|
Сагымбай Козыбаев Золотая Орда Сколько ее хулили в мировой хронике, в прежней советской историографии. Отзвук далеких веков интерпретировался в угоду различным государствам, общественным строям. Каждый писал об этом, как бог на душу положит. Вот и в России создали фильм на эту тему, прокрутили по Первому каналу. Среди актеров и наши, казахстанские. Обрадовала тональность - благожелательная, с добрым чувством к былому инакомыслию. Золотоординский хан любит русскую княжну, владимирский князь - татарскую пленницу, русский хлопец -художник воспылал страстью к ханской любимице из его гарема. Было такое? В принципе, да. Интернациональные нотки, словом, присутствуют. Вместе с тем русский князь убивает брата из-за измены, он же проклинает сына за коварство, не лишая жизни, дабы вечно мучился. И это было. И пришедший к власти новый хан вырезал, как правило, всех своих братьев: и родных, и сводных, счет которым иногда шел на десятки. Радует реальная переоценка. Да и ига, как такового, на Руси не было, о чем не устаю твердить в своих публикациях. История - по-прежнему тонкая мембрана. В ней чего только не было намешано! И той же любви. И моря крови. Мести, ненависти к чужеродному. Создания угодных стереотипов. Неприятия расовой принадлежности, другой религии. Как ни одна наука, история требует непредвзятого взгляда. В общечеловеческом мире ратовать надо за взаимное уважительное отношение друг к другу. Все народы, все нации достойны друг друга. О художественных ценностях восьмисерийного фильма судить не берусь, не киновед, не моя стезя. Мне по душе предпосыл, сближающий души, а не отталкивающий.
|
Кадр из фильма “Золотая Орда”
|
Балаган В творческих союзах страны такое творится! Если одним словом - раздрай. То “бунтуют” киношники, то писатели. И все это в первом весеннем месяце. Очередные съезды других союзов, очевидно, на подходе. Симптоматичен заголовок полосы одной из республиканских газет о только что прошедшем XV съезде кинематографистов: “Друзья, напрасен ваш союз...” (Central Asia Monitor, 2018, № 9). А в союзе этом 280 членов. За последние пятнадцать лет ряды его не пополнялись. Не до этого. Сплошное выяснение отношений. “На съезде у меня было такое ощущение, что собралась по большей части толпа любопытных, которые смотрели, чем же кончится эта свара”, - комментирует один из известных режиссеров Б.О. Слава богу, драки не было, кроме словесной. Но и этого было достаточно. Кое-кто из именитых принял решение приостановить свое членство. Демонстративно. Это что? Фору дают люди пишущие, так называемые писатели, другим не чета. Реализация “Рухани жаѓғыру” во многом, по сути, на их плечах. Небольшое отклонение. Еще с десяток лет назад в своих критических заметках о статус-кво отечественной литературы незабвенный Герольд Бельгер привел интересный факт: “Членами Союза писателей Казахстана являются ныне 700 человек”. “Они что, все писатели?” - с недоумением якобы спросил президент в беседе с известным писателем Смагулом Елубаевым. (См. “Плетенье чепухи”, 2017. Четырехтомник, т. 2, с. 46.) Сегодня, наверное, членов СП отнюдь не 700, а гораздо больше. В справочнике “Қазақстан жазушылары” (2009) только на букву “А” насчитал более ста персон. За бортом остались наиболее распространенные казахские фамилии на буквы “Б”, “Ж”, “К”, “Қ”, “М”, “Н”, “С”, “Т”, “Ш”. Тот же Бельгер вспоминает перипетии своего вступления в Союз писателей. Мурыжили его целых пять лет. “Ну а далее в союз стали принимать косяками. Принимали даже постовых милиционеров”. Зачем быть членом СП? Лично не вижу в этом смысла, необладание “корочкой”, по крайней мере, избавляет от оскорблений и балагана, которые были на состоявшемся 12 марта съезде писателей. Сплошной масқара! Ноль намыса. Как говорил Гер-аға: “Е-е... несін айтасын?”. Для себя выяснил лишь одно радужное: председателями правления обоих союзов избраны достойные коллеги, питомцы журфака, мои ученики. Оғанда тәуба!
|
Конфуций
|
На крыльях любви Обратил внимание на одну закономерность. Любая однополая компания, расслабившись, ведет речи о противоположной. Девичник - о мужчинах, о слабом поле - мужики. Сидим в мужской компании. С некоторыми встречаюсь впервые. Через время рядом сидящий вытаскивает из бокового кармана пиджака листок с женскими именами. Выписаны в столбик, список пронумерован. Число где-то за 80. Незнакомец так, между делом, оброняет: “Это женщины, с которыми у меня были любовные отношения”. “Да ладно!” - успевает сказать приятель, с которым тот в этот момент общается. Ну что же, человек чрезмерно увлекается женщинами. С кем не бывает. Но надо же, зачем-то составил список. Видимо, на досуге подумав, что жизнь проходит и что же в ней было такого, чтобы потом приятно вспомнить. Дома в накопившейся кипе книг отыскиваю одну. На невзрачной третьесортной бумаге. Купленную попутно в газетном киоске. Настало время пролистать ее. Изданная в Москве для ширпотреба (и стоит-то 100 тенге), книга называется “Сходить с ума от любви - это нормально”. Автор - некий Борис Крутиер, представленный читателям “одним из выдающихся афористов современности”. Книга состоит из семи разделов. Каждая страница в разбивку из шести афоризмов автора, из одного предложения о любви, о женщинах. Заголовки глав интригуют: “От верных жен уходят к неверным”, “Женщина, как жизнь, обещает больше, чем дает”, “Чем больше счастливых браков, тем меньше удачных”, “Бесплатного секса даром не бывает”. Раскрываю наугад книгу. Позволю выписать некоторые из афоризмов: “Любить чужую жену - преступление, свою - наказание”, “В любовных играх с дурочками мудрецы чаще остаются в дураках”, “Какой же волк откажется от телячьих нежностей”, “Созревшие женщины падают сами”, “Жене лучше знать, в кого дети”, “Жена еще может быть другом мужа, ее подруга - никогда”. Ну и в таком духе вся книга. Представляете, более 1300 метких изречений одного автора на одну тему. Впечатляет! Понимаю теперь того парня в компании. В жизни мужчины действительно всегда есть место женщине. И не одной, как оказывается.
