ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Искусство войны Исследования

Константин Маскаев
Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но с первых месяцев Великой Отечественной войны музы вместе со всем народом пошли в бой. Вместе с промышленными предприятиями и учреждениями в Алма-Ату эвакуировали две крупнейшие киностудии - “Мосфильм” и “Ленфильм”, которые слились в ЦОКС - Центральную объединенную киностудию художественных и документальных фильмов. Город солнца и яблок оказался колыбелью нового кинематографа - военно-полевого

ЦОКС - странное слово. Есть в нем что-то колючее и будто искрящееся, рвущееся вперед. За этими четырьмя буквами - действительно беспокойная жизнь, полная рабочей суеты, ярких красок, пиротехнических эффектов, дублей. И стремления создать на экране образ настоящих героев, отважных, верных слову, преданных делу, зовущих в бой и уверенных в полной и окончательной победе. И хотя до той Великой Победы было еще очень далеко, экранные Чапаев или Котовский, петроградский матрос Максим, царь Иван Грозный, князь Александр Невский - герои исторических лент - будто предопределяли будущую историю, в которой враг будет повержен, и как наивысшая справедливость - вновь воцарится мир. В этом смысле выдающиеся режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, братья Васильевы, Абрам Роом, Юлий Райзман, Фридрих Эрмлер, Григорий Рошаль, Герберт Раппапорт, Козинцев, Трауберг... все они стремились быть провидцами - и оказались провидцами. А стихи поэта-фронтовика Константина Симонова “Жди меня” в исполнении выдающейся актрисы Лидии Смирновой в фильме “Парень из нашего города” станут той надеждой, которая будет спасать в тревожном и нескончаемом ожидании встречи с близкими - теми, кто ушел воевать, и теми, кто оставался в тылу.
С этим фильмом, к слову, связана удивительная встреча, произошедшая в реальной жизни. В Алма-Ату эвакуировали восемь госпиталей. Сюда же на лечение доставляли раненых солдат и офицеров. Этих пациентов часто использовали в массовых сценах. В упомянутом фильме один из эпизодов передает атмосферу концерта в военном госпитале. Лидия Смирнова поет, а камера крупным планом берет лица слушателей - несколько солдат попадает в кадр. Ранее родителям одного из этих бойцов пришло известие о его гибели. Но он выжил, его спасли, и он долечивался в Алма-Ате. И близкие, находясь в эвакуации, узнали его, когда фильм демонстрировали в кинотеатре. Нашлись!
Следует сказать, в советском обществе так сложилось, что многие граждане сверяли свою жизнь с жизнью героев книг. В лучших образцах литературы они находили те непреходящие ценности, которые формировали характер, жизненную позицию, отношение к отечеству и к настоящей дружбе. И хотя подчас эта литературная жизнь расходилась с действительностью, в сознании зрел некий идеал, который можно было достичь.

 

alt

Иосиф Шпинель, Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ и Борис Бунеев ведут подготовительные работы к съемке фильма “Иван Грозный”, Алма-Ата

 

Кино также выполняло сходную направляющую и воспитывающую роль. Кино не воспринималось как плод авторского воображения. Автор не мог врать! И поэтому жизнь в кино - словно повествование по мотивам реальных событий. Собственно, и режиссер, и актер - они тоже не могли врать, фальшивить. Эту драматургическую игру будто списали с жизни, которую каждый мог повторить или примерить на себя.
Поэтому советское руководство поступило очень верно, когда стремилось спасти эту “фабрику грез”, а затем поручило ей очень важную и своевременную работу - встать на защиту Родины и вдохновлять на подвиги. И кино со своей задачей справилось.
Причем жизнь в военной Алма-Ате нельзя назвать легкой. Киношники - артисты, режиссеры, операторы, костюмеры и другой персонал - ютились в приспособленных помещениях, в тесноте, лишенные, как и многие, нормальных бытовых условий. Постоянно испытывали нехватку продуктов. Голод, болезни и истощение, похоронки с фронта, педикулез. И настоящая смерть от брюшного тифа - все это испытывали как местные жители, так и эвакуированные кинематографисты, врачи, ученые. По воспоминаниям народного артиста СССР Бориса Чиркова, здесь потеряли около 250 коллег по искусству. Этот “военный голливуд” так далек от нашего сегодняшнего представления о мире кино.
С первых дней работы в Алма-Ате столичные кинематографисты - мастера советского кино - установили тесную связь с видными деятелями казахской культуры. Теплая дружба сложилась у Сергея Эйзенштейна с великаном народной поэзии Джамбулом.
Первая студия располагалась в здании, где теперь находится Государственная филармония имени Джамбула. Там доснимали материал, который начинали собирать еще до войны. Заканчивали в Алма-Ате.
Едва законченный производством фильм сразу копировали на десятки и сотни рулонов и отправляли в первую очередь в прифронтовую полосу - чтобы солдаты в часы затишья могли увидеть эти вдохновляющие ленты. Новинки старались показать и в тыловых городах. Нехватку пропитания компенсировали высоким искусством.
Почти за три года в Алма-Ате ЦОКСом снято около 20 художественных лент, среди которых нельзя не назвать картины “Иван Грозный”, “Фронт”, “Она защищает Родину”, “Александр Невский”, “Котовский”, “Машенька”, “Секретарь райкома”. Многие из них вошли в “золотой фонд” советского и мирового кино. Здесь же на поток поставили съемку боевых киносборников - дневников, материал для которых снимали кинооператоры-хроникеры, находившиеся на фронте. Эти пленки - рабочий материал - спешно привозили в Алма-Ату. Часть подходящей натуры доснимали на полях и в степи. И тогда овраги под Каскеленом становились фрагментом битвы на Курской дуге, а кусочек Талгара - московским двориком. Затем собирали киножурналы, в которых рассказывалось о подвигах советских героев, о реальных боевых эпизодах, о награжденных.
Во второй половине 1944 года, когда враг отступил и студии засобирались на свои родные площадки, в Алма-Ате осталось не только оборудование. Но и сама школа советского кино! Многие кинематографисты еще некоторое время продолжали работать, помогая в становлении студии “Казахфильм”. Мастера Ефим Арон, Владимир Файнберг, Михаил Аранышев, Вячеслав Левицкий и Павел Зальцман решили остаться здесь. Традиции ЦОКСа обогатили казахстанское киноискусство.
Алма-Ате же выпала в определенном смысле исключительная и непревзойденная роль. Именно здесь сформировалась дивизия генерала Панфилова, которая в ноябре 1941 года ценой героизма и сотен жизней сумела остановить наступление врага на самых подступах к столице СССР, Москве. Сама же Алма-Ата стала своеобразной лабораторией и ударной силой идеологического фронта, который в значительной мере помог достижению Великой Победы.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение