|
Маршрут был туристам по плечу, но не по карману
Пойти своей дорогой
|
Тема эта стала очень обсуждаемой сразу же после приобретения страной независимости, то есть более четверти века назад. И сегодня обсуждать ее настолько банально, что, казалось бы, и сказать-то уже нечего. Но вот на неделе сказано все же кое-что было, и сказанное вызвало широкий резонанс. А говорим мы сегодня о Казахстане туристическом, о том, как же это нам сделать нашу уникальную и огромную страну привлекательной для богатеньких или уж, на худой конец, состоятельных зарубежных гостей, чтобы приезжали они к нам почаще и в огромных количествах, тратили здесь свои денежки и хотели бы еще и еще раз к нам и приехать, и потратить. Говорится и говорится об этом повсеместно, регулярно, на всех уровнях. Рецептов, методов, средств для превращения Казахстана в так называемую (уж извините за заезженный газетный штамп) “туристическую Мекку” огромное множество. Причем все они правильные, сформулированные профессионалами своего дела, однако почему-то до сих пор неприменимые. Так вот, вернемся к тому, что было-таки на этой неделе по данному поводу сказано. “Более 15 лет я занимаюсь организацией туров в Казахстан для европейских туристов. Поэтому попробую сформулировать некоторые выводы о казахстанском туризме”, - пишет Дагмар Шрайбер, эксперт по экотуризму, автор двух путеводителей по Казахстану, соавтор учебника по экотуризму, обладатель звания “Заслуженный деятель туризма РК” в своей статье, размещенной на неделе на одном из сайтов. Несмотря на то, что за последние 15 лет вышло шесть изданий путеводителя о Казахстане на немецком языке и четыре на английском общим тиражом 30 тысяч экземпляров, и они все распроданы, люди на Западе по-прежнему имеют слабое представление о стране, считает г-жа Шрайбер. Все маркетинговые ходы и дорогие имиджевые ролики не сильно повысили известность или притягательную силу республики. А отпугивают туристов наши высокие цены. После последней девальвации эта ситуация немного изменилось, но несущественно. Эксперт утверждает, что за все 15 лет, что она работает в туристической сфере Казахстана, всего лишь три (!) человека обратились к ней, чтобы покататься здесь на лыжах. Двое потом передумали и поехали в Кыргызстан - из-за более низких цен. Один прилетел и хотел кататься только на старых советских горнолыжных курортах, так как он ностальгировал. Неужто у нас с туризмом все так плохо? Нет, пишет Дагмар Шрайбер, спрос есть, но совершенно в других сегментах. Направления, которые интересуют иностранных туристов, - это пешие и конные походы, фототуры по интересным природным ландшафтам, по местам произрастания диких тюльпанов и яблок, туры орнитологические (наблюдение за птицами), по местам древних кочевий и ознакомление с бытом, ремеслами номадов, кулинарные, смешанные природно-культурные. Столица, по мнению Шрайбер, во время ЭКСПО - это не пример. Казахстанские города иностранных туристов не интересуют. Алматы даже отпугивает своими пробками, смогом и шумом 24 часа в сутки, бешеной застройкой. “Раньше я для южной столицы всегда предусматривала два дня, - пишет Дагмар Шрайбер, - а теперь гости в середине дня, после осмотра музея Кастеева и Зеленого базара, говорят: “Давайте свалим отсюда поскорее”. Посетители из-за рубежа в первые годы независимости Казахстана сильно кайфовали от его природных просторов. Но сейчас они все чаще сталкиваются с ужасным состоянием почти во всех национальных парках (мусор, заборы, шлагбаумы). Оставляет желать лучшего и состояние транспортной инфраструктуры. Алматинский аэропорт - яркий пример. Автобусный транспорт страны тоже “прославился” после недавнего ужасного происшествия под Актобе. По мнению Шрайбер, до “туристической Мекки” нам еще очень далеко, пока мы не улучшим качество сервиса и не предоставим такой туристический продукт, которого больше нигде нет. А это, опять же, наша специфика - природный ландшафт, история, флора и фауна. Все остальное избалованный и хорошо информированный современный турист вполне может найти в других уголках мира, да к тому же гораздо ближе и дешевле. А рассчитывать в основном нам следует не на Запад, а на Восток - скорее на Индию и Китай. Но это уже “совсем другой турист”, а не тот, о котором говорят всю эту четверть века. |