|
Алла Иванилова Не успев привыкнуть к новым дифференцированным тарифам в общественном транспорте, астанчане готовятся ко второй волне повышения стоимости проезда
Напомним, с 21 июля в Астане стоимость проезда в общественном транспорте стала составлять 180 тенге, но при использовании транспортной карты цена осталась прежней - 90 тенге. Разумеется, многие горожане предпочли электронную оплату проезда и в “добровольно-принудительном” порядке карты приобрели, хотя и с ними было немало проблем. Терминалов для пополнения транспортных карт в городе мало, они не выдают сдачу и принимают только мелкие купюры, что крайне неудобно. Пополнение через Qiwi- и Kaspi-терминалы возможно, но начисление денег происходит только через 24 часа, а в некоторых случаях и дольше. В итоге пассажир, добросовестно пополнив карту, платит за проезд еще и наличными. Проверить, даже через сутки, поступили деньги или нет, онлайн невозможно - такой сервис пока не предусмотрели. В компании “Астана LRT” обещают, что устранят все технологические трудности, только непонятно, почему этого не сделали ранее, до внедрения нового тарифа в автобусах Астаны, а озадачились уже после?
Анонсировали, что с вводом дифференцированного тарифа с 21 июля изменятся правила посадки и высадки пассажиров. Так, согласно им, в автобусах с двумя и более дверьми посадку будут производить только через переднюю дверь, где пассажиры должны производить валидацию. Высадка пассажиров - через все двери, кроме передней. Средней дверью могут пользоваться люди с ограниченными возможностями и пассажиры с колясками. Однако многие водители не открывают передние двери, мотивируя тем, что им холодно и другими причинами. При этом сами пассажиры не выстраиваются в очередь, чтобы зайти через переднюю дверь. Таким образом, несмотря на новые правила, все осталось, как и было. Разъяснять новые правила посадки и высадки пассажиров опять же должны кондукторы, которые де-юре уже перестали существовать, поменяв профиль на консультантов по работе электронной системы оплаты проезда (ЭСОП). Но де-факто они также остались в автобусах и берут плату за проезд у тех, кто еще не обзавелся транспортной картой. Но теперь их круг обязанностей сузился: нет компетенции по высаживанию с автобусов. В этом кондукторов заменят проверяющие из службы транспортного контроля, которые будут выявлять безбилетников. Контроль случайный - никто не знает, на какой остановке и в какое время зайдут проверяющие. К слову, такая проверка, по словам астанчан, выглядит весьма угрожающе: сотрудники транспортного контроля заходят в автобус в сопровождении полицейских и “будто ищут опасных преступников”. При этом никто не ловит тех кондукторов, которые просят пассажиров отдать назад “билетик”, а таких случаев немало. Между тем в “Астана LRT” спустя полмесяца после введения дифференцированного тарифа в общественном транспорте рассказали о некоторых достижениях за это время. В первую очередь электронные транспортные карты внедряли для исключения теневых доходов работников автобусов. Систему не обманешь - сразу видно, сколько в день проехало пассажиров. К тому же после внедрения новшеств уже 90 процентов пассажиров пользуются транспортными картами. Чиновники надеются в ближайшем месяце довести этот показатель до 95-98 процентов. Тогда уже можно показать общественности реальную доходную часть перевозчиков, чтобы потом проанализировать и к концу года выйти с предложениями по тарифной политике. Спустя полмесяца после введения нового дифференцированного тарифа руководству столичной транспортной компании удалось выявить 15 процентов теневого дохода. Теперь чиновники ожидают дальнейшего увеличения прибыли автобусных парков. После этого начнется второй этап повышения тарифа. “К декабрю произведем все расчеты, сделаем полную аналитику, когда произойдет максимальный переход на транспортные карты, после этого система нам покажет, какая сейчас реальная картина, и, исходя из этого, мы будем выносить на общественные слушания информацию и рассматривать этот вопрос. Также к концу года будет видно, какие у перевозчиков реальные доходы, потому что как таковой “тени” уже не будет, и никто не будет говорить голословно о том, что они получают кэшем другие деньги”, - отметил недавно на заседании городского филиала партии “Нур Отан” руководитель ТОО “Астана LRT” Бекмырза Игенбердинов. Параллельно будут усиливать службу транспортного контроля, чтобы ловить безбилетников. Сейчас над этим вопросом работают совместно с местной полицейской службой. Однако руководство “Астана LRT” считает, что астанчанам не нужно поддаваться панике, поскольку пока вопрос подорожания проезда не рассматривают. К тому же это слишком долгая процедура, нужно пройти общественный и экспертный советы, маслихат, а это займет не один месяц. “Пока не могу сказать, точно ли подорожает проезд после Нового года”, - заметил Игенбердинов. При этом говорят и о необходимости увеличение субсидий. По словам перевозчиков, проезд одного пассажира обходится в 301 тенге. В акимате эту сумму посчитали неоправданно высокой и попросили сделать перерасчет, уменьшив накладные и прочие расходы. В итоге пришли к цифре 198. Пассажиры, которые сегодня пользуются транспортной картой, оплачивают 90 тенге, наличными - 180 тенге. При этом разницу акимат доплачивает паркам за каждого пассажира. Между тем горожане не почувствовали пока никаких положительных изменений после введения нового тарифа. Водители автобусов все так же устраивают гонки, маршруты курсируют с опозданием и переполнены, еще много старого автотранспорта, который требует замены. Новые правила, регламентирующие заходить в автобус через переднюю дверь и там же проходить валидацию, чтобы видел водитель, тоже не соблюдают. Руководство “Астана LRT” считает, что при условии, когда 98 процентов населения будут иметь карты, этот пункт начнет работать и “особых задержек не будет”. Более того, после введения нового дифференцированного тарифа астанчане последние пару недель стали замечать, что общественный транспорт стал ходить реже, нежели раньше, и некоторые автобусы приходится ждать на 10, а то и на все 20 минут дольше обычного. Оказалось, водители автобусных парков массово увольняются, поскольку считают невыгодным работать по новой системе оплаты проезда. Из-за этого и большие интервалы в маршруте городских автобусов. Причем зачастую уходят те водители, которые не работали в штате у перевозчиков, а брали автобусы в аренду. Если раньше они могли делать “левые деньги” себе в карман, то после введения электронного проезда потеряли такую возможность. В этой связи перевозчики намерены повысить заработную плату водителям до 400-500 тысяч тенге и обещают большой конкурс на эту должность. Сейчас идет набор водителей, проводят обучение и повышение квалификации, после чего трудоустроят необходимое количество и сформируют резерв.
Астана |