reviews (отзывы клиентов) и e-mail order verification (подтверждение заказа по e-mail). Стоит отметить, что стратегию компании Безоса от других стартапов того времени отличало стремление зарабатывать на долгосрочной перспективе, а не на быстром росте. Нет ничего удивительного в том, что Amazon пережил многих своих современников. Но Amazon неизбежно рос очень быстро. Это вызывало противоречивые отзывы в прессе. Писали, что Amazon будет падать столь же быстро, как и растет. Скептики выражали серьезные сомнения, что новичок на книжном рынке, да еще и работающий исключительно в Сети, сможет удержать свои позиции после появления в интернете других представительных лидеров рынка (Barnes and Noble и Borders). Но два года спустя рыночная стоимость акций и других активов Amazon оказалась выше, чем суммарная стоимость акций двух его крупнейших конкурентов. Постепенно темпы роста опередили даже самые смелые планы Джеффа. Но, несмотря на это, он продолжал поддерживать шесть основных ценностей: верность клиенту, право собственности, стремление к действию, экономия, высокие запросы к поступающим на работу и новаторство. Amazon постепенно вводил в продажу музыкальные CD, видео, игрушки и электронику. За два года, прошедших с того момента, как Безос забил гвоздь в самодельный стол, его компания логично вышла на IPO. Успех был ошеломляющим, первоначальная цена акций почти утроилась в первые же дни, а дальнейший их рост вскоре сделал Безоса миллиардером. Впервые столкнувшись с всемирной компьютерной паутиной, Безос разглядел то, чего почти никто не видел, ее финансовое будущее. Были и другие, кто предчувствовал нечто подобное (например, Пьер Омидьяр из еВау), но видение Безоса было столь четким, а его Amazon.com столь элегантным и привлекательным, что практически с первого дня именно он стал символом электронной коммерции. Кроме того, Бензос очень хорошо продумал развитие и механизмы работы своего детища, что спасло компанию от краха. Когда в марте 2000 года резко упал индекс NASDAQ, а вместе с ним рухнули многие IT-компании, Amazon.com потеряла около 500 миллионов долларов, но удержалась благодаря планированию долгосрочных перспектив развития и получения прибыли.
В апреле 1998 года Amazon купил Internet Movie Database (IMDb) - гигантскую базу данных о фильмах, актерах, телешоу и видеоиграх. Превращение IMDb из общенародного некоммерческого сайта в бизнес-машину многие пользователи восприняли как пощечину. Но, как показало время, ничего страшного не произошло. Основной контент IMDb остался бесплатным, за небольшую плату (100 долларов в год) клиент получал более удобный интерфейс, расширенный поиск и несколько других приятных фишек. В 1999 году также купили систему Alexa Internet. Эта сделка обошлась в 250 миллионов долларов. Сегодня Alexa представляет собой сплав поисковой машины и базы данных о различных сайтах. Она собирает информацию о количестве трафика, проходящего через ресурсы. Данные очень точны, и количество сайтов в этой сети огромно. Alexa Internet сотрудничает с сервисами Google и Open Directory, что делает этот рейтинг по-настоящему авторитетным. В сентябре 2003 года Amazon представил собственную систему поиска A9, которая помогает искать не только товары, но и вести поиск внутри книг. Пользуясь доступом к Google, A9 ищет информацию в интернете. Затем мир узнал об облачных технологиях, мимо которых Безос просто не мог пройти. Вице-президент Amazon Web Services недавно заявил, что компания очень довольна текущими доходами с “облаков”, а также будущими перспективами их роста. Еще одним нестандартным для бизнеса компании продуктом стал гаджет - электронная книга Amazon Kindle, которая позволяет пополнять библиотеку из интернета. Amazon Kindle явилась миру, потому что Безос, проанализировав сотни элементов данных, поверил, что люди захотят иметь “продвинутый” ридер, способный скачать любую книгу за минуту или даже меньше. И его не остановили технически сложные вопросы. Он заявил инженерам, что они вольны решать эти вопросы, как сочтут нужным. На создание устройств Amazon понадобились годы, но бизнесмен сохранял абсолютное спокойствие и уверенность. Когда один из главных финансистов компании спросил у Безоса, сколько же денег он собирается вложить в проект, тот невозмутимо парировал: “А сколько у нас есть?”. Несмотря на огромное состояние и крупный пакет акций компании, Джеффри конвертировал ценные бумаги в наличность всего один раз, продав акций на сумму 23 миллиона долларов. После чего семья купила дом на берегу озера Вашингтон и обновила автомобили. Джеффри и МакКензи Безос воспитывают четверых детей - троих мальчиков и девочку. Сам Джефф все больше времени посвящает благотворительности. Как любит шутить его жена, тратить деньги иногда оказывается труднее, чем зарабатывать. Джеффа отличает необычайная уверенность в собственных силах. Но полагаться на одну только уверенность наивно. Безос отличается от многих других людей умением устранять недостатки. Он извлекает уроки из ошибок. Более чем за 10 лет он значительно развил дикцию, артикуляцию и выразительность речи, поскольку понял, что публичные выступления так же важны, как подбор кадров на ключевые посты в компании. Сейчас его презентации являются одними из лучших, но они не кажутся “театром одного актера”. На презентациях появляются многие известные личности. Например, на презентации Kindle 2 одним из действующих лиц был Стивен Кинг. Одной из особенностей Джеффа Безоса и его компании является движение в ногу со временем и с небольшим опережением этого самого времени. “Меня очень часто спрашивают, какие перемены произойдут в ближайшее десятилетие. Это очень интересный вопрос, но очень обычный. Меня почти никогда не спрашивают, что в ближайшие 10 лет останется неизменным. И я уверяю вас: второй вопрос на самом деле гораздо важнее, поскольку выстроить бизнес-стратегию можно только вокруг того, что стабильно во времени... - говорит Безос. - Мы в розничной торговле знаем, что потребители хотят низких цен, и я знаю, что за ближайшее десятилетие здесь ничего не поменяется. Потребители хотят быструю доставку и широкий выбор. Когда у вас есть нечто, что будет работать и в долгосрочной перспективе, можно позволить себе вложить в это много энергии”. |