|
(Продолжение. Начало в № 43-48)
После “эмиграции” и отъезда Ричарда в Канаду мы остались вдвоем - ждать наших товарищей из основной группы экспедиции. А вокруг шла война. Ночами набегали все те же банды воинствующих террористов, трусливо предпринимающие редкие попытки нападений. Утром мы вместе с туземцами разглядывали трупы убитых врагов, как удачный улов после ночной рыбалки. Их привозили к полицейскому участку по четыре-пять человек каждую ночь. С нашей стороны (солдат гарнизона) жертв было меньше. С интересом рассмотрев тела нападавших, люди спокойно расходились по своим делам в ожидании следующей ночи.
Так мы и жили в Лайангалани, ожидая своих коллег, пока от начальника полиции не узнали, что наш поселок находится в кольце окружения и вообще вся эта территория закрыта для въезда с любой стороны (как раз из-за начавшихся военных конфликтов). И перспектива нашего возвращения к цивилизации туманна и полностью зависит от прихода конвоя из того же Марсобита. А это, в свою очередь, может произойти и через месяц или два. Вот так.
Жизнь, однако, продолжается. Именно в этот момент она подкинула нам потрясающую возможность.
Однажды нас посетил вождь племени с радостной новостью. Ленто сказал, что в благодарность за нашу помощь его народу и подарки с лекарствами они решили дать нам единственную лодку для поездки на остров Смерти.
Кроме того, Ленто сам вместе с тремя соплеменниками отправится с нами в логово дьявола, если “мзунги” этого пожелают. Мы, конечно, пожелали. Зная о происходящем вокруг озера Рудольфа и понимая, что со своими друзьями мы встретимся не скоро, решили использовать эту возможность для исследования аномальной зоны острова и реализации хоть какой-то части намеченного научного плана экспедиции. Ведь тайна острова - одна из причин нашего присутствия в этих неспокойных местах, и после стольких злоключений, возможно, она нам откроется.
Предания эльмоло гласят, что в незапамятные времена одна молодая женщина, готовившаяся стать матерью, пасла скот у южного берега озера и от скуки, без всякой мысли, кидала камешки в ручей, впадавший в озеро. Под конец она бросила в воду увесистый камень какой-то особой формы и цвета.
Неожиданно устье ручья разверзлось, и из него хлынули бурлящие потоки воды, затопляя все и вся. В страхе пастушка убежала со своими козами в горы, которые вскоре оказались со всех сторон окруженными водой. На этом клочке суши она родила двух близнецов, чьи потомки заселили со временем весь остров.
Но однажды люди бесследно исчезли, остался лишь злой дух в облике ужасного козла, пожирающего всякого, кто отважится высадиться там. По легендам туркана, считающим остров Южный окаменевшим телом богини плодородия - великой Неийторгб, все, кто отважится поселиться на нем, исчезают потому, что богиня забирает мужчин и юношей, а за ними исчезают в ее подземных владениях их жены, матери и сестры. Вот такая история.
А первое загадочное происшествие на озере Рудольфа, документально зафиксированное в архивах местной полиции, относится к 1935 году. В это время на озере работала этнографическая экспедиция, изучавшая обычаи и жизнь племени эльмоло. Руководил экспедицией англичанин В. Фуш. Однажды по его заданию на остров отправились двое его коллег - М. Шефлис и Б. Дайсон.
Несколько дней все было нормально: каждый вечер в условленное время они подавали зажженными лампами знаки, означавшие, что у них все в порядке. Потом сигналы прекратились, и когда через две недели обеспокоенные долгим отсутствием товарищей на остров отправились несколько членов экспедиции, они с удивлением обнаружили, что Шефлис и Дайсон... исчезли. Больше того: отсутствовали какие-либо следы, указывающие на пребывание здесь людей!
Прошло несколько лет, история с исчезновением людей стала забываться, и однажды на острове решили поселиться несколько семей племени эльмоло, которым надоело отбивать атаки воинственных соседей-кочевников. Некоторое время жизнь их протекала вполне буднично: они построили небольшую деревню, часто приезжали к родственникам, живущим на берегу озера, обменивали рыбу на хлеб и молоко, приглашали сородичей к себе в гости... Но родственники, однажды воспользовавшиеся приглашением, нашли лишь покинутую деревню, потухшие костры и гниющую рыбу. Куда с небольшого по размерам островка пропали несколько десятков человек?
