|
Алла Иванилова После введения в Астане интеллектуальной системы видеоконтроля “Сергек” столичные водители стали дисциплинированнее. Статистика подтверждает - цель оправдала вложенные средства
Данные, опубликованные комитетом по правовой статистике и специальным учетам Казахстана, свидетельствуют о том, что за пять месяцев количество дорожно-транспортных происшествий в Астане снизилось на 17,5 процента. Число раненых на дорогах также уменьшилось на 19,2 процента - с 236 до 193 человек, уменьшилось и количество погибших в ДТП с 15 человек до девяти. В столичном департаменте внутренних дел считают, что это благодаря камерам интеллектуальной системы видеоконтроля, анализа и прогнозирования “Сергек”, которую в народе называют “гроздья”, “виноград” и “всевидящее око Исекешева”. “Основной и главной причиной снижения аварийности на дорогах Астаны послужило дисциплинирование водителей, которые стали меньше нарушать ПДД, следить за скоростным режимом”, - констатировал заместитель начальника отдела административной практики управления административной полиции Астаны Бауыржан Токжуманов.
Сегодня видеокамеры, которые начали функционировать с 15 сентября прошлого года, охватывают почти весь город, и их установка продолжается. Комплексы устанавливают не только на перекрестках, но и на линейных участках, что обеспечивает “плотное покрытие”. Это дисциплинирует водителей, которые не успевают разгоняться от одной камеры до другой. Система видеофиксации “Сергек” умеет распознавать миллионы событий в день, что делает Астану по-настоящему “умным городом”. Пока их основное предназначение - фиксация превышения скоростного режима, проезд по Bus Lane - выделенной полосе для общественного транспорта и пересечение стоп-линий. Для этого разработали специальные алгоритмы, которые позволяют выявлять нарушения по видео. “Ноу-хау” - продукт казахстанских разработчиков, которые постоянно совершенствуют и дополняют его функционал. Городские власти надеются, что строгое соблюдение ПДД скоро войдет в привычку водителей, ведь экономия времени при превышении скорости, как правило, очень незначительна, а риск попасть в аварию увеличивается в разы. К слову, видеокамеры успевают увидеть нарушителя раньше, чем он замечает их - в среднем это от 30 до 80 метров. Еще одной причиной снижения количества ДТП в полиции называют ликвидацию нерегулируемых пешеходных переходов, где жертвами зачастую становятся пешеходы. Вместо них устанавливают “светофоры с кнопкой”. Ввод улиц с односторонним движением также снизил число дорожно-транспортных происшествий. Ранее на узких двусторонних дорогах происходило гораздо больше аварий. Напомним, что “Сергек” - первый масштабный в стране проект ГЧП по видеонаблюдению. До начала международной специализированной выставки ЭКСПО в прошлом году ввели три тысячи камер. В целом планировали до конца 2017 года установить на дорогах, общественных местах и социальных объектах 10 тысяч камер. При этом в середине апреля текущего года руководство города заявляло, что установили и интегрировали 6365 камер и до 1 июня текущего года охват всего города системой видеофиксацией завершат. Еще на старте внедрения системы “Сергек” ее инициаторы говорили о том, что видеонаблюдение будет на 300 линейных участках и 400 перекрестках города. Этот отечественный проект, а значительная часть оборудования разработана и производится в Казахстане, оценивается в 10 миллиардов тенге, и он имеет ряд преимуществ по сравнению с иностранными аналогами, в том числе экономических. Так, максимально упрощена установка. К примеру, корейские комплексы ставятся на горизонтальные опоры - над дорогой нужно строить большую ферму. В Алматы под развязками стоят такие комплексы, и установка их опоры зачастую в два-три раза дороже самого “фиксатора”, который, в свою очередь, в два-три раза дороже комплекса “Сергек”. Другой момент - питание системы. Чтобы протянуть кабель, нужно затратить немало средств и времени. В каждое “всевидящее око Исекешева” входят инверторы, которые ночью заряжают встроенные батареи от опор освещения. Днем, когда свет выключается, комплекс работает от батарей. Это решение испытывали в Астане на протяжении трех лет, в сильные морозы зимой и короткие ночи летом. И, как показывает практика, оно хорошо себя зарекомендовало. Также в комплекс включены антенны и оборудование, которые обеспечивают беспроводные каналы связи. Таким образом, видеокамеры могут быть смонтированы на любой опоре освещения. Кроме того, модуль видеофиксации оборудован экологическими датчиками, которые позволяют производить постоянный онлайн-мониторинг состояния окружающей среды, в том числе концентрацию СО2, уровень шума, атмосферное давление, влажность, температуру. Однако, несмотря на массу преимуществ, камеры “Сергек” успели попасть в поле зрения президента страны. В ходе апрельского совещания по развитию Астаны Нурсултан Назарбаев указал руководству города на недоработки в этом вопросе, отметив тогда, что из 200 камер наружного наблюдения работают всего 29. “Прокукарекали, а ничего нет”, - заметил глава государства. После такого замечания в городе началась активная установка “всевидящего ока”.
Астана |