|
По-настоящему знаменит тот писатель, которого знают, но никогда не читали
Виртуальное чтиво
|
На днях довелось участвовать в дискуссии о судьбе бумажной книги. Собственно, больше хотелось посмотреть и послушать, но пригласили именно для того, чтобы высказался. И еще, так сказать, пару-тройку ветеранов письменного труда. А в основном была молодежь, которую собрала некая инициативная группа, назвавшая себя “Фронтом виртуальной культуры”. Занимается этот фронт всяческими, как ныне принято выражаться, креативными проектами и организациями флэшмобов, дискуссий, конференций и прочих активных проявлений. В основном среди молодежи. Концепция у ребят своеобразная: мы, мол, живем в пору смены культурных и информационных формаций, то есть в революционную эпоху, и потому должны помочь своим сверстникам преодолеть некий культурный шок, который многие из них переживают. Одно из проявлений шока - это как раз исчезновение бумажной книги как носителя информации и замена ее книгой электронной. Само это исчезновение, по мнению активистов фронта, уже произошло, но остались лишь некоторые отдельные “очаги сопротивления” в виде представителей старших поколений, которые к бумажным носителям информации лишь привыкли, и вместе с ними, с этими поколениями, уйдет и эта привычка. Ну так в чем же дело? Уйдет и уйдет, вам-то, судя по всему, огорчения это не принесет, в отличие от нас, которые, мол, привыкли? Будете читать свою “электронку” и посмеиваться над предками, которые сидели-корпели над бумажными томиками классиков и неклассиков вместо того, чтобы в положенный срок отвыкнуть от этой дремучести. Ведь, по-вашему, все дело в информации, и, например, какой-нибудь бумажный или электронный “Идиот” - это всего лишь набор информации о том, что происходило с людьми в XIX веке. Когда попросили высказаться автора этих строк, то поначалу хотелось пожать плечами и констатировать бессмысленность дискуссии как таковой. Но молчать было неудобно и пришлось немного высказаться. Быть может, параллель, которая почему-то напросилась к случаю, кажется слишком притянутой, но я ее привел. Недавно наша шахматная федерация решила провести турнир среди журналистов, многие из которых любят эту игру и инициативе обрадовались. Но когда стало известно, что турнир будут проводить не за шахматными досками, а с помощью ноутбуков, и играть предстоит путем подсоединения к интернету, очень многие из коллег от участия отказались. То есть ты подключаешься к порталу, а, скажем, в Астане сидит твой противник, и вы, не видя друг друга, сражаетесь на экране ноутбука. “А почему отказались-то?” - спросили меня. Потому что это не шахматы, ответил я, а совсем другая игра. Назовите ее онлайн-шахматами или еще как, но не шахматами. Это совсем что-то электронное, если хотите, иное игровое, психологическое, волевое состояние, когда не видишь соперника, не нажимаешь на шахматные часы и не двигаешь на реальной доске перед собой реальные фигуры и пешки. Ты не управляешь ими, а управляет некое неведомое пространство. Ты не осязаешь реальности игры, а погружаешься в непонятный мир чего-то призрачного и смутного. А при чем здесь бумажная книга? Да, наверное, при том, что тот же князь Мышкин пришел к нам именно из нее, из бумажной, и приходил всегда и ко всем все эти сто пятьдесят лет, с 1868 года. Потому что Федор Михайлович создал его именно для нее, для бумажной, и если бы он создавал его, Мышкина, для книжки электронной, то был бы этот князь, мягко говоря, иным. Потому что чтиво для книжек электронных совсем не такое, как для бумажных. “Электронка” - это информация. И сравнивать князя Мышкина “бумажного” с его предполагаемым прототипом “электронным” - это все равно что сравнивать справку из Википедии о том, когда автор создал “Идиота”, и текст самого романа. Потому что литература - это не информация. Как бы технократы не старались все и вся вокруг подчинить этому термину. Поэтому хоронить бумажную книгу, сказал я, это все равно что хоронить литературу как таковую. Умрет ли она, литература? Вот этого я не знаю. Этого никто не знает. Но думается, что не умрет. Потому что всегда будет часть людей, не знаю уж какая часть, для которой она всегда будет оставаться естественной потребностью. Да, и люди из этой части будут читать “Идиота” в “электронке”. Почему нет? Удобной и “функционально”. Но чтобы почувствовать эту книгу, пожить ею и прикоснуться к той эпохе, к ее культуре и к ее жизни, всегда будет нужна книга - не “электронка”, а книга. Такая, какой ее создал наш пророк Достоевский. Самой неожиданной для меня была поддержка со стороны некоторых присутствовавших молодых людей. Не всех, конечно, некоторых. И фронт как бы дал трещинку. И дискуссия и в самом деле состоялась... |