Удивляло и то, что на острове не было животных и птиц. Только буйная растительность какого-то необычайно яркого изумрудного оттенка, горки гладких, будто отполированных, камней бурого цвета, которые имели “склонность” то появляться, то исчезать. А еще... странные звуки, которые слышали островитяне каждое новолуние: жуткие, леденящие душу крики то ли животного, то ли человека, переходящие в протяжный стон, которые обычно длились от нескольких минут до часа.
Со временем некоторые части острова сделались недоступными для людей: ветви стоящих рядом деревьев крепко-накрепко переплетались и становились твердыми, словно каменные, навсегда преграждая желающим вход на некоторые участки острова. Но самыми пугающими были видения, которые с завидной периодичностью посещали по ночам жителей деревни. Это были причудливые существа, отдаленно напоминающие людей.
После видений островитяне лежали часами как будто в коме, не в силах шелохнуться. Самое печальное, что после этого с кем-нибудь из туземцев обязательно случалось несчастье: люди становились калеками, получая травму буквально на пустом месте, а то и вовсе погибали, отравившись рыбой, которую до этого ели много раз, получали заражение крови от незначительного пореза или, будучи превосходными пловцами, тонули в водах совершенно спокойного озера.
Кстати, пропавшая экспедиция 1935 года - не единственная. В конце позапрошлого века, прослышав о “проклятом острове”, туда отправились две частные экспедиции (из Голландии и Германии), но обе они исчезли, не оставив после себя никаких следов. Так что тайна острова Энвайтенета остается пока неразгаданной.
Однако перспектива аномального исчезновения после войны с “духами” нас с Анатолием уже не так страшила, и мы решили попытаться разгадать тайну этого загадочного места. Не откладывая больше на неопределенное завтра поездку на Безвозвратный и дождавшись благоприятной погоды, мы с эльмольцами и вождем племени во главе отправились в путь.
Поездка на остров - довольно долгое и опасное путешествие, даже опытным рыболовам оно стоит больших трудов. Десятки миль, что отделяют остров от берега, современный моторный катер преодолевает за час, а утлой лодке рыбака требуется почти полдня. К тому же погода должна быть благоприятной: когда дует ветер, на озере поднимаются волны, как в Северном море, высотой в шесть-семь метров, и уже давно никто не пытался переплыть его во время шторма в самодельной пироге.
И все-таки мы решились. Подплыли сначала к северной оконечности острова. Здесь скалы из желтоватого туфа, сплошь покрытые черной лавой, отвесно уходили в воду. Обогнув их и двигаясь вдоль западного берега, где спугнули несколько крокодилов, поспешно скользнувших в воду, мы обнаружили песчаный пляж, удобный для того, чтобы сойти на берег, облюбованный теми же крокодилами для своего лежбища.
Мы насчитали десятка полтора крупных - до четырех метров в длину - нильских крокодилов, гревшихся на солнце. Гигантские рептилии с темно-зелеными спинами в мелких черных пятнах с грязно-желтыми животами почти сливались с берегом, но различить их не составляло труда: почти все животные лежали, широко раскрыв огромные пасти, словно бы похваляясь друг перед другом своими мощными зубами.
Разбив импровизированный лагерь прямо на берегу, эльмольцы наотрез отказались идти с нами по острову дальше. Их опасения можно понять. А еще, если верить рассказам племени эльмоло, время от времени прямо у острова из тумана поднимается город. Он светится различными цветами, словно ночная радуга, опустившаяся на землю. Возносятся над ночным озером стены и башни, удивительные и многоцветные, будто бы горсть драгоценностей, брошенная со звездного неба на землю.
Однако хорошо видно, что многие изумительные башни разрушены, а от некоторых дворцов остались одни руины... Казалось также, что от города доносится какой-то странный пульсирующий звук - некая погребальная песня, несущаяся над озером. Звук был то мягким и нежным, то становился яростным и вызывал душевное смятение.
После таких видений члены племени долго ощущали боль в мышцах, сильную гловную боль, отвращение к пище и резкое снижение зрения. У беременных женщин рождались младенцы-уроды, которые вскоре умирали, и тела их, несмотря на тропический климат, мумифицировались в считанные часы. Мистическая история.
На острове мы пробыли два дня, облазив его вдвоем с Анатолием почти весь. Вокруг угрюмые скалы и кратеры, залитые черной и красной лавой. И неожиданно возникающие расщелины, в которые очень легко свалиться и дна которых почти не видно. Прибрежные камни, омытые богатой солями водой озера и от того очень скользкие и обманчивые, так и ждут, что зазевавшийся исследователь ступит на них и соскользнет в воду, кишащую крокодилами.
