|
Сагымбай Козыбаев
Жонгары Необходимое пояснение. Почему хрестоматийная история воспринимается сухо и скучно? “...В таком-то году состоялась битва, избрали царем такого-то, на его место пришел такой-то...”. Ведь это судьбы целых народов, океан человеческих характеров и поступков, психология и нравы времени. Подобное требует более живописного, я бы сказал, подхода. Публицистического или художественного. Тогда легче воспринимается. Но есть опасение другого рода. История не приемлет панибратства, не терпит искажений, точными и конкретными должны быть даты, имена, происходившие события. Необходимы детальный анализ, сопоставление и изучение многих источников. А если последних недостаточно, а порой и вообще нет? Так, казахскую историю не принято было фиксировать письменно. Все осталось в устных сказаниях. Попробуй разберись, что, где и как было. Даже такие знаменательные и крупные сражения, как Булантинское или Аныракайское, имеют разночтения. В разных учебниках и у разных авторов разнобой, иногда берут с потолка. А ведь это всего-навсего XVIII век, близкий по историческим меркам. Страна все еще нуждается в дотошных Карамзиных, Соловьевых, Костомаровых, Ключевских, Платоновых... Вот их сколько было в соседней России.
|
Кожаберген-жырау
|
Ойраты, жонгары (джунгары, жунгары). В принципе, это корни современного этноса калмык. Как кыпчак - казах, как бы одно и то же. Но не все так просто. Западно-монгольские племена ойратов в XV-XVI веках занимали райские места - предгорья Алтая, Тарбагатая, верховья Ертыса (Иртыш). Именно племена, поскольку некоторые из них были омонголизированы предыдущими столетиями. Значительную их часть, к примеру, составляли кереи и найманы - предки современных казахов. Надеюсь, никого не обижу этим историческим фактом. Посмотрим на состав этих племен - дербеты, хошауты, торгоуты, элюты. Их возглавляли свои царьки, так называемые тайши, ведшие свою родословную от кереитского Ван-хана (Тогрул). Того самого, который был побратимом (анда) отца Чингисхана. Ван-хан способствовал скорому могуществу Темучина, после чего тот стал всемонгольским каганом. В начале XIII века и кереи, и найманы, теперь уже разбитые сюзереном, бежали кто куда, очутившись за сотни километров от родных мест. А затем объявили себя вместе со всеми кыпчаками подданными Чингисхана, став костяком его улусов - централизованных древнеказахских государств. Сегодня кое-кто из ретивых моих соотечественников, профессионально далеких от истории, утверждает, что Чингисхан был не просто тюрком, а чистым казахом. Причем конкретным - найманом, кереем, жалаиром, на худой конец, шапыраштинцем. Удивительно, как из числа претендентов выпали аргыны. Вах-вах, вот куда заводят амбиции! Как говорил покойный Гер-аға (Бельгер): “Ойнама Кљзембаймен”. А знать-то надо одно минимальное: любое вкусное блюдо состоит из разных компонентов. Если сопоставить его с высшей материей, то именно так и с конкретной личностью: чего там в крови у него не намешано! Ближний всем пример - биография Ленина, кстати говоря, имеющего и калмыцкую кровь.
|
Хунтайши Цеван Раптан
|
Вернемся, однако, к калмыкам. Конец XVI века. Жонгары пытаются захватить казахские земли Жетысу. Начинают со скромных набегов. Терпят ряд поражений. Но это их не останавливает. Через менее безлюдный Северный Казахстан усиливают движение на запад. Проходит лет тридцать, и в 1628 году они вновь терпят поражение в одном из крупных сражений на Иртыше. Союз ойратов распадается, и часть их вновь устремляется на запад. Она покоряет земли казахов мангкытских родов. Бывший Мангкытский йурт (в конце XIV-XV веков Ногайская орда Едигея, выдающегося деятеля Золотой Орды. - С.К.) оказывается в конечном счете в составе нового государства в низовьях Волги - Калмыкского ханства. Россия, не моргнув глазом, выделяет ему протекторат. Умирает казахский хан Есим. В степи, как обычно, начались усобицы. Ханский престол занимает Жанибек, старший сын, однако не лыком шит и второй - султан Жангир. В памяти народа он остался талантливым военачальником, связавшим свою жизнь с борьбой против жонгарской агрессии. Оставшаяся часть ойратов, теснимая с востока, создает к 1635 году Жонгарское ханство на землях современного Восточного Казахстана. К этому же времени относятся наиболее крупные сражения. В одном из них султан Жангир попадает в плен, сумев освободиться через время. В начале сороковых годов жонгарам удается собрать 50-тысячное войско, и оно вторгается в казахские