|
Константин Маскаев
Оснований для паники среди вкладчиков накопительных пенсионных фондов по поводу якобы необратимых потерь пенсионных накоплений нет. Об этом единодушно заявили представители всех четырнадцати отечественных НПФ на встрече с журналистами в Алматы в среду
Ведущим финансистам, разработчикам и реализаторам пенсионной системы страны пришлось объясняться не в самых лучших условиях. “Ответочка” состоялась на фоне разговоров о противоречиях и низкой доходности отечественной пенсионной системы, о том, что средства граждан подвергаются большому риску.
В частности, заместитель председателя правления АО “Накопительный пенсионный фонд Народного банка Казахстана” Нуржан Алимухамбетов уверен, что вкладчикам пенсионных фондов не о чем беспокоиться.
- Говорят - убытки! Давайте разберемся, что есть убытки, а что следует назвать переоценкой. Вот у вас есть квартира, машина, дом. В какой-то период все это может стоить дорого, в какой-то может стоить меньше. Например, квартира, которую вы купили за 100 тысяч сегодня может стоить 20 тысяч. Вроде бы она подешевела, но это не убыток. Убыток возникнет тогда, когда вы эту квартиру продадите. Если вы ее продадите, когда она будет стоить 20 тысяч, получите убыток, если же переждете и вернетесь к старым ценам, то это будет переоценка. Поэтому, я подчеркиваю, активы вкладчиков, которые куплены на их пенсионные накопления, - на месте, идет только их переоценка, обусловленная колебаниями рынка.
Одной из важнейших тем разговора стала ситуация с отрицательной доходностью НПФ “Улар Умит” в октябре. В фонде признают, что в этом году переоценка дала не самые позитивные результаты. Но подчеркивают, что это произошло впервые за 10 лет существования фонда и самой пенсионной системы. Известно, что в октябре доходность составила минус 10 процентов. К причинам этого руководитель фонда Гульнара Алимгазиева отнесла падение котировок части акций, входящих в инвестиционный портфель фонда. Но заверила, что в данной сложной ситуации фонд принимает все меры, чтобы провести ребалансировку актива. Понятно, что сделать это в одно мгновение невозможно: в портфеле фонда доля акций составляла до 30 процентов.
Вместе с тем руководитель фонда говорит, что приобретались акции известных успешных компаний:
- Это голубые фишки, которые по идее государства пытаются выйти на мировой уровень. Да, мы обнаруживаем, что падают акции той же компании “Разведка и Добыча”. Но отказаться от этих акций, продать их в момент временного снижения - это признать несостоятельность флагмана нашей экономики, признать то, что наша экономика не в состоянии справиться с надвинувшимся кризисом. В активе фонда - и акции “Казахтелекома”.
Что касается нашего фонда, то по итогам года будем смотреть. Если коэффициент минимального дохода не будет соответствовать нормативным требованиям, акционеры фонда готовы возместить эту разницу. С этой точки зрения через неделю фонд планирует собрание акционеров, на котором будет решаться вопрос дополнительной эмиссии с учетом капитализации, с учетом возможной компенсации в связи с понесенными временными потерями.
На каких условиях будут использоваться деньги фондов в инвестиционных проектах, прокомментировал председатель Ассоциации финансистов Серик Аханов:
- В систему ежемесячно поступает порядка 25 миллиардов тенге, их нужно размещать. Мы считаем, что сейчас вкладывать лучше всего в экономику собственной страны, поскольку она не так подвержена колебаниям рынка и менее подвержена риску. Поэтому пенсионные фонды, обладая излишками средств, могут и должны вкладывать в те реальные секторы экономики, где образовался дефицит. Но делать это следует только на возвратной срочной платной основе. Для этого существует механизм государственного и частного партнерства, который способен связать эти две составляющие очень надежно, поскольку государство - это один из самых высоких гарантов. И мы находим, что у государства есть достаточно много интересных проектов, которые сыграют на повышение пенсионных накоплений. Президент недавно говорил, что в период, когда товары и услуги востребованы не так сильно, следует обратить больше внимания на те отрасли, которые долгое время остаются в дефиците - те же электроэнергия, транспорт и другие. И в таких проектах мы хотим участвовать. |