Константин Маскаев “521... 522... 523... Кольцо! 524... 525... Купол! Осмотреться справа, осмотреться слева!” И если все происходит штатно, ты остаешься один на один с парашютной системой Д-6 серии “четыре”. Она позволит спуститься к земле или - как повезет - на воду, в лес или овраг. И теперь только от того, чему и как ты сумел научиться, будет зависеть, останешься ли ты способен выполнять боевую задачу или свернешься в клубок от сковывающей боли ушибов или переломов
На день группу алматинских журналистов пригласили в учебно-тренировочный центр парашютной подготовки ДШВ, десантно-штурмовых войск под Капшагаем. И предложили за несколько часов пройти краткий курс обучения. Чтобы на себе прочувствовать ценность голубого берета и тельника.
Для начала заместитель командира воинской части 32 363 по воздушно-десантной подготовке подполковник Абдурахим Юлдашев провел новоиспеченных “курсантов” в эллинг - специальное помещение, где военнослужащие десантники укладывают парашюты. Здесь же офицер наглядно продемонстрировал, как поэтапно ведет себя расположеный на спине парашют после того, как парашютист покинет воздушное транспортное средство, как десантник группируется и ведет отсчет секунд в ожидании этапов работы вытяжной системы и раскрытия купола основного парашюта: те самые цифры, вслух и без задержек произнесенные десантником “521... 522...”, соответствуют секунде. А если этот основной парашют вдруг раскроется не полностью, запутается в веревках или погаснет? Тогда десантник должен задействовать запасной. Тут главное - не растеряться, а выверенным и отработанным движением открыть сумку на поясе и, дернув за кольцо, освободить запасной парашют.
Вся небесная работа строится на земле. Учатся десантники много и упорно. Это, пожалуй, одна из самых сложных воинских специальностей. Всего половина светового дня позади, а мы - новички в парашютной подготовке - уже заработали себе кто ушибы, кто боли в мышцах, кто неизбежную усталость. Под надзором инструкторов мы помогаем друг другу надеть на себя парашютное снаряжение. Проверяем насколько плотно подогнаны все эти многочисленные ремни из особого брезента и карабины. Затем отправляемся в расположенные на земле так называемые низковысотные макеты вертолетов, чтобы отработать начало прыжка - шаг в условную бездну - и приземление: ступни плотно прижаты друг к другу, сомкнутые колени слегка согнуты и выполняют роль пружин. Всего полтора метра до земли. Но прыжком доставить себя на эту засыпанную песком площадку так, чтобы это обеспечило безопасное приземление, удается не всем и не сразу. Нужно еще тренироваться.
Очень много времени в подготовке уделяется способности сосредоточиться и поступить правильно - то есть так, как учили. Потому что, как это ни пафосно прозвучит, многие ошибки в армии написаны чьей-то травмой и чьей-то кровью. И здесь, как, наверное, нигде более, так не приветствуют самодеятельность. Это и мы начинаем понимать довольно быстро. Поэтому к 30-метровой прыжковой парашютной вышке (высота 10-этажного дома!) мы приходим пусть с ничтожным опытом, но с уверенностью, что импровизация здесь неуместна. А красивое селфи - это когда ты не только жив, но и здоров. Теперь у нашей журналистской группы есть сертификаты, которые подтверждают, что мы прошли соответствующий комплекс наземной подготовки и совершили по одному прыжку с вышки, что дает нам возможность рискнуть прыгнуть уже с большей высоты, например, из вертолета. Но лично я предпочел бы еще несколько раз отработать новые навыки на земле и тренажерах.
Во второй половине дня в расположении казахстанского миротворческого батальона (бывший “Казбат”) вспоминали подвиг боевого товарища, капитана Кайрата Кудабаева, геройски погибшего 9 января 2005 года в ходе выполнения миротворческой миссии в Ираке. Восемь бойцов - офицеров “Казбата” - несколько месяцев провели в особой командировке. Они занимались разминированием местности и уничтожением боеприпасов, чем спасли тысячи жизней мирных граждан. Миссия была очень сложной, а время неспокойное. Во время разминирования очередного участка Кайрат обнаружил, что взрыв неизбежен, и успел оттолкнуть своих сослуживцев, а сам попал под удар. Получается, закрыл своих товарищей, спас их ценой своей жизни. Ему было всего тридцать лет. Указом президента капитана Кудабаева посмертно наградили орденом “Айбын” первой степени. Его подвиг отметило и армейское руководство Польши и США. А недавно украинские миротворцы после нескольких лет планомерного и настойчивого давления на руководство своей страны добились награждения казахстанца Кайрата Кудабаева орденом Богдана Хмельницкого - в знак признания его заслуг, верности воинскому долгу и жертвы во имя боевых товарищей.
Фото Алексея Мальченко
|