ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Печальные легенды Синеморья Исследования

Ольга Шишанова
Роман Роллана Сейсенбаева “Отчаяние, или Мертвые бродят в песках”, неоднозначный по своей структуре, заставляет задуматься о том, как и почему пришли к кочевникам с севера русские, принесли им свет научного знания, стабильность оседлой жизни, письменную литературу вместо фольклора, романную форму вместо поэзо-эпической, писателя вместо жирау. Но со всем этим принесли в жизнь вольных сынов поля, круглый год ходивших вслед за солнцем со своими стадами, много неисправимых бед. Именно об этом рассуждает в своей рецензии на эту книгу московский писатель Анатолий Ким, по мнению которого роман этот - убедительный, мощный, бесстрашный, беспощадный, отчаянный, бунтарский.

 

 

Казалось бы, великое благо исходит от знаний, науки, накопленного опыта человечества. Сам великий гений казахского народа, его духовный лидер, поэт и эфенди Абай Кунанбаев из рода тобыкты призывает обратиться к Северу за русскими науками и знанием, столь необходимыми для выживания и вживания в цивилизованными мир, намного более успешный, чем мир конных кочевников, не имеющих своих оседлых городов, библиотек, музеев и всесильной научной мысли.
Но вот его потомок, тобыктинец с экзотическим для казахов французским именем Роллан из колена великого Сейсенбая, пишет на русском языке роман “Отчаяние, или мертвые бродят в песках”. В нем потомок Абая выступает как автор книги обвинения, словно повторяя писательский подвиг своего предка, написавшего “Книгу слов”, но только с абсолютно противоположной по сверхзадаче целью. Абай писал свою беспощадную книгу, желая вынести на суд разума и яркий свет совести все самые явные и тайные пороки своего народа и себя как его кровной частички, обвиняя свой народ, но отчаянно любя его, желая вывести казахов на путь истинный к высоким уровням мировой цивилизации. Но прежде всего, желая ясно и беспощадно увидеть причины, мешающие казахам взойти на эти уровни.
Его же далекий потомок из рода тобыкты Роллан Сейсенбаев ищет причины бед и страданий народных не в его внутренних качествах и роковых пороках натуры, а в том, как устроилось его внешнее государственное, национальное, геополитическое устройство.
Роман “Отчаяние, или Мертвые бродят в песках” не обвиняет казахов в том, как они устроены и существуют в своей степной ойкумене. Нет, казах - тысячелетний потомок конных кочевников, круглый год ходивший со своими стадами вслед за солнцем, создавший свою культуру - музыкальную, поэтическую - на лоне природы, не может не быть прекрасным, как и сама природа. Устройство его души, адекватное прежде всего солнцу, воздуху, просторной травяной степи, стихиям больших вод и великих гор - душевные качества казахов, жизнь которых столь близка к природе, было прекрасным и предрасположенным к счастливому существованию на своей Сары-Арке.
И вдруг: “Мы рабы с самого рождения, и таким наше поколение останется до конца”, таковы последние слова Кахармана, истинного казаха, который уже вполне цивилизован и, следуя заветам великого Абая, воспринял ум, науку, историческую, социальную и политическую культуру великого российского Севера. Отчего же такие страшные слова о своем рабском происхождении, и разве для рабского положения призывал Абай соединяться с Россией в общей политической судьбе?
Если нет, тогда отчего народ и страна “Казахия” допустили такое, что высохло и на сотни километров ушло от берегов своих Синеморье (Арал), пресеченное от питающих водных артерий Амударьи и Сырдарьи, и мертвый ветер гнал тучи соленой пыли над когда-то цветущими приаральскими долинами? Чья злая воля превратила в зону смерти степь вблизи Семипалатинска? Полигон. Байконур. Слова, ставшие символом невозвратности большого кочевья казахской Сары-Арки.
Герой романа Р. Сейсенбаева “Отчаяние” кончает с собой, успев дать наказ сыну: “Сынок! Хочу тебе сказать об одном: не смей уставать! Не будет пути - иди по бездорожью! Из последних сил - но иди!”. Что-то до боли знакомое в этих словах, что-то из мирового контекста, из прожитого не так давно эпохального опыта...
И у человека есть перед этой громадой безысходности одно лишь волевое трепетное пламя души. Это сказать “нет” всему представшему перед ним мировому злу. Это сопротивление и борьба с ним без всякой надежды на победу. Это “...не смей уставать! Не будет пути, иди по бездорожью!” Философия отчаяния. Стоическая позиция перед абсолютно черной беспросветной бессмысленностью человеческого бытия. Борьба с мировым злом и злым началом в себе безо всякой надежды на победу. И опора в своей жизненной позиции только на то, что по необъяснимой причине человек носит в себе, - изначальную совесть.
Так что у Роллана Сейсенбаева роман “Отчаяние, или Мертвые бродят в песках” - это поистине экзистенциалистский народный эпос, напоминающий “Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова”. Роман-катастрофа с темой гибели Аральского моря от людского вмешательства, с темой вырождения жизни в степи от радиации ядерных полигонов Семипалатинска, Байконура и связанного со всеми этими признаками наступающего Армагеддона человечества: с постепенным вырождением, погибелью, исчезновением всего живого на земле. Мировая проблема, пришедшая и в Степь...
Слава Богу, объявленный Иоанном Богословом Армагеддон ожидают уже две тысячи лет, и он все еще никак не завершится полной погибелью мира. И даже есть все явные признаки того, что мир человеческий процветает, вооруженный достижениями науки и технической цивилизации. И мы живем, наслаждаясь благами, приносимыми этой цивилизацией. Но можем ли мы успокоиться и блаженствовать, вкушая обильную пищу генно-модифицированной продукции, летая на сверхдальних лайнерах по миру, забираясь в космос в предвкушении его “покорения” силою разума своего? Поняли мы, человечество, свой феномен, знаем ли мы, кто такие и куда мы идем?
И не ошибаемся ли мы, что все нам простится за наши грехи в прошлом и настоящем?
О том, говорит Анатолий Ким, и есть книга выдающегося казахского писателя Роллана Сейсенбаева.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение