|
Алла Иванилова В Казахстане отсутствует Государственная программа в интересах детей, хотя во многих международных актах, которые ратифицировала наша страна, и в Конституции говорится о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь
Последняя госпрограмма, которая посвящена маленьким гражданам “Дети Казахстана”, реализована в 2007-2011 годах. Она разрабатывалась в связи с выполнением республикой обязательств, вытекающих из международных норм, регулирующих вопросы охраны прав детей. В рамках программы сформирована система охраны прав и защиты интересов детей, отвечающая международным нормам и стандартам. А также система взаимодействия заинтересованных государственных структур, местных исполнительных органов и неправительственных общественных организаций с целью улучшения качества жизни детей. Ее реализация позволила сохранить и развить социальные приоритеты, обеспечивающие детям всех категорий равный доступ к системе образования, качественное медицинское обслуживание и оздоровление, защиту от всех форм пренебрежительного отношения, жестокости и эксплуатации, право на отдых, досуг, культурную и творческую жизнь. К слову, согласно паспорту программы, ее реализация обошлась бюджету более чем в 10 миллионов тенге. С тех пор, а уже прошло семь лет, в Казахстане не принято новой программы, посвященной детям и вопросам детства. Хотя Комитет ООН по правам ребенка по результатам рассмотрения четвертого периодического доклада Казахстана (30 октября 2015 года) рекомендовал разработать всеобъемлющую программу по правам детей. Тем более для этого есть все предпосылки. Так, несмотря на снижение младенческой смертности, ее уровень в стране остается высоким и превышает показатели европейских государств в два-три раза. С каждым годом все актуальнее становятся вопросы состояния здоровья детей. Растут детская заболеваемость и инвалидность. За последние пять лет заболеваемость школьников выросла на 22 процента. Численность детей-инвалидов в республике составляет 81,5 тысячи человек. При этом в 2013 году насчитывалось 69,1 тысячи. Актуальными становятся вопросы детской безнадзорности - 4027 детей в 2011 году и уже 5843 в 2016 году. Практически на одном уровне остается состояние преступности среди несовершеннолетних. Ежегодно в стране более 200 детей уходят из семьи и детских учебно-воспитательных организаций. Причем делают это неоднократно. Не снизилось, а напротив, увеличилось - с 2011 года почти в два раза - количество детей, направленных в специальные организации с нарушениями в поведении. Обостряется проблема социального сиротства. Большинство сирот - это дети, брошенные своими родителями. В 2016 году от 2999 детей отказались их матери и отцы, а 817 детей были попросту брошены своими нерадивыми родителями. До 80 процентов детей из семи тысяч детей-сирот и оставшихся без попечения родителей находятся на государственном обеспечении при живых родителях. Обеспокоенность вызывает проблема суицидальных проявлений среди детей и молодежи. Отмечая незначительное снижение этого явления, нельзя закрывать глаза на отсутствие системной комплексной работы в этом направлении, включая подготовку квалифицированных психологов для работы с детьми, подверженными суицидальным настроениям. Также требуют решения вопросы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. За 10 месяцев 2017 года в отношении 1740 детей совершили преступные действия, в том числе 248 - сексуальное насилие, 31 ребенок зверски убит. Учитывая такой список “недетских” проблем, в Казахстане необходимо разработать и принять государственную программу в интересах детей. Об этом не так давно говорила уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Загипа Балиева. Во многих развитых странах согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка такие программы успешно реализуются. Так, на сегодняшний день 14 стран - членов Евросоюза имеют специальную программу по детям (Австрия, Болгария, Чехия, Эстония, Финляндия, Франция, Хорватия, Ирландия, Италия, Литва, Латвия, Мальта, Нидерланды, Румыния, Швеция, Словакия, Словения). В странах с децентрализованной системой - Финляндия и Нидерланды - параллельно существуют программы для детей на национальном и местном уровнях. В федеральных странах Германии и Бельгии программы разрабатываются на страновом-местном уровнях. Но прежде чем приступать к разработке этого документа нужно провести анализ для выявления наиболее уязвимых детей, определения наиболее часто нарушаемых и нереализуемых прав детей, необходимых институциональных реформ и бюджетирования. Также необходимо определить единый и координирующий орган в этом вопросе. Чтобы программа реализовывалась не для “галочки”, нужно вести мониторинг - разработать программные индикаторы, отражающие статус улучшения благополучия детей, в том числе наиболее уязвимых. Например, в части снижения младенческой, детской и материнской смертности, охвата инклюзивным образованием, предупреждения разлучения с семьей, предупреждения насилия, доступа к правосудию и другое. ЮНИСЕФ рекомендует связывать такие индикаторы с международными индикаторами, в том числе индикаторами Целей устойчивого развития.
Астана |