Алла Иванилова На рынке труда снизился спрос на выпускников вузов и колледжей из-за несоответствия их квалификации требованиям работодателей. Виной тому, как предполагают депутаты, затянувшийся процесс внедрения Национальной системы квалификаций
По данным Министерства труда и социальной защиты населения за 2016 год, незаполненными остались 26 тысяч вакансий. При этом стены вузов и колледжей покинуло более 245 тысяч человек. Согласно данным комитета статистики Министерства национальной экономики, на 2016 год доля безработного населения с высшим образованием составила 28 процентов, со средним профессиональным образованием - 35,8 процента. Одна из основных причин того, что вчерашние студенты не могут найти работу, - отсутствие профессиональных стандартов. Точнее, они есть, но “не в полном комплекте”. По этой причине вузы не имеют возможности разрабатывать образовательные программы, обеспечивающие необходимые для рынка труда компетенции и квалификации. В итоге молодые специалисты, “грызшие” не один год гранит науки, остаются невостребованными. Взаимодействие рынка труда и системы образования происходит через внедрение Национальной системы квалификаций (НСК). Мировой опыт разработки НСК показывает, что это сложная и продолжительная работа, которую осуществляют в течение 10-20 лет. В Казахстане ее начали в 2012 году, когда в Трудовой кодекс впервые внесли понятие “Национальная система квалификаций”. В рамках займа Всемирного банка “Проект модернизации технического и профессионального образования” на 2012-2015 годы из республиканского бюджета выделили 923 миллиона тенге. При этом в рамках займа Всемирного банка уже другого проекта “Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест” на 2016-2020 годы на совершенствование профстандартов предусмотрено еще 4,6 миллиарда тенге. Между тем в период 2016-2017 наблюдается слабое исполнение плана освоения средств. Да и качество хромает. А все потому, что, как говорят эксперты, Всемирный банк уж больно усложнил требования к участникам конкурса по разработке профессиональных стандартов. Более того, в коллективном обращении руководителей пяти профассоциаций сказано, что ВБ “предъявили заведомо невыполнимые квалификационные требования либо те, которые могут быть реализованы при участии международных организаций”. В общем, “подгоняют под себя”. Но вот только этот подгон ничем хорошим не закачивается. За 2012-2015 годы (то есть в рамках профинансированного Всемирным банком проекта) из разработанных 449 профстандартов четверть поставлена на утрату. То есть 25 процентов оплаченной работы (заметим, для этой оплаты государство деньги занимало) оказались не нужны. В прошлом году после гневного письма отраслевых ассоциаций ситуация, кажется, начала выправляться. К работе над стандартами привлекли Национальную палату предпринимателей и отраслевые ассоциации работодателей. То есть теперь приоритетность профессий начали определять не иностранные организации, а сами непосредственные заказчики. Так, сейчас из 15 приоритетных направлений по 10 разработку профстандартов осуществляют отраслевые ассоциации работодателей. В ближайшие пару лет планируют сформулировать 550 профстандартов. На их основе уже разработают 340 образовательных программ. Впрочем, профессиональное образование “нового образца” уже ведется. Еще в 2016 году 63 учебных центра запустили пилотный проект по обучению на основе новых программ. Сроки такого обучения - от 10 месяцев до четырех лет. Пока “профессионалами будущего” стали лишь 14 тысяч человек (напомним, в том же 2016 году стены профессиональных вузов и колледжей покинули более 245 тысяч выпускников). Тот факт, что процесс создания новых профессиональных стандартов и соответствующих образовательных программ ускоряется, радует. Однако процесс идет уже шестой год. И пока “выхлоп” от него минимальный. Несмотря на огромные финансовые ресурсы, которые выделили. Не стоит забывать, что новые стандарты требуют не только “обучения по-новому” студентов, но и повышения квалификации преподавателей. То есть процесс массовой подготовки соответствующих современным вызовам кадров затягивается еще как минимум на год. А в это время из стен колледжей выпускают “морально устаревших” работников, большинство из которых будут неконкурентоспособны на рынке труда. (Особенно, если учесть, что в рамках ЕАЭС свободное движение рабочей силы.) Пока идет процесс разработки “нужных” профстандартов, в правительстве только планируют внедрять институт независимой системы оценки и присвоения квалификаций, в которой должны участвовать непосредственные потребители трудовых ресурсов - работодатели. Предполагается, что в нынешнем году создадут шесть отраслевых центров оценки (нефтегазовый, горнодобывающий, туризм, машиностроение, строительство, железнодорожный транспорт) и разработку инструментов оценки для признания неформального и информального обучения начнут с этого года. В целом же внедрение Национальной системы квалификаций запланировали до 2020 года. Понятно, что трансформирование образования - процесс сложный и долгий. Но в стране уже много лет взят курс на инновации (идет вторая пятилетка индустриально-инновационного развития) и новые технологии. А с устаревшими знаниями и образованием “маде ин 20-й век” далеко не уедешь. Успеет ли Казахстан такими темпами реформировать человеческий капитал под стандарты “30 развитых стран мира”, пока непонятно.
Астана
|