Олег Червинский
Когда смотришь снизу, с центральных площадей небольшого австрийского городка Инсбрук, на заснеженные альпийские вершины, на первый взгляд они напоминают наш Заилийский Алатау. Но чем выше поднимаешься в горы, тем отчетливее понимаешь: увы, нашему Шымбулаку до этого горнолыжного курорта пока еще далеко. Остается надеяться, что после идущей сейчас реконструкции Шымбулака и мы сможем на равных конкурировать с известнейшими центрами мировой туристической индустрии
На горные вершины Инсбрука, дважды - в 1964 и 1976 годах - принимавшие зимних олимпийцев, сейчас можно добраться за 20 минут буквально из центра города. Не так давно была запущена новейшая фуникулерная дорога, проходящая через туннели к горнолыжным трассам. Нас, журналистов из Казахстана, дорога впечатлила: и туннелями, пробитыми в скальных породах под углом в 45 градусов, и суперкомфортабельными кабинами, и четкой организацией процесса доставки. Все работы на новом уникальном сооружении велись известной европейской строительной компанией Strabag. Крупный пакет акций компании приобретен недавно российским холдингом “Базовый элемент”, принадлежащим известному олигарху Олегу Дерипаске. Сегодня “Базэл” и Strabag с огромным интересом присматриваются к перспективному казахстанскому рынку стройиндустрии. И не только присматриваются, но и начинают активную экспансию.
В июле прошлого года в Алматы было зарегистрировано предприятие “Цюблин - Казахстан”, в котором Strabag имеет 42,5 процента. Весной оно планирует начать свою работу и готово вести на территории Казахстана проекты стоимостью до 600 миллионов евро. Для работы в дорожном строительстве создано совместное предприятие с астанинской стройкомпанией BI Group. Это СП участвует в тендерах по выбору подрядчика в рамках государственно-частного партнерства по строительству автобана Астана - Караганда, окружной дороги вокруг Астаны, а также прорабатывает проект строительства дорожной сети на юге Казахстана в районе узбекской границы стоимостью до 100 миллионов евро.
Пилотным же проектом “Базэла” в Казахстане стала покупка в 2006 году цементного завода в поселке Састобе в Южном Казахстане мощностью 600 тысяч тонн цемента в год. На построенном в 1952 году предприятии осуществлена программа реабилитации, и сейчас завод выпускает 28 тысяч тонн цемента и 10 тысяч тонн извести в месяц. Итоги деятельности за истекший с момента покупки год “Базэл” расценивает как отличные - за 10 месяцев 2007 года чистая прибыль, по данным финансового директора ООО “Базэл Цемент” Антона Заболоцкого, составила порядка 20 миллионов долларов. Очевидно, что этому в какой-то мере способствовали и высокие цены, в том числе на цемент, весной-летом прошлого года в Казахстане. Как признает представитель “Базэла”, летом, в самый разгар строительного сезона (все мы помним, что именно тогда наше правительство проморгало резкий скачок цен на цемент), компания завозила цемент в Казахстан даже со своего завода в Красноярске. Но и сегодняшняя стагнация стройиндустрии не сильно скорректировала планы “Базэла” в Казахстане, и российские инвесторы намерены совершить покупку еще нескольких заводов по выпуску стройматериалов близ Караганды и Балхаша.
Еще одним направлением партнерства “Базэла” с Казахстаном является сотрудничество одной из его основных дочерних компаний - “Русский алюминий” - с госхолдингом “Самрук”. Как уже писало “НП”в конце ноября прошлого года, в Астане подписано соглашение между “Самрук” и “Русалом” о создании в Экибастузе СП по управлению угольными месторождениями “Богатырь” и “Северный”. На базе этого СП компания планирует построить алюминиевый завод стоимостью порядка 5 миллиардов долларов.
Как заявила генеральный директор “Базового элемента” Гульжан Молдажанова, присутствие “Базэла” в Казахстане должно выйти на новый качественный уровень. Так, “Базэл” в течение нескольких лет ведет переговоры о сотрудничестве с “Казатомпромом” на урановых месторождениях Казахстана и с фондом “Казына” о создании сборочного завода по выпуску автомобилей модельного ряда “ГАЗ” и надеется, что эти переговоры увенчаются успехом.
“Мы рассматриваем “Базэл” как своеобразный первый эшелон российской внешнеэкономической политики в хорошем смысле этого слова”, - заявляет Гульжан Молдажанова. Она знает, о чем говорит - крупнейший частный холдинг в России стоимостью более 23 миллиардов долларов имеет сегодня активы на Украине, в Черногории, Румынии, Австрии, Монголии и других разных частях света. Теперь к этому списку добавился Казахстан. В руководстве российского холдинга рассчитывают, что казахстанский раздел списка будет постоянно пополняться.
Москва - Инсбрук - Алматы |