|
“Не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желали достигнутого”
Давать будут больше
|
В середине августа была утверждена Национальная инвестиционная стратегия, и мы все ждали, когда же ее опубликуют. Однако прошло уже десять дней, а увидеть этот любопытный документ так и не удается. Даже на сайте Министерства по инвестициям и развитию его до сих пор нет. Но есть другие данные, которые готовились для презентации этой стратегии и по которым сегодня можно судить о ситуации с этими самыми инвестициями. Для начала нелишне напомнить, что забота о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику стояла на повестке дня всегда, с самого начала нашей независимости. Вопрос этого привлечения был возведен в свое время в ранг стратегических, и при главе государства в начале 90-х годов прошлого века даже учрежден Совет иностранных инвесторов, регулярно собирающийся именно для обсуждения этой темы. Но стратегии привлечения инвестиций не было, теперь она у нас есть. Подробная, детальная, разработанная. С помощью экспертов Всемирного банка. Намечено в ней буквально все - и улучшение инвестиционного климата, и усовершенствование миграционной и визовой политики, и прозрачность, и предсказуемость самой инвестиционной политики, что должно касаться не только привлечения денег из-за рубежа, и твердые гарантии того, куда эти деньги будут направлены. А направлены они (речь о прямых иностранных инвестициях из-за рубежа) должны быть в несырьевые отрасли экономики, ориентированные на экспорт. Это химическая промышленность, горно-металлургический комбинат, агропромышленный комплекс, машиностроение, производство строительных материалов, информационно-коммуникационные технологии, транспорт и логистика, возобновляемые источники энергии и электроэнергетика. Список этот, тоже нелишне заметить, традиционный с тех же 90-х, разве что вместо химии всегда значилась нефтехимия. Мы это заметили отнюдь не для того, чтобы подвергнуть сомнению разработанную и только что принятую инвестиционную стратегию, нет. Хотя, признаться, основания для легкой (самой-самой легкой) тревоги у нас все же есть. Хотя бы потому, что в свое время мы были непосредственными свидетелями разработки и уверенного принятия, скажем, стратегии создания и развития фондового рынка в Казахстане (кстати, при непосредственном участии того же Всемирного банка и еще Агентства по международному развитию США) или стратегии создания и развития Регионального финансового центра Алматы (РФЦА) - тоже, к слову, при содействии наших иностранных друзей, Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития. Можно еще вспомнить Концепцию развития финансового сектора до 2030 года (ее специалисты Нацбанка создали с помощью ряда западных экспертов из МВФ, ЕБРР и других структур). Все эти документы (и другие подобные стратегии, программы, концепции, дорожные карты, планы) - очень даже правильные и грамотные. За помощь в их разработке казахстанская сторона заплатила не один миллион долларов. И пути, в них намеченные, безупречно выверенные. Правда, ни фондового рынка, ни РФЦА, ни прорывов в финансовом секторе они почему-то не обеспечили. И создается впечатление, что наш финансовый рынок вполне мог бы прожить и без них. А все эти миллионы, ушедшие на оплату зарубежных экспертов, можно было бы наверное использовать как-то эффективнее. Но вернемся к нынешней концепции. Почему, несмотря на немалые усилия, привлечь инвесторов в несырьевой сектор нам так и не удалось за эти истекшие пару десятилетий? Ну, причины известны: незащищенность иностранных инвесторов, несовершенство судебной системы, а также... экономическая непредсказуемость. О ней, кстати, сравнительно недавно писал в своей статье в “Нью-Йорк таймс” в апреле этого года руководитель проектов ВБ в Центральной Азии г-н Альфред Горнталлер: “Казахстан, страна необозримых возможностей, движется вперед медленнее, чем хотелось бы - и во многом из-за неопределенности экономической перспективы и принятия множества руководящих, регламентирующих и малосодержательных документов правительства”. Видимо, желая поправить дело, сотрудники г-на Горнталлера помогли нам сотворить еще один регламентирующий правительственный документ... Ну и вопрос на сегодня последний: почему же тогда в сырьевой сектор инвестиций у нас столько? Больше 75 процентов от всех инвестиций в казахстанскую экономику (94,4 из 134,4 миллиарда долларов). Причем, как нетрудно догадаться, в добычу нефти и газа. Здесь, надо полагать, полная предсказуемость и защищенность? И, конечно же, гарантированная прибыль. Удастся ли на этот раз с помощью новой концепции привлечения иностранных инвесторов изменить эту тенденцию? Пока не знаем. А вы как думаете? |