|
Константин Маскаев Кемерово пережил третий день траура по погибшим. Перелестнули официальный день скорби и во всей России. Без специального объявления на эту жуткую трагедию откликнулись во многих странах. Во всех областных центрах Казахстана, городках поменьше, райцентрах тысячи людей собирались на площадях, приносили цветы, игрушки, самодельные плакатики и открытки со словами сочувствия, сопереживания, выпускали в небо белые шары - символ воспаряющих невинно ушедших душ детей и взрослых
Эта трагедия оказалась без преувеличения всенародной и безграничной. Еще долго будут искать ответы на вопросы, почему это произошло. Неизбежно распутают цепь, звенья которой сложились из злоупотреблений, мздоимства, попустительства, халатности, разгильдяйства и равнодушия. Много чего найдут и раскопают, в том числе и в других городах. И накажут. Словом, ответят на вопросы “Почему?” и “Что делать?”, чтобы такое больше не произошло. Но я позволю себе задаться вопросом, ДЛЯ ЧЕГО это произошло. Не потому что это кем-то подстроено, нет. А потому что эта величайшая трагедия в отдельно взятом провинциальном городке на юге Западной Сибири будто рассказала нам, в кого мы незаметно превратились, когда стали считать уютным гостеприимным домом гипермаркет. Не нужно объяснять, что в каждом крупном городе у такого места свое или свои названия. Десятки так называемых моллов, связанных в торгово-развлекательные сети или отдельные центры, где людям предложили весьма заманчивую, но в то же время примитивную модель времяпрепровождения. Эти “пылесосы для денег” и “таймкиллеры” хорошо легли в предложенную сравнительно недавно модель поведения - исключительно потребительскую. Всего немногим больше десяти лет назад она воспринималась как прогрессивная, поскольку компенсировала товарный голод, который мы испытывали в период тотального дефицита. А оказалась ловкой манипуляцией. Идеология потребления проросла, прижилась очень быстро, а затем незаметно стала и главной мотивацией. И в государствах, так стремившихся побыстрее откреститься от “совка”, видимо, пропустили момент, когда общество забыло об альтернативе, которую прежде можно было противопоставить потребительской модели поведения. Оказалось, не важно, что потреблять: одежду, фаст-фуд, кинофильм или телепродукт, где многое также заточено на идеологию потребления. Даже новости мы потребляем, не особо вникая в их суть. Потому что новость текущего момента к следующему часу превратится в “старость”, “бая-я-я-а-ан”, как говорили совсем недавно, и ее вытеснит очередное “бла-бла-бла”, которое также не оставит следа в памяти и не затронет ничего в душе. Так же быстро сегодня стареют всевозможные устройства - гаджеты, предметы бытовой электроники. На смену им идут другие - с дополненным функционалом. Отстать в этой системе - значит проявить признак неудачника, аутсайдера. Нужно соответствовать окружению: все знакомые, друзья, друзья друзей и их родственники проводят
время в каком-то условном востребованном и тонко прокачанном “эльдорадо”! Ты пройдешь мимо? Ну ты лузер!