кочевья. Жангир, ставший к этому времени ханом, не успевает собрать должное ополчение и вынужден выступить с малой дружиной - менее тысячи отважных джигитов. Местность Кызылкия в Южном Казахстане навечно входит в историю. Жангир, обреченный на поражение (соотношение войск - один к пятидесяти), впервые применяет огнестрельное оружие. В разгар боя успевает на помощь армия казахского батыра Жалантоса, эмира Самарканда, ударившая в тыл врага. Калмыки во главе с хунтайши Ерден-Батуром в беспорядке отступают. На расстоянии за происходящим следит третье лицо - Россия. Она спокойно продает жонгарам оружие и военное снаряжение. Через девять лет после описываемых событий жонгары, собравшись с силами, вновь устремляются в казахские степи. У порога XVIII век, не менее трагичный в истории казахов. Кровопролитные войны происходят теперь на фоне распада Казахского ханства. Весной 1723 года 70-тысячное войско жонгар, не встретив особого сопротивления, победным маршем, сжигая все на своем пути, проходит предгорья Алатау, перейдя Чу, вторгается в Ферганскую долину. Разрушаются Туркестан, Сайрам, Ташкент. Не менее ста тысяч казахских воинов погибают на поле брани. Из каждых десяти казахов мирного населения четверо гибнут от жонгарских мечей. Оставшиеся спасаются бегством в сопредельные края. Царь калмыков, хунтайши Цеван-Раптан (Севан Рабдан), празднует победу, его стан полон степными наложницами. Беда одна не ходит. В клочья разодранную страну не прочь добить и другие. В пойме Волги на исконные казахские земли нападают калмыки-торгоуты, чуть ниже на Урале - казаки и башкиры, с юга не дают покоя беки Коканда, бесконечно сменяющиеся ханы и эмиры Бухары и Хивы. В эти трагические дни и появляется песня-плач Кожабергена-жырау “Елiм-ай!” (“О, Родина моя!”). Она звучит так же, как спустя почти два века, в 1941-м, “Вставай, страна огромная!”. Набатно, вызывая слезы, раздирая и сплачивая сердца. Казахи трех жузов скрепляют кулаки. Деваться больше некуда, лишь одно - быть или не быть. Осенью 1726 года на берегу речки Буланты в горах Улытау объединенное войско трех жузов наносит сокрушительное поражение жонгарам, а через три года закрепляет успех в Аныракайском сражении юго-западнее Балхаша. Эти две битвы по размаху и значимости не уступают мировым аналогам. Они являются знаковыми, священными, предопределившими место степняков в мировой истории. В войне с жонгарами казахи так и остались без помощи извне. В интересах России попеременное ослабление враждующих сторон, извечная тактика заинтересованных в своем государств. В 1755 году начался распад Жонгарского ханства. Китаю оставалось лишь малой силой подтолкнуть ход событий. Что и случилось через три года.
|
Кирсан Илюмжинов
|
...Как-то в Москве в знаменитом Доме журналистов, традиционном месте важных брифингов, оказался за одним столом с Кирсаном Илюмжиновым, президентом Калмыкии, мировым шахматным боссом. Потомок ойратов, подымая тост, обронил: “Некогда наши предки храбро сражались, кровь наша смешалась, и мы все братья теперь вовек”. Все верно. Тезисы правильные. Кто бы возражал. Жить надо в мире. Но история непереписываема. Предки-то сражались храбро, но друг с другом. Былые раны, очевидно, рубцуются. Но помнить свое прошлое, знать его необходимо. И казахам, и калмыкам. Последние в свое время, в XV веке, владели огромной территорией, охватывавшей Большой Алтай и горы Хангай от Тарбагатая и Джунгарии до юго-западного берега Байкала, включая Черный Иртыш, Урунгу, Кобдо, верховья Селенги. Меня во всей этой казахско-жонгарской грустной эпопее одновременно поражают дух и воля калмыков к жизни. Надо же пройти многотысячный переход через казахские степи в европейскую часть, закрепиться на новом месте, по территории равном трем Армениям, и возродить тибетский буддизм, одну из трех мировых религий. В анклаве, в самом сердце России!
|
Аныракайская битва
|
Выкованное веками Что советовали мудрые акыны-пилигримы, беря в руки домбру? Как правило, что-то назидательное. К примеру. Если болит голова - обращайся к знахарю, пришла беда - иди к справедливому, пухнешь от голода - ступай к богачу, скучаешь от безделья - направляйся в гости, страдаешь от нищеты - бери палку и сторожи овец. Что вполне резонно.
* * * Мнение по-казахски о красивой женщине. Одни лицом луноликие, другие красивы руками - они мастерицы, у третьих душа красивая, светится. Последние и считались самыми подходящими для совместной жизни.
* * * У красивой женщины муж всю жизнь в карауле.
