|
Алан Байтенов Министерство финансов ввело новшество. Теперь руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, что работают в специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации, нужно оплачивать социальные платежи и отчисления по медстрахованию на своих сотрудников ежемесячно. Раньше оплачивали раз в шесть месяцев. Такое “упрощение”, рационализаторство, бизнесмены уже называют “проявлением теплоты и безграничной заботы” от родного министерства
Как было раньше? Платили “упрощенщики” (так их называют между собой сотрудники налоговых органов) все виды необходимых налогов и сборов один раз в полгода. И ведь действительно удобно - указанный налогоплательщик рассчитывал и отчитывался всего два раза в год и, как говорится, спал спокойно. Но вот решили наладить новый порядок, где деньги должны поступать и распределяться каждый месяц. Точнее, не позднее 25 числа следующего за отчетным месяца. Например, до 25 февраля 2018 года - до этой даты надо посчитать и оплатить налоги и прочие отчисления “упрощенщикам” на своих сотрудников за январь 2018 года. Иначе есть риск нарваться на пеню и штрафы. Но об их размерах ниже. Правильно ли мы понимаем то, что написано в новых положениях закона? Может, мы и читатели, что также озабочены этим моментом, переживаем по этому поводу зря и сложностей как таковых нет? И ежемесячный отчет - наиболее прогрессивная и удобная форма в принципе? Собственно, с этими вопросами и уточнением мы обратились в департамент государственных доходов по городу Алматы. В качестве спикера мы привлекли Зангара Шындали, руководителя управления разъяснительной работы ДГД Алматы, который любезно согласился ответить на наши вопросы. - Все верно - с 1 января 2018 года те налогоплательщики, предприниматели, которые работают в упрощенном режиме, платят за своих наемных работников ИПН, социальные платежи - пенсионный взнос, социальные отчисления и отчисления в фонд ОМС - в общеустановленном порядке. То есть исчисляют платежи и оплачивают ежемесячно. А именно не позднее 25 числа следующего за отчетным месяца. - Кого конкретно касаются эти нововведения? - Повторюсь, всех, кто работает по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации - это индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица. - А за себя, как за индивидуального предпринимателя, также надо оплачивать ежемесячно со своей заработной платы? - Уточню - доход ИП и есть его заработная плата. Однако конкретно за себя все необходимые платежи он оплачивает раз в полгода, как и делал раньше. То есть, еще раз подчеркну, только за своих работников он оплачивает каждый месяц. За себя индивидуальный предприниматель может не переживать - все, как и было, платить обязан раз в полгода. В этом году форму налоговой отчетности 910 за первое полугодие необходимо сдать до 15 августа. - Для чего это сделали? Ведь налицо усложнение “оперативной деятельности” для ИП, которые, к слову, работают по “упрощенному режиму”... - Не могу сказать точно. Однако назову те факты, с которыми сталкиваюсь лично. К примеру, работник собирается выходить на пенсию. Либо - выходить в декретный отпуск. И, чтобы показать подтверждающие документы (на социальные выплаты. - “НП”), ему необходимо показать отчетность руководителя. В нашем случае ИП, в котором он работает как наемный работник. Однако отчетность сдается раз в полгода. И в этот период могут возникнуть вопросы у проверяющих органов - произвели ли оплату за конкретного сотрудника. Повторюсь - это лично мое мнение. - И все же - складывается впечатление, что усложнение процедуры, в смысле ежемесячные расчет и оплата, идет, в принципе, вразрез с программой поддержки и снижения нагрузки на малый и средний бизнес... - Почему же? Ведь предприниматель в любом случае оплачивает налоги. И не важно - раз в год, полгода или ежемесячно. Ему, считаю, даже удобнее оплачивать ежемесячно. Обычно проблемы и недоимка возникают тогда, когда налогоплательщик получил доход в первом полугодии, а отчетность сдает в первых месяцах второго полугодия. И эти средства, которые у него были, он тратит в другом направлении. То есть не на оплату налогов, а на увеличение оборотов или приобретение товаров. И такой существовавший режим налогоплательщику в плане экономии средств не совсем удобен... - А что относительно взносов и отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования? Есть версия, что платить пока не надо - мол, что-то где-то перенесли... - Здесь внимательнее. В законе, что регулирует отношения по программе обязательного медстрахования, прописаны два понятия - есть отчисления, есть взносы. Отчисления платит работодатель за своих работников за счет собственных средств. А взносы оплачивают работники за счет собственных средств. И сейчас должен оплачивать отчисления только работодатель за своих работников. При этом ИП конкретно за себя не оплачивают взносы - перенесли до 2020 года. К слову, лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в рамках договора гражданско-правового характера, - это фрилансеры, а также те, кто оказывает разовые услуги, тоже освобождаются. Повторюсь, платят только работодатели за своих сотрудников. Тем самым индивидуальный предприниматель как работодатель оплачивает отчисления в ФОМС за своих сотрудников каждый месяц. - А если кто-то не оплатил до установленного законом срока, какие его ждут штрафные санкции? - Начислят пеню. Касательно штрафа - здесь по положениям статьи 279 Административного кодекса РК. Итого Мы заглянули в статью 279 “Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов” Административного кодекса РК. Так вот, согласно второму пункту “за неперечисление в срок, установленный законом”, субъектов малого предпринимательства накажут штрафом в размере пять МРП, а субъектов среднего - 10 МРП. Напомним, МРП в этом году составляет 2405 тенге. То есть минимальное наказание - более 12 тысяч тенге. Плюс пеня. Не смертельно, согласитесь, но очень неприятно. С одной стороны, вроде как без разницы - десять раз в год или всего два, все равно придется платить. А с другой - представителям малого и среднего бизнеса помнить о налоговых и прочих отчислениях теперь надо каждый месяц. То есть находить больше времени и выстаивать очереди в кассы банков, что работают с налоговыми платежами. И им же, теперь уже не два раза в год, а все десять, оплачивать комиссию. Которая сегодня довольно-таки ощутима и в некоторых банках может достигать пятисот тенге за квитанцию. А в некоторых - и полутора тысяч тенге за платеж. Вроде тоже не смертельно, но что делать, если у тебя таковых набирается штук десять за раз? В общем, почти все, кроме плательщика, в выигрыше - банки, что специализируются на приеме налоговых и прочих отчислений, и все остальные, что получают непрерывный поток средств. Только “пользователь”, самозанятый, работодатель, предприниматель, который обеспечивает людей работой, и платежи в бюджет, и фонды, можно сказать, потеснен. И это при том, что процедура сбора налогов и прочих обязательных выплат, в принципе, должна быть максимально простой и не отвлекающей от основной цели предпринимателя. |