|
Константин Маскаев Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но с первых месяцев Великой Отечественной войны музы вместе со всем народом пошли в бой. Вместе с промышленными предприятиями и учреждениями в Алма-Ату эвакуировали две крупнейшие киностудии - “Мосфильм” и “Ленфильм”, которые слились в ЦОКС - Центральную объединенную киностудию художественных и документальных фильмов. Город солнца и яблок оказался колыбелью нового кинематографа - военно-полевого
ЦОКС - странное слово. Есть в нем что-то колючее и будто искрящееся, рвущееся вперед. За этими четырьмя буквами - действительно беспокойная жизнь, полная рабочей суеты, ярких красок, пиротехнических эффектов, дублей. И стремления создать на экране образ настоящих героев, отважных, верных слову, преданных делу, зовущих в бой и уверенных в полной и окончательной победе. И хотя до той Великой Победы было еще очень далеко, экранные Чапаев или Котовский, петроградский матрос Максим, царь Иван Грозный, князь Александр Невский - герои исторических лент - будто предопределяли будущую историю, в которой враг будет повержен, и как наивысшая справедливость - вновь воцарится мир. В этом смысле выдающиеся режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, братья Васильевы, Абрам Роом, Юлий Райзман, Фридрих Эрмлер, Григорий Рошаль, Герберт Раппапорт, Козинцев, Трауберг... все они стремились быть провидцами - и оказались провидцами. А стихи поэта-фронтовика Константина Симонова “Жди меня” в исполнении выдающейся актрисы Лидии Смирновой в фильме “Парень из нашего города” станут той надеждой, которая будет спасать в тревожном и нескончаемом ожидании встречи с близкими - теми, кто ушел воевать, и теми, кто оставался в тылу. С этим фильмом, к слову, связана удивительная встреча, произошедшая в реальной жизни. В Алма-Ату эвакуировали восемь госпиталей. Сюда же на лечение доставляли раненых солдат и офицеров. Этих пациентов часто использовали в массовых сценах. В упомянутом фильме один из эпизодов передает атмосферу концерта в военном госпитале. Лидия Смирнова поет, а камера крупным планом берет лица слушателей - несколько солдат попадает в кадр. Ранее родителям одного из этих бойцов пришло известие о его гибели. Но он выжил, его спасли, и он долечивался в Алма-Ате. И близкие, находясь в эвакуации, узнали его, когда фильм демонстрировали в кинотеатре. Нашлись! Следует сказать, в советском обществе так сложилось, что многие граждане сверяли свою жизнь с жизнью героев книг. В лучших образцах литературы они находили те непреходящие ценности, которые формировали характер, жизненную позицию, отношение к отечеству и к настоящей дружбе. И хотя подчас эта литературная жизнь расходилась с действительностью, в сознании зрел некий идеал, который можно было достичь.
|
Иосиф Шпинель, Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ и Борис Бунеев ведут подготовительные работы к съемке фильма “Иван Грозный”, Алма-Ата
|
Кино также выполняло сходную направляющую и воспитывающую роль. Кино не воспринималось как плод авторского воображения. Автор не мог врать! И поэтому жизнь в кино - словно повествование по мотивам реальных событий. Собственно, и режиссер, и актер - они тоже не могли врать, фальшивить. Эту драматургическую игру будто списали с жизни, которую каждый мог повторить или примерить на себя. Поэтому советское руководство поступило очень верно, когда стремилось спасти эту “фабрику грез”, а затем поручило ей очень важную и своевременную работу - встать на защиту Родины и вдохновлять на подвиги. И кино со своей задачей справилось. Причем жизнь в военной Алма-Ате нельзя назвать легкой. Киношники - артисты, режиссеры, операторы, костюмеры и другой персонал - ютились в приспособленных помещениях, в тесноте, лишенные, как и многие, нормальных бытовых условий. Постоянно испытывали нехватку продуктов. Голод, болезни и истощение, похоронки с фронта, педикулез. И настоящая смерть от брюшного тифа - все это испытывали как местные жители, так и эвакуированные кинематографисты, врачи, ученые. По воспоминаниям народного артиста СССР Бориса Чиркова, здесь потеряли около 250 коллег по искусству. Этот “военный голливуд” так далек от нашего сегодняшнего представления о мире кино. С первых дней работы в Алма-Ате столичные кинематографисты - мастера советского кино - установили тесную связь с видными деятелями казахской культуры. Теплая дружба сложилась у Сергея Эйзенштейна с великаном народной поэзии Джамбулом. Первая студия располагалась в здании, где теперь находится Государственная филармония имени Джамбула. Там доснимали материал, который начинали собирать еще до войны. Заканчивали в Алма-Ате. Едва законченный производством фильм сразу копировали на десятки и сотни рулонов и отправляли в первую очередь в прифронтовую полосу - чтобы солдаты в часы затишья могли увидеть эти вдохновляющие ленты. Новинки старались показать и в тыловых городах. Нехватку пропитания компенсировали высоким искусством. Почти за три года в Алма-Ате ЦОКСом снято около 20 художественных лент, среди которых нельзя не назвать картины “Иван Грозный”, “Фронт”, “Она защищает Родину”, “Александр Невский”, “Котовский”, “Машенька”, “Секретарь райкома”. Многие из них вошли в “золотой фонд” советского и мирового кино. Здесь же на поток поставили съемку боевых киносборников - дневников, материал для которых снимали кинооператоры-хроникеры, находившиеся на фронте. Эти пленки - рабочий материал - спешно привозили в Алма-Ату. Часть подходящей натуры доснимали на полях и в степи. И тогда овраги под Каскеленом становились фрагментом битвы на Курской дуге, а кусочек Талгара - московским двориком. Затем собирали киножурналы, в которых рассказывалось о подвигах советских героев, о реальных боевых эпизодах, о награжденных. Во второй половине 1944 года, когда враг отступил и студии засобирались на свои родные площадки, в Алма-Ате осталось не только оборудование. Но и сама школа советского кино! Многие кинематографисты еще некоторое время продолжали работать, помогая в становлении студии “Казахфильм”. Мастера Ефим Арон, Владимир Файнберг, Михаил Аранышев, Вячеслав Левицкий и Павел Зальцман решили остаться здесь. Традиции ЦОКСа обогатили казахстанское киноискусство. Алма-Ате же выпала в определенном смысле исключительная и непревзойденная роль. Именно здесь сформировалась дивизия генерала Панфилова, которая в ноябре 1941 года ценой героизма и сотен жизней сумела остановить наступление врага на самых подступах к столице СССР, Москве. Сама же Алма-Ата стала своеобразной лабораторией и ударной силой идеологического фронта, который в значительной мере помог достижению Великой Победы. |