|
Анна Шелепова
Улыбайтесь! Вас снимают
Это аморально, безнравственно и недопустимо, скажете вы, ужаснувшись перспективе, что работодатель сможет узнать, что вы полрабочих дня играли в сетевую игру или переписывались по “аське”. Кстати, по результатам российского исследования, 90 процентов россиян используют Интернет на рабочем месте в личных целях. Из них 86 процентов занимаются чтением новостей, 80 ищут информацию, не связанную с работой, 60 общаются с друзьями по IСQ.
Наверное, любой человек напряженно воспринимает ситуацию, когда за ним наблюдают или контролируют его частную жизнь. Это касается не только звезд политики и шоубиза, но и тех, кто попал в объективы камер, будучи, к примеру, обыкновенным офисным сотрудником или продавцом.
У автора этих строк был опыт работы в крупной компании, стены которой были буквально увешаны жучками и камерами, громкая связь была даже в туалете и на кухне. Камеры в кабинете были установлены таким образом, что одни своим пытливым глазом смотрели прямо на сотрудников, сидящих за ПК, а другие располагались за их спиной, чтобы следить за монитором экрана. Ситуация усугублялась тем, что топ-менеджеры находились за стеклянными стенами, тонированными так, что клерки их не могли видеть.
Должна признаться, что “ушки”, “глазки” и тонировки ни чуть не стимулировали сотрудников к работе, скорее, наоборот угнетали атмосферу: напряжение нарастало и сотрудники срывались. Одни, на вид вполне здоровые, уравновешенные люди, поработав несколько месяцев под прицелом видеокамер, могли просто начать плясать специально на камеру, другие корчить рожицы... Кстати, в компании была страшная текучка кадров.
Понятно, что все руководители хотят знать, что делают сотрудники в рабочее время. Ведь бесконтрольность и свободный доступ к ресурсам могут спровоцировать различные виды злоупотреблений персоналом. Тут возникает вопрос: как соблюсти баланс между уважением и доверием и четким контролем? Одно дело - отметка времени прихода на работу с помощью записей или магнитных карт, ограничение доступа на часть ресурсов в Интернете, блокирование межгорода. И совсем другое - если руководство компании откровенно нарушает конституционные права: записывает и прослушивает разговоры, читает переписку, устанавливает камеры в туалетных комнатах, изучает распечатки с личного сотового и т.д. Такой офисный вуайеризм, то есть любопытство, наносит огромный вред психологическому климату.
Как считают психологи, если контроль за деятельностью сотрудника - необходимость производственная, то желание контролировать жизнь граничит с патологией. Подобным образом некоторые руководители самоутверждаются и достигают самоощущения “высшего существа”, которое в силах контролировать чужую жизнь.
Конечно, выбор остается за сотрудником: продолжать работать в компании или поискать себе место где-то еще. Ничего уж не поделать, городские джунгли диктуют свои условия - жить в вечном стрессе мегаполиса. Если не можешь, езжай в село, а на твое место придет более стрессоустойчивый человек новой формации.
И однако жесткий контроль все чаще приводит к тому, что сотрудники начинают считать босса врагом. В результате коллектив разделяется на тех, кто объединяется против общего врага, и тех, кто предпочитает “дружить” с сильным противником. Такое разделение создает атмосферу недоверия и ведет к появлению множества разрозненных “неформальных” групп. |