|
Ольга Шишанова В Казахстане приняли новую национальную экспортную стратегию на 2018-2022 годы, направленную прежде всего на увеличение объема экспорта несырьевых товаров
Сегодня казахстанская продукция экспортируется в 117 стран мира, и в прошлом году Казахстан занял 52-е место среди 204 стран с долей 0,23 процента от общего объема мирового экспорта. Цифра невелика, но, по мнению чиновников, “есть куда стремиться”. Тем не менее экспорт республики был почти всегда преимущественно представлен сырьевыми продуктами либо несырьевыми товарами, но низкого передела. Зато, по словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, за последние 10 лет почти в два раза из Казахстана увеличился экспорт услуг, достигнув в 2016 году торгового оборота в 6,3 миллиарда долларов.
Однако представленная программа не новость для казахстанского экспорта, поскольку в 2014 году уже предлагалось нечто похожее, где приоритет отдавался таким отраслям, как металлургия и машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Тогда же были определены 12 основных рынков сбыта казахстанского экспорта. В них вошли Россия с приграничными районами, Узбекистан и Киргизия, Таджикистан и Туркмения, Армения и Азербайджан, Грузия и Китай, Афганистан и Иран, рынок Европейского союза. Сегодня же для обеспечения роста объема, только теперь уже несырьевого экспорта, нынешней программой предполагается комплексное решение ряда задач, среди которых на первом месте совершенствование институциональных основ поддержки экспортеров. Например, для этого предполагается законодательно закрепить статус единого оператора по поддержке и продвижению экспорта за НК “КазахЭкспорт”, который будет функционировать по принципу “единого окна” через представительства во всех регионах республики и за рубежом. Кстати, ранее этого не было. Но не совсем понятно, чем и как будет заниматься это ведомство, если и без того товары находили свой