|
Алла Иванилова Чиновники так увлеклись цифровизацией государственных услуг населению, что за количеством порой забывают о качестве
Государственную программу “Цифровой Казахстан” недавно утвердили постановлением правительства. Ее реализацию запланировали по двум направлениям: “Цифровизация существующей экономики” в среднесрочной перспективе и “Создание цифровой индустрии будущего” в долгосрочной перспективе. Основной миссией этого документа является повышение качества жизни жителей и конкурентоспособности экономики страны за счет использования и развития цифровых технологий. Практические шаги уже осуществляются. Среди них предоставление государственных услуг в электронном формате. Сегодня в реестр включены 746 государственных услуг, из которых 294 оказываются безальтернативными, то есть только через государственную корпорацию “Правительство для граждан” либо веб-портал электронного правительства. Чиновники провели огромную работу по оптимизации услуг. Так, выявили “скрытые услуги”, те, которые отвечают этому понятию, но не включены в реестр. В рамках этой работы включили 58 государственных услуг и внесли предложение о включении дополнительно еще 50 новых госуслуг. Также выявили 13 госуслуг, которые являются невостребованными либо прошли законодательные правки и исключают соответствующие полномочия государственных органов. Их устранят из списка. При этом по отобранным востребованным услугам проведен детальный анализ, выработаны рекомендации по их оптимизации, подготовлены дорожные карты. В рамках этой работы выявили административные барьеры, дублирование, неэффективные процедуры, сокращен перечень и сроки документов, которые запрашиваются у граждан. Кроме того, определено 16 госуслуг для передачи в конкурентную среду. Соответствующий законопроект уже внесли в мажилис. Сейчас ведется работа по изменению законодательства в сфере оказания государственных услуг. По 15 услугам требуются изменения законодательного характера в девять законов, по остальным 99 необходимо изменять подзаконные акты. По словам министра информации и коммуникаций Даурена Абаева, несмотря на достигнутые результаты, остаются актуальными проблемы, связанные с недостаточным уровнем открытости, клиентоориентированности и проактивности. Так, госорганы неохотно раскрывают информацию, которая может быть использована для создания востребованных продуктов. В этой связи совместно с рядом госорганов реализуют проект “Услуга без справок” (Paper-free), направленный на отмену наиболее востребованных справок и повышение взаимодействия между государственными органами. Именно из-за низкого взаимодействия госорганов казахстанцы через ЦОНы заказали более 22 миллионов электронных справок, а это свыше 66 процентов всех оказанных услуг. Предполагается, что теперь государственные органы стали брать необходимые справки друг у друга. На портале электронного правительства в течение ближайших двух недель запустят специальный механизм получения персональных данных третьими лицами - банками, организациями, работодателями. При этом гражданин посредством смс-уведомления должен дать свое разрешение на получение справки вместо него. Это позволит без лишней надобности не ходить в ЦОН и сократит нагрузку на операционные залы. К слову, с 1 июля этого года на портале электронного правительства внедрена возможность получения 30 электронных услуг без электронной цифровой подписи на основании одноразового смс-пароля. В их числе такие востребованные услуги, как получение адресной справки, справки о наличии недвижимого имущества, о наличии обременений, пенсионных отчислениях. После внедрения проекта количество обращений в пункты общественного доступа в среднем сократилось на 60 тысяч в месяц. Также широко станут применять проактивный принцип. Это когда государство само предлагает оказание той или иной услуги. Уже скоро в пилотном режиме это реализуют в отношении государственных услуг, связанных с рождением ребенка. Так, родители автоматически станут получать смс-уведомления с предложениями указать ФИО ребенка для получения свидетельства о рождении, номер счета для оформления пособий и адресных данных для постановки в очередь в детский сад. Помимо этого прорабатывается вопрос по передаче в доверительное управление госкорпорации “Правительство для граждан” некоторых ключевых информационных систем - портала электронного правительства eGov, его мобильного приложения mGov, ИИС ЦОН совместно с Министерством юстиции и Министерством сельского хозяйства - ГБД “Регистр недвижимости” и АИС “Государственный земельный кадастр”. Целью подобного тесного взаимодействия, развития госкорпорации и портала электронного правительства является реализация принципа Digitalbydefault, предусматривающего планирование и последующее оказание государственных услуг исключительно в электронной форме с расширением возможности самообслуживания. (В Астане 20 ноября запущен Digital-ЦОН, в котором полностью автоматизировано получение государственных услуг.) Это станет этапом перехода к новому формату предоставления государственных услуг. Однако для повышения эффективности и востребованности реализуемых сервисов требуется провести обучение населения. Кроме того, в рамках продвижения электронных услуг будет сокращаться альтернатива между услугами, оказываемыми через Госкорпорацию и веб-портал электронного правительства (для тех, кто не имеет доступа к интернету, доступ обеспечивается через центры самообслуживания госкорпорации). Вместе с тем есть госуслуги, не подлежащие передаче в госкорпорацию из-за своей специфики либо ухудшения условий их получения для граждан (к примеру, оказываются загранучреждениями, погранслужбой). Среди них регистрация актов гражданского состояния граждан Казахстана за рубежом, выдача листа о временной нетрудоспособности медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. При этом сегодня сохраняется альтернативное оказание государственных услуг, особенно местными исполнительными органами, что снижает эффективность реализации принципа “одного окна” и сохраняет коррупционные риски. Но чиновники обещают, что до конца этого года еще 48 услуг после внесения изменений в стандарты станут оказывать на безальтернативной основе только через госкорпорацию. Кроме того, среди новшеств - миграционный ЦОН для иностранных граждан, который откроется в скором времени в Астане, где принимать и регистрировать иностранных граждан будут по принципу “одного окна” с применением стандартов ЦОН. Также регистрацию автомобилей в Казахстане с 2019 года переведут в электронный формат. Владельцы будут приезжать в спецЦОН сразу за документами либо получать их через Казпочту. Благодаря этому процесс перерегистрации автотранспорта может занимать не более 20 минут. В дальнейшем, возможно, эту функцию переведут в конкурентную среду. Однако глава правительства Бакытжан Сагинтаев высказал недовольство относительно предоставления государственных услуг населению страны: “В том виде, в котором сейчас делается, никуда не годится”. Он высказал опасения, что услуги, которые планируется внедрить до 2020 года, “возможно, никому не нужны”, поскольку “электронный, цифровой мир быстро двигается”. Непонятна главе Кабмина приоритетность услуг. Так, “установление инвалидности” в электронном формате планируется запустить в середине 2019 года. “Он - инвалид без рук, без ног! Что, он будет сам ходить? Мы всему миру объявили, что приняли программу “Цифровой Казахстан”. Оказание услуг инвалидам мы оставили на последний момент”, - недоумевал Сагинтаев. “Подловил” премьер чиновников на неисполнении обещаний. Так, до конца года планировалось, что в электронном формате станут выдавать справки по рождению ребенка. Но эта услуга до сих пор недоступна, а через неделю год заканчивается. “Одну справку мы отрабатывали год. Теперь я понимаю, почему на три года расписали. У нас или специалистов нет, или все это делаем на бумажной основе”, - отметил премьер-министр. Что ж, хочется надеяться, что критика главы Кабмина возымеет эффект и все обещанное чиновниками будет не только “виртуальным”, но и реальным.
Астана |