|
Айгуль Жилкишина Раньше некоторые предприимчивые люди за счет дорог общего пользования организовывали в южной столице платные стоянки перед офисами и предприятиями общественного питания. И это было поводом для проверок и возмущения горожан. Теперь ситуация изменилась на противоположную - автомобилям в деловой части Алматы негде бросить якорь. На днях озвучили тот факт, что доходы магазинов, кафе и ресторанов упали в среднем на треть. Мы полагаем, что соблюсти баланс интересов вполне возможно
Никого не будут устраивать дворы или небольшие улицы, запруженные машинами жителей домов или близлежащих офисов, - это факт. Алматинцы говорили, что пешеходы превратились в людей второго сорта: везде на их пути заправки, СТО, автомойки, невозможно прогуляться с детьми. И последние месяцы приоритет отдается пешеходам. Однако всем нужно пространство - как для ходьбы и езды на велосипедах, колясках, так и для пользования автомобилем. Этим летом южная столица пережила много трансформаций - у нас реализовывали концепцию изменения городского пространства и провозгласили приоритет комфорта для пешеходов и велосипедистов. В городе появились пешеходные зоны на Жибек жолы, Панфилова, площади Астана, Кабанбай батыра, Гоголя, Тулебаева, Байсеитовой и набережной реки Есентай. Отметим, что первоначально декларировалось, что создание комфортных условий для пешеходов не только должно повысить безопасность движения, но и послужит развитию малого и среднего бизнеса в дальнейшем. В то же время политика городских властей была направлена на вытеснение автомобилей из центра города, где находится много деловых объектов. При этом ограничение движения транспорта, конечно же, коснулось интересов многих людей. Им пока не предоставили достойную альтернативу в плане возможности добраться до нужного места. Да, в центре города есть платные парковки и паркоматы, но их явно недостаточно. И теперь покупатели говорят, что к магазинам невозможно подъехать, а потенциальные клиенты ресторанов сетуют, что им негде остановиться. Продажи падают, клиентов становится меньше - это вовсе не те показатели, которые нужны акимату Алматы. Жизнь большого города - это всегда взаимодействие различных систем. И если создать зоны для комфортного отдыха горожан, то не стоит по всей территории города устанавливать знаки с кирпичами. Это не сделает территорию более “дружелюбной” для людей, так как современную жизнь без автомобилей представить себе крайне сложно. Мы согласны, нам не хочется потерять статус самого зеленого города страны со своей особой архитектурой. В Алматы демонтировали ограждения, ремонтируют теплотрассы, обновляют бордюры, обустраивают пешеходные зоны и выкорчевывают трамвайные рельсы. Кстати, последнее говорит скорее против экологии южной столицы, чем за. Полноценно пешеходные улицы, а также наличие маршрутов, максимально удобных и максимально соответствующих понятию пешеходного города - это большой шаг в развитии экологического сознания жителей Алматы. У нас появляется все больше людей, которые хотят ходить пешком, и внедорожники, припаркованные на пешеходной зоне, нарушают правила игры. И все же лучше создавать такие правила, чтобы не возникало трений между сторонниками хороших условий для пешеходной среды и тех, кто в это время за рулем. Предприниматели Алматы заявили, что пешеходные улицы и новые дорожные знаки могут стать причиной разорения для их бизнеса. По сообщению пресс-службы Палаты предпринимателей Алматы, в эту организацию обратились 95 субъектов бизнеса, которые говорят о том, что политика городских властей “Алматы - город для людей, а не для машин” затрагивает их права. По данным предпринимателей, после установки пешеходных улиц, знаков, запрещающих парковку, и других преобразований по благоустройству города доходы магазинов, кафе и ресторанов упали в среднем на 30 процентов. Как известно, Алматы является деловым центром страны, а предприниматели малого и среднего бизнеса обеспечивают 65 процентов от всех налоговых поступлений южной столицы. Показателем развития экономики является количество трансакций. Чем больше их количество, тем больше прибыли получают бизнесмены, а государство - налогов. Когда все меньше покупателей появляется в магазине, а продажи падают, это может быть и знаком того, что экономика переживает не самые лучшие времена. Однако если причиной тому стала несогласованность различных коммунальных служб города, то это легко устраняемая недоработка. Конечно, растущее количество транспорта в городе не должно превращать его в территорию для машин, но разумная система регулирования может учесть интересы как водителей, так и пешеходов. К слову, становясь пассажирами, они также могут рассчитывать на то, чтобы их права соблюдали. |