|
Ольга Шишанова Сбыт продукции, нехватка оборотных средств и сырья - основные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня отечественные компании. Об этом говорили на первом в текущем году заседании комитета торговли президиума НПП РК “Атамекен”
Казахстанским товарам сложно попасть на полки супермаркетов. Несмотря на многочисленные проводимые акции, такие как “Покупай казахстанское”, в торговле республики по-прежнему наблюдается засилье импортных товаров. И потому на проблему со сбытом жалуются многие предприниматели, но, к сожалению, пока безрезультатно. Так, представители компании “Новый запад”, что на протяжении десяти лет занимаются изготовлением губок для мытья посуды, салфеток, мусорных пакетов и одноразовой посуды, свою продукцию до сих пор реализуют на рынках и через сеть небольших розничных магазинов. “Зайти” в крупные супермаркеты предприниматель не может. По его словам, “крупные дистрибьюторские компании работают с известными брендами, с нами почему-то не хотят работать”. Что касается торговых сетей, то они запросто все полки продают, но “мы не можем их купить и конкурировать, потому что у нас нет бренда. В две торговые точки мы пока зашли, да и то - через личное знакомство с руководством. В остальные нам не пробиться. Если и предлагают, то для 1-2 позиций, хотя у нас ассортимент большой. Мы готовы платить за маркетинг, но мы не можем конкурировать с дистрибьюторами, которые держат крупные бренды”, - сетует предприниматель.
На что ОЮЛ “Союз торговых сетей РК” парировал тем, что причина таких проблем якобы кроется в отсутствии грамотной маркетинговой стратегии компании. И потому исполнительный директор объединения Андрей Калмыков посоветовал предпринимателям в первую очередь заняться разработкой собственного бренда и сформировать для супермаркетов маркетинговое предложение. “Не надо конкурировать с международными производителями аналогичной продукции. Это бесполезно, и это не та работа, которую вам нужно вести. Нужно свою работу делать хорошо”, - заявил Калмыков. Однако ситуация с фирмой “Новый запад” - случай не первый и далеко не единственный. Так, согласно данным паспортизации, на проблему со сбытом, равно как и на трудности с нехваткой сырья и оборотных средств, указывают компании, занятые в сферах пищевой, легкой и химической промышленности, машиностроения, мебели и строительных материалов. Например, молокоперерабатывающее предприятие компании “Капитал Натур Продукт”, более известное своей торговой маркой “Аршалы”, давно и прочно укрепилось на продовольственном рынке Казахстана. Однако у фирмы другая проблема - выпускаемые ими молоко и кисломолочные продукты расходятся в основном только по школам и детским садам Астаны. Дело в том, что, по словам учредителя “Аршалы” Вальдемара Хильдта, компания закупает молоко в основном в личных подсобных хозяйствах, объединившихся в сельскохозяйственный производственный кооператив. Однако по причине того, что молоко идет с личных подворий, его часто не хватает, и, как следствие, количество не удовлетворяет мощностям предприятия. Но тогда, может быть, есть шанс через правительство добиться решения вопроса, чтобы торговые сети шли навстречу в таких вопросах? Тем более что вопрос поддержки отечественных производителей, в том числе с упором на развитие производственных кооперативов, неоднократно поднимали на правительственном уровне. Однако председатель комитета торговли Кайрат Мажибаев, который должен выступать в правительстве на стороне предпринимателей в этом вопросе, почему-то ссылается на странные формулировки о том, что “торговые предприятия должны иметь четкую программу развития местного содержания”. Но бизнесмены, которые заявляли о своих проблемах более чем ясно и четко, давно ее имеют, и потому советы Мажибаева о том, что, “чем больше ты продаешь местной продукции, тем больше привилегий имеешь”, звучат весьма неубедительно и, попросту говоря, ни о чем, напоминая замкнутый круг и снова оставляя предпринимателей в недоумении. Единственное, чего добились бизнесмены по итогам заседания в этот раз, так это составления детальной информации, которую НПП “Атамекен” должна будет предоставить в ОЮЛ “Союз торговых сетей РК” о том, какие торговые сети на каких основаниях и каким компаниям конкретно отказывают в размещении товаров.
Астана |