|
Золото нужно было бы придумать, чтобы измерять этот мир
Блестящая идея
|
Под занавес уходящего года опубликованы любопытные данные о том, что за шесть месяцев наши соотечественники приобрели 1485 слитков аффинированного золота. Мы уже писали о начале этой программы Нацбанка, когда он объявил о выпуске этих слитков и призвал население активно их покупать через банки второго уровня. Программа вначале развивалась весьма проблематично, потому что два банка, которые в самом начале стали реализовывать слитки, начали процесс крайне небрежно, и около месяца люди просто не знали, сколько слитки стоят и в каких отделениях они вообще продаются. Следует также заметить, что эта программа Нацбанка по ряду параметров выгодно отличается от аналогичных программ других стран. Во-первых, банки - участники программы обязаны выкупать слитки у населения по первому требованию с выплатой денег клиенту “день в день”, что гарантирует очень высокую ликвидность инструменту. Во-вторых, даже при поврежденной упаковке слиток может быть выкуплен после проведения соответствующей экспертизы. В-третьих, в Казахстане инвестиционное золото не облагается НДС, а значит, его можно будет реализовать, не потеряв в доходах. Сейчас процесс, судя по всему, налажен и количество задействованных банков второго уровня удвоилось - теперь помимо Народного и Евразийского банков в программе участвуют Казкоммерцбанк и Цеснабанк. Цена слитков меняется каждый день. При этом банки - участники программы устанавливают цены на слитки самостоятельно. В день запуска программы, 31 мая 2017 года, оценочная стоимость одного грамма золота составляла 12 790 тенге, на 1 декабря - 13 805 тенге, то есть увеличение составило около семи процентов. Как сообщил наш главный финансовый регулятор, наибольшим спросом у населения пользуются слитки весом 10 граммов - их продано 684 штуки (это 46 процентов от общего количества реализованных слитков). А общий вес проданного аффилированного золота составил 51 640 граммов. Далее следуют 20-граммовые слитки, которых продано 320 штук (22 процента), 100-граммовые - 287 штук (19), 50-граммовые - 194 штуки (13 процентов). Алматы, как и ранее, является безусловным лидером в этой (как и в любой другой) его жителей приходится 56 процентов от продаж, тогда как на Астану - 20 процентов. Далее следуют Усть-Каменогорск (семь процентов), Караганда (пять) и Павлодар с Атырау - по три процента проданного золота. Оставшиеся шесть процентов продаж слитков населению приходятся на остальные регионы. Напомним, что золотые слитки изготовлены Казахстанским монетным двором и представлены в четырех разновидностях - 10, 20, 50 и 100 граммов. Стоимость слитков зависит от утреннего фиксинга золота в долларах США, установленного Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов (LBMA) за одну тройскую унцию, и официального курса тенге к доллару США. Основным фактором обеспечения ликвидности рынка золотых слитков является, повторяем, возможность их обратного выкупа банками второго уровня с выплатой денег клиенту. Вот этот, последний фактор, на наш взгляд, и является основным. А вот данных по исполнению этого условия в сообщении Нацбанка как раз и не приводится. И напрасно. Потому что - главное, что привлекает в программе ликвидность этого финансового инструмента, насколько она обеспечена гарантиями и сколько граждан этими гарантиями воспользовались. Иными словами, сколько купленных ранее слитков граждане продали банкам обратно и сколько при этом получили денег. В этом-то и весь смысл затеи. То есть статистику оборота Нацбанк не опубликовал. Хотя при запуске программы в Нацбанке объясняли, что основной ее идеей является не просто продажа золота населению, а запуск ликвидного и активного рынка, когда граждане могут выбирать - хранить это золото для сбережения или совершать операции по покупке и продаже в целях получения дохода. О том, насколько популярен этот вид инвестирования у населения, можно судить на примере популярности инвестиционных монет, выпускаемых в Казахстане. Впервые монетный двор Казахстана отчеканил инвестиционные монеты в феврале 1996-го - серию “Шелковый путь” из золота 999-й пробы. Если учесть, что среднемесячная цена на этот драгметалл в Лондоне в год выпуска “Шелкового пути” составляла 404 доллара, а в декабре 2014-го достигла 1202 доллара, каждая купленная монета за 18 лет принесла своему владельцу 297,5 процента инвестдохода. Если же считать в годовом выражении, то рост составил 16,5 процента. Это выше, чем ставка любого депозита, предлагаемого банками второго уровня страны. Так что есть, над чем подумать - куда теперь вложить свои деньги. |