* * * И еще о женщине. Казахи в степи их тоже делили, извините, на три сорта. Любимая женщина, кто она? Никогда обиды не держащая. После ссоры отходчивая. Нежная к мужу. Работящая. Такая достойна превозносения, и таких в жизни ищут. Обычная женщина - это обидчивая, предъявляющая претензии. Долго приходящая в расположение. То чиста ликом, то тучи темнее. С такими жили и живет большинство. Как говорится, стерпится-слюбится. Какая же нелюбимая? Жадная, всем недовольная, легковесная, неблагодарная, склонная к пакости. Где же выход? Поиск другой. Не обязательно разводиться. Отсюда и тяга к многоженству. И брали, мужья-шайтаны, все же молодых, питая пристрастие к ним.
* * * Казахи, произнося мудрые слова, до сих пор охотно пользуются рифмой и рефреном. При переводе на другие языки они теряются. Думаю, из-за скудости чужеродной лексики. Вот, к примеру, наиболее короткое восьмистишье из XV века. Ағаштың иманы - шот, Шаңырақтың иманы - от, Сөздің иманы - шың, Судың иманы - шым, Тастың иманы - құм, Жіптің иманы - пым, Беттің иманы - нұр, Үйдің иманы - сыр. Увы, перевод может быть лишь подстрочным и приблизительным. К тому же срифмованы разнопонятийные слова из двух-трех букв - шот, от, шың, шым. Итак, суть. Она абсолютно прозаичная: что без чего не обходится и не должно. Дерево нуждается в мотыге, очаг - в огне, слово - в истине, вода - в почве, камень - в песке, нитка - в цвете, лицо - в благообразии, дом - в уюте. Стиха как такового нет. Но есть магия слов, а в ней - жизненная мудрость.
В гостях у Фемиды Представителям силовых структур все сходит с рук. Даже совершившим уголовное деяние. К судьям, вершащим вердикт, доверие вообще угасло. В Шымкенте полицейский, сбивший менее года назад на пешеходном переходе семью из трех человек (глава семьи погиб на месте), получил пару лет с хвостиком условно. И его освободили в зале суда. Но самое интересное: в багажнике брошенной машины (полицейский, естественно, сбежал с места происшествия) нашли арсенал оружия: снайперскую винтовку, два карабина, пистолет. Это также уголовная статья - незаконное приобретение, хранение и перевозка. Шымкент, Риддер, Костанай. Это не единичный случай. Места и имена лишь мелькают. Вопрос в безнаказанности. А вот рыба покрупнее. Беглого банкира с громким именем, объявленного вроде в международный розыск, нашли-таки. Не где-то за предполагаемым кордоном, а в Москве, которая как бы под боком, имеет честь быть в едином пространстве стран Содружества. По-моему, банкир и не скрывался, чего его искать-то. В любом случае откупится, не сомневайтесь даже. И все же лучше “Фемиде” в руки не попадать. Безабыройное это дело. Чести не прибавит. Ни той, ни другой стороне.
Да скифы мы... Русские-украинцы. Армяне и грузины. Казахи-узбеки. Ясно иногда, что говорят о соседних родственных народах в быту сами же они. Помощь армянского радио не потребуется. Все знают: москали, хохлы и прочее. У нас тоже есть в Средней Азии иносказания. Был в истории казахов так называемый Узбекский Улус. Появление такого названия связывают с именем казахского хана Өзбека (Узбека в русских источниках), авторитет которого был столь велик, что всех его подданных в XIV веке стали называть собирательным термином “узбек”.
|
Узбек хан
|
Улуг Улус, или, как принято сейчас называть, Золотая Орда, - часть монгольской империи на казахской земле. Ханов было тьма. Но во времена правления одного из могущественных - Узбек хана (1312-1342) из династии Батыя - Орда достигла наивысшего расцвета. Хан провозгласил ислам государственной религией, умело вел оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. Все управление Ордой передал наместникам верховного хана - биям, визирям, баскакам. Ввел правовые нормы, способствовал развитию градостроительства, открыл торговые фактории, которые перерастали в крупные городские центры - Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Судак), Чембала (Балаклава). На самом деле хан Узбек к термину “узбек” в современном понимании отношения не имеет. “Когда хан приходил куда-либо, то каждый, кого спрашивали: “Кто эти пришельцы?”, принимал имя своего военачальника и государя, которым был Узбек хан”. Это объяснение дано в таджикском сочинении XV века “Генеалогическое древо тюрков”. Избравшие ханом Узбека, а вслед за ним и Абулхаира, племена были: кият, аргын, уак, мангкыт, конырат, найман, керей, уйгур, карлук, уйсун и другие. Из них и выковался термин “казах”. Представители шейбанидов из ветви Джучи обосновались в Маверанахре и стали узбеками. В 1465-1466 годах множество кочевых кланов, подданных Абулхаира, присоединились к другим чингизидам - Керею и Жанибеку, став независимыми. С тех пор эти кочевники, отделившиеся от Узбекского Улуса, и стали называться казахами. А вот как на бытовом уровне отзываются друг о друге казах и узбек, я, пожалуй, воздержусь высказаться. Но, как на Украине, уж точно не скачем. |