|
Алексей Мальченко Отрог холодного сибирского антициклона уже третьи сутки понижает температуру казахстанских степей, которая практически во всех регионах опустилась ниже климатической нормы на 3-5 градусов. Как следствие, на дорогах резко возросло число автомобилей с поднятым капотом - замерзло топливо. И если в черте города этот инцидент вызывает лишь временные неудобства, то подобная остановка за городом может стоить жизни
Гололед, туман, метель - каждый из этих трех факторов представляет собой большую опасность для автомобилистов, а когда они совпадают, то число чрезвычайных происшествий увеличивается многократно. Но, по мнению специалистов, первопричиной попадания людей в опасные для жизни ситуации, будь то снежные капканы или ДТП, являются вовсе не погодные условия, а излишняя самоуверенность и пренебрежение предупреждениями, рассылаемыми службами ЧС. В подтверждение этой версии специалисты приводят цифры - за прошедший зимний сезон оказались в зоне риска и были спасены более пяти тысяч человек. Мы отправили запрос в МЧС РК, откуда получили статистику, детально отображающую реальную действительность: “В зимний период 2016-2017 годов в городе Астане, а также в Акмолинской, Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях спасателями при взаимодействии с местными исполнительными органами и дорожными службами из снежных заносов спасли 11 человек, эвакуировали более 5500 человек, в том числе 439 детей. Также 1694 единицы техники вызволено из снежного заноса”, - говорится в ответе. На первый взгляд это сухие цифры, но на самом деле за ними скрыты часы страха и ожидания людей, попавших в опасность, а также титанический труд спасателей, которые, рискуя жизнью, их вызволяли. В интервью “НП” официальный представитель комитета по ЧС МВД РК Руслан Иманкулов рассказал, что ежегодно перед наступлением зимнего периода МВД совместно с местными исполнительными органами проводит превентивные мероприятия по подготовке к реагированию на чрезвычайные ситуации зимнего периода. Помимо приведения в готовность снегоочистительной, дорожно-строительной, железнодорожной техники и прочих работ проводится информирование населения о правилах безопасности на льду и поведения в зимний период. Также вводится ограничение выезда автотранспорта за пределы населенных пунктов при ухудшении погодных условий. Но, несмотря на предпринятые усилия, некоторые водители пренебрегают этими мерами. И если на севере страны водители к таким ограничениям относятся с пониманием, то на юге нередко возникают разногласия между гражданами и представителями служб безопасности. Один из наиболее ярких примеров - перевалы Шакпак и Куюк. Дело в том, что эти перевалы расположены на стыке Южно-Казахстанской и Жамбылской областей, и люди, двигающиеся с юга, где светит яркое солнце и сохраняется ясная погода, не понимают, почему дорогу на перевал закрывают. В свою очередь, как отмечают специалисты, стоит проехать всего несколько десятков километров в глубь одного из перевалов, безобидное синее небо резко сменяется сложнейшими погодными условиями. Именно на том отрезке чаще всего происходят ДТП, а также машины попадают в снежные заносы. Шакпак и Куюк считаются особо заносимыми перевалами и уже давно являются наболевшей мозолью служб спасения, а главное - подобных мест в республике немало. И все же в силу географического положения наибольшее число ЧП происходит в северной части Казахстана. Так, только за ноябрь и декабрь 2017 года спасательными подразделениями комитета по чрезвычайным ситуациям эвакуировано более 250 человек, в том числе 10 детей. Хотелось бы отметить, что, несмотря на большое число происшествий, нашим спасателям удалось сохранить тысячи жизней, что говорит не только о высоком уровне подготовки, но и хорошем техническом оснащении. Специалисты рассказали, что сейчас подразделения комитета по ЧС укомплектованы всем необходимым набором аварийно-спасательного инструмента, а также современной автомобильной техникой повышенной проходимости для обеспечения эвакуации попавших в снежные заносы людей. Единственным слабым звеном является сложность определения точного местонахождения людей, попавших в снежные заносы, особенно в случаях отсутствия покрытия территории сетью мобильной связи.
Действительно, практически все дороги РК покрыты сетью сотовых операторов, однако в сложных метеоусловиях связь может оказаться нестабильной или полностью отсутствовать. Возможно, ключом к решению этой проблемы станет внедрение в автомобили “тревожной кнопки” - системы ЭВАК (экстренный вызов при авариях и катастрофах). Запуск этой программы запланирован на 2018 год, но когда именно это произойдет, пока неизвестно. Собственно, не это главное. Ведь больший акцент следует сделать именно на осведомление граждан о той опасности, которая может подстерегать за кордоном, так как кнопка SOS позволит ускорить процесс спасения, а не предотвратить происшествие. И до тех пор, пока самоуверенные водители будут игнорировать запреты и предупреждения, статистика ЧП вряд ли изменится в лучшую сторону. |