Впрочем, с позиции государства, которое еще только находится в поиске национальной идеи, такая модель себя может оправдывать. Запросы общества несложно просчитать и довольно легко удовлетворить, когда они низведены до уровня весьма непритязательных потребностей. Раз в несколько лет такое общество используют, чтобы получить голоса на выборах, в остальное время можно ограничиться удовлетворением запросов корпораций, которые своими размерами все чаще превосходят целые государства, поскольку успешно производят самый разнообразный продукт потребления. Я хочу спросить тех, кто родился в 60-70-е, то есть своих сверстников, своих старших братьев и родителей - сколько времени вы (мы) проводили в магазине? Пожалуй, ничто не могло задержать нас в торговой точке (кроме, пожалуй, ожидания в очереди) дольше, чем это требовалось для оформления покупки. Что мы получили теперь? Посещение гипермаркета для многих стало квинтэссенцией отлично проведенного выходного дня в кругу семьи. Почти одна и та же выверенная схема по пунктам: прибытие, сопряженное с поиском места на парковке; размещение детей в игровой зоне; блуждание по торговым площадям и покупка недорогой и недолговечной одежды; обед и ужин на фудкорте или в ресторане; киносеанс (вместе с детьми или без них - их снова можно где-то пристроить, чтобы они весело провели время, потребляя мультпродукцию, аквагрим или карусели с попкорном); возвращение домой. Выходной день прожит, как и предыдущий уик-энд, - ярко и беззаботно. Осталось с телевизионным пультом в руках поужинать привезенными из этого же “эльдорадо” готовыми блюдами или продуктами из супермаркета. Ведь это так понятно: главы семейств всю неделю трудились и заработали себе небольшое вознаграждение и возможность хотя бы здесь расслабиться и особо “не париться”, чем занять себя и детей. Иллюзия творчества и деятельного участия в процессе воспитания, проявление заботы: деткам так нравится наш любимый ТРЦ! Наверное, многие видели в эти трагические дни интервью с кемеровчанами, чьи близкие - родственники или друзья - не смогли выбраться из огненного лабиринта. Они говорили о том, что совершенно невозможно выразить словами - о горе, которое их постигло и КАК оно их постигло! И в то же время в словах иных звучала досада на то, что в их привычном и хорошо усвоенном укладе что-то пошло не так, сломалось. Рухнуло то, что прежде внушало иллюзию стабильной и гарантированной респектабельности. Что-то вроде - мы так любили проводить время в этом нашем “эльдорадо”, а оно нас предало... Мы стали другими. Наши дети - точная копия нас сегодняшних - другими они не были и быть не смогут, если мы не покажем им альтернативы и не объясним, что потребляем не сами блага, а символы, которые лишь симулируют эти блага. И настоящие ценности следует искать далеко от этих мест. Мы уже обжились в этой зоне комфорта, где наши ожидания и реакции просчитаны маркетологами, знакомыми с психологией. Но мы должны понимать, что сделано это не в наших интересах. Не мы им платим, хоть отдаем им деньги. Мы приходим потреблять все возрастающие потребности, готовы за это платить. А нам внушают - не такие уж и большие деньги: повсюду сплошной незавершающийся sale, “ликвидация коллекции”. Как повезло - “две вещички по цене одной”! Параллельно замечу, прежде мы никогда еще не производили столько мусора. И речь вовсе не о растущем объеме разнообразного упаковочного материала, который нужен и предназначен только для того, чтобы клиенту было удобно донести приобретение до дома или всего лишь просто забрать с прилавка. Сами вещи - одежда, обувь, бытовая техника, автомобили - быстро приходят в негодность. Их и тачали на сезон. А караваны новинок уже проходят таможенную очистку. Торгово-развлекательные центры или моллы не наше изобретение. Первыми их вкус отведали американцы в период послевоенного экономического бума. Тот самый средний класс, принадлежность к которому принято воспринимать как символ финансовой зрелости и успеха. Искусственный город в городе, на улицах которого всегда чисто, сухо и светло и с деревьев не облетают листья. Всегда распахнутые двери самых разнообразных магазинов, ателье, салонов красоты, предприятий бытового сервиса, развлекательные заведения, кинотеатры, точки общественного питания под самые различные запросы, туалетные комнаты... Все сделано для того, чтобы человек мог потреблять много, сразу, не утруждая себя поиском или созданием благ. В эту потребительскую концепцию, также охотно подхваченную нами, хорошо ложится практика кредитов под текущие расходы на сиюминутные запросы. Можно было бы продолжать. Но нужно понимать, что, став абсолютной ценностью современного общества, потребление вытеснило из социальной жизни все остальные. Но ведь это не наши ценности! Нам транслируют что-то чуждое, но так замечательно поданное: украшенное и упакованное. Как пресловутые бусы, за которые колонисты отметали у аборигенов их земли, а потом сожгли в огне цивилизации и самих аборигенов. |