|
Ольга Шишанова В Казахстане могут приступить к развитию событийного туризма, если для нововведения, которым с казахстанскими коллегами поделились туроператоры из Санкт-Петербурга, найдутся подходящие объекты
Об этом шла речь в ходе круглого стола “Энергия событий. Туристский потенциал событийных мероприятий: лучшие практики”, что стал одной из ключевых тем в рамках визита делегации Санкт-Петербурга на международную выставку “Астана ЭКСПО-2017”. Вопросы туризма при этом освещались с точки зрения развития территорий, а событийные мероприятия были представлены как движущая сила для экономик городов с самым разным потенциалом. Ведь в период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии, а потребительский спрос значительно превышает предложение. И, что немаловажно, наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, полным ходом идет развитие народного творчества. В развитых странах, а на постсоветском пространстве в России и Украине, событийный туризм сегодня как вид отдыха набирает обороты и становится все более массовым. Он может объединять в себе спортивный, культурный, бизнес-туризм, так как цель поездки путешественника приурочена к конкретному событию или мероприятию. В качестве примера стоит, пожалуй, вспомнить постоянные массовые переезды тех же футбольных болельщиков. Именно поэтому эксперты считают, что событийный туризм является уникальным видом, поскольку неисчерпаем по содержанию, а в недалеком будущем число участников событийных туров может запросто превысить число участников туров экскурсионных. Для Казахстана этот вид туризма может быть выгоден с точки зрения развития на территориях, даже не обладающих уникальными туристскими ресурсами, плюс может выступить эффективным инструментом развития в условиях экономического кризиса.
Поэтому событийный туризм - дело не новое, разве что на постсоветском пространстве для Казахстана и стран Центральной Азии. Тогда как в Санкт-Петербурге, например, большие обороты набирает туризм, который предлагает посещение киносъемочных площадок, кинопавильонов, и не всегда это приурочено к большим и шумным кинофестивалям. Достаточно знать график возможных посещений, и от туристов подобного рода нет отбоя, что, собственно, было доказано на примере киностудии “Ленфильм”, чем и поделились петербуржцы с туроператорами Казахстана. Так, благодаря правильному менеджменту на “Ленфильме” стали возможны экскурсии по территории павильонов, туристы участвуют в массовых киносценах, приобретают сувениры и, по большому счету, приобщаются к магии рождения кино - тому, что всегда притягивало зрителя, стремящегося заглянуть по другую сторону площадки. И теперь, когда такая возможность появилась, очень многие не прочь ею воспользоваться. Любопытно, что такой подход может оказаться весьма оригинальным для решения вопросов внутреннего туризма, причем даже не в масштабах страны, а в масштабах одного конкретно взятого города. Например, туры на киноплощадки и павильоны одной из самых знаменитых российских киностудий “Мосфильм” сегодня приносят не меньший доход, чем дают туристические посещения музеев Москвы. Не отстает и Украина, где знаменитая киностудия имени Александра Довженко также приспособила современные реалии для привлечения туристов. То, что на ее базе сегодня работают несколько современных киностудий и телеканалов, не умаляет исторической роли старейшей киностудии как туристического объекта для показа. В Казахстане подобной историей могла бы похвастать киностудия “Казахфильм” имени Шакена Айманова, созданная в далеком 1934 году, которая за время своего существования претерпевала множество различных перипетий, не всегда вносивших в ее существование положительные моменты. Тем не менее, если совместить работу сегодняшней киностудии в Алматы с туристическими возможностями, то показать там будет что. Например, в советское время, с 1955 по 1990 год, на киностудии “Казахфильм” были созданы десятки самых кассовых фильмов, в том числе в 1972 году режиссером Шакеном Аймановым “Конец атамана”, привлекшим 30,6 миллиона зрителей при тираже в 1274 копии. В 1986 году здесь был поставлен нашумевший по тем временам фильм режиссера Степана Пучиняна “Тайны мадам Вонг”, который посмотрели 30,1 миллиона зрителей при 982 копиях. Фильм культового режиссера Павла Боголюбова “Девушка-джигит”, созданный в 1955 году, собрал почти 28 миллионов зрителей, а “Транссибирский экспресс” 1978-го года, поставленный режиссером Эльдором Уразбаевым, 24 миллиона просмотров. Известнейшие ленты - “Игла”, “Песнь о Маншук”, “Кыз-Жибек”, “Лютый” и “Земля отцов” - также были сняты в стенах павильонов киностудии “Казахфильм”, о чем сегодня мало кто помнит. А ведь история создания каждого из этих фильмов - это история становления казахстанского кино и культуры и при правильном распределении “ролей” могла бы стать брендом не только Алматы, но и показателем развития культуры кино всего Казахстана. Хотя бы до тех пор, пока в других городах республики не появятся свои знаковые бренды.
Астана |