Шутка Интересную казахскую шутку приводит в своих записях Герольд Бельгер. Выписал ее. “Джойт (еврей) обращается к врачу за три дня до болезни. Орыс (русский) идет к врачу в день недомогания. Казах посещает врача за три дня до кончины”. Так оно и есть. Никакого национального ущемления не вижу в этой озвученной писателем шутке. Вывод один: всем надо жить долго!
|
Одно из семи чудес света - гробница царя Мавсола
|
Галикарнас В Адане случилось землетрясение. Находился не так далеко, в городе Мерсин, до Аданы рукой подать - ста километров нет, а дальше сирийская граница. С того времени прошло двадцать лет. Счет потерял поездкам в Турцию - официальным и неофициальным. ...Нахожусь в другом месте этой страны. Туркам землетрясения в диковинку, Тавр и другие горы молодые, только начинают “возникать”. И теперь вот в Бодруме, на противоположном конце страны, “тряхнуло”. Всполошилась вся отдыхающая рать. А дух ушедших веков неумолимо напоминает: “Ей, айналайын, чего в этих местах не было. Думай с высоты колокольни”. Стараюсь. Кроме всего прочего, слышу о проблемах местных властей с утопленниками - беженцами из Африки. И млад, и стар мечтавшими попасть в Европу через Турцию транзитом. Ақ теѓіз, турки так называют Средиземное море, не так легко переплыть на утлых лодочках, к тому же переполненных. Счет утопленникам идет на сотни. Чужому горю отдых не помеха. Лежу на пляже и думаю о Галикарнасе. Так назывался в древности Бодрум. А это, извиняюсь, VIII век до нашей эры. А жили здесь еще ранее - с конца второго тысячелетия - карийцы. Этот полуостров, омываемый водами Эгейского моря (турки называют его Еге), англоязычные туристы окрестили “постелью Европы”. Думаю, от игры слов на английском Bodrum и bedroom. В VI-IV веках до нашей эры Кария была уже под властью династии персидских царей Ахеменидов, Галикарнас стал ее столицей. Государство включало большинство стран Ближнего и Среднего Востока. Остались свидетельства тех времен. В частности, галикарнасский мавзолей, одно из семи чудес света - монументальная гробница высотой 45 метров царя Мавсола (отсюда слово “мавзолей”), правителя Карии в 377/376-353/352 годы до нашей эры. В Бодруме теперь можно узреть его руины. С Ахеменидами связаны исторические имена Кира II Великого, покорителя Вавилона и Месопотамии, погибшего от рук царицы Томирис в наших среднеазиатских краях, Дария I, правившего 36 лет в период наивысшего могущества Ахеменидов, Ксеркса I, возглавившего поход персов в Грецию, Артаксеркса III, завоевавшего Египет. В 334 году до нашей эры 24-летний Александр Македонский осадил Галикарнас, не пощадив гарнизон из персов и соотечественников - наемных греков. Он полностью затем подчинил Ахеменидов и вторгся в Среднюю Азию. Прошли века, пока в Малой Азии лишь в конце XIII века возникло турецкое государство, в результате завоевательных войн в последующие еще три века сложилась Османская империя. Мы в гостях на турецких берегах, но и турки - гости перед матушкой историей. Этому есть объяснение. В Бодруме, у замка - крепости Святого Петра, возведенного в 1404 году, сооружен памятник греку Геродоту (между 490 и 480-м - около 425 года до нашей эры), прозванному “отцом истории”. В Галикарнасе великий ученый родился и творил. Это ему мир обязан сочинениями, посвященными описанию греко-персидских войн с полным изложением истории государства Ахеменидов, Египта, первого систематического описания жизни и быта скифов, к которым имеет отношение и наша Кипчакия. Но это уже другая тема повествования.
|
Памятник Геродоту в Бодруме
|
Благожелатели Всегда ли у богатого много друзей? Иногда хочется оспорить эти притчи царя Соломона. Сколько у тебя благожелателей, узнается в канун общечеловеческих празднеств: Нового года, Наурыза, Дня мужчин, женщин, Благодарения. Со временем они, благожелатели, убывают, звонков телефонных все меньше. Никто никому не обязан. Но ты же не в глухом, необитаемом лесу, вокруг окружение. Скорее всего, будни одолевают каждого, как неумалимые с возрастом болячки. Жизнь засасывает будто трясина. И приходит философия бренности: все суета и маета. У Пушкина прочитал одну занимательную мысль: зачем кусать груди кормилицы нашей, потому что зубы прорезались? Все противоположности примерно равны. Так и с людьми - одни с тобой, и то некоторое время, а другие исчезают, становясь миражом. А вот к Конфуцию следовало бы прислушаться: начни с себя. Делай доброе и человечное. Вот его нравоучения: “Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту”. Американцы обычно шутят, вот тебе монетка - позвони всем своим друзьям. Живи, парень, и будь добрым! И не кори, не суди потенциальных благожелателей.
|