Есть в местных легендах и упоминание о загадочном огне, изрыгаемом из некоей отвесной “трубы” на острове, прикрытой “хлопающей крышкой”, и коридорах, уводящих глубоко в недра земли... Там, согласно преданиям, обитает “сеющий заразу и мечущий огонь” исполин Уот Усуму Тонг Дуурай.
“Трубу” мы не нашли, но, поднявшись на один из холмов, обнаружили нагромождение скал, создающее что-то наподобие арки и даже небольшого тоннеля в ней. Удобное место для отдыха, так как естественная тень защищает от безжалостного солнца, а ветерок, гуляющий по арке, создает ощущение прохлады.
|
В таких укромных местах можно найти массу археологического и антропологического материала |
Утомившись от лазанья по скалам, мы присели отдохнуть и, размышляя о загадке острова, даже задремали. Чуть позже, возвращаясь к береговой стоянке наших африканских друзей, мы неожиданно встретили какого-то туземца, спокойно идущего нам навстречу. Почему-то не удивились. “Джамбо сана” (вежливое приветствие на языке суахили), - поздоровались мы и пошли дальше. И только пройдя небольшое расстояние, опомнившись и обернувшись, вдруг поняли, что самого этого странного человека мы видели, но не можем вспомнить, как он выглядел и во что был одет.
Конечно, внутренне мы были готовы к необычному в этом месте. Однако очень уж реальной была эта галлюцинация (или все-таки встреча?). Загадка. Еще одна на острове.
Мрачная тайна Безвозвратного пугала наших туземцев, и они решили, что ночевать лучше прямо на берегу, в непосредственной близости от крокодилов, чем уходить в сторону угрюмых скал. Всю ночь, вслушиваясь и вглядываясь в таинственную темноту острова, мы еще и периодически фонарями обшаривали береговое пространство в поисках знакомых оранжевых глаз.
Потом, в отместку за наше беспокойство (да и кушать хотелось), мы одного хищника, загарпунив и приготовив на костре, съели. Эльмоло очень любят крокодилье мясо, особенно мясо молодых рептилий. Тут можно подтвердить, что губа у них не дура! В экспедициях я не раз охотился на крокодилов и готов это удостоверить. По вкусу что-то среднее между курицей и осетриной. Очень вкусно и питательно.
А ночью мы действительно слышали непонятные звуки, но определить их природу или хотя бы расстояние до источника не могли. Непонятное свечение было за холмами, но тоже ясных очертаний не имело и ни с чем не отождествлялось. Так что мы, одновременно поджидая пресмыкающихся зверушек, разрывались между аномальными явлениями и реальной опасностью.
Кстати, геологи экспедиции Королевского географического общества, работающие в подобных местах, предполагают: поскольку озеро Рудольф вулканического происхождения, то из него периодически могут выделяться ядовитые газы, влияющие на человеческую психику, в результате чего люди бросаются в озеро и погибают, что произошло и с жителями деревни эльмоло.
Как бы то ни было, явных следов пребывания людей на острове мы не обнаружили. Нехитрые хижины рыболовов могли разметать ветры, смыть дожди. Да и прошло после их исчезновения уже почти сорок лет. Ядовитых испарений мы тоже не почувствовали, правда, не очень-то и стремились к таким исследованиям без необходимого оборудования. Испарения и дым, выходящий из расщелин, не располагали к непосредственному изучению, и мы ограничились визуальными наблюдениями.
Исследуя всю территорию, мы не только вслушивались в звуки таинственного острова и собственный внутренний голос, но и всматривались в многочисленные расщелины и естественные каменные укрытия. Все представляло интерес. Ведь именно в Африке вулканические горные пласты и разломы богаты археологическими и антропологическими находками, дающими новые версии появления человекообразного существа на нашей планете.
Именно в этих местах семьей английского ученого Луиса Лини были найдены останки древнего существа - зинджантропа - человека Восточной Африки, а позже - так называемого человека умелого. А в 1969 году на восточном берегу “нашего” озера, в районе Кооби Фора, был найден самый на сегодня старый череп человекообразного существа, австралопитека, который “состарил” человечество почти до двух с половиной миллионов лет! Так что мы с Анатолием, возможно, гуляли по прародине человечества, сохранившейся на этом острове почти в нетронутом виде благодаря вулканическому пеплу и мистическому табу, налагающему запрет на его посещение.
Оставив на выступе скалы памятную табличку о наших исследованиях и более не испытывая терпение и характер загадочного острова, мы с нашими друзьями, опять же дождавшись попутного ветра, попрощались с островом Смерти. А тайна острова Энвайтенета осталась пока неразгаданной.
(Окончание в следующем номере)
Сергей Курасов,
член Русского географического общества, специально для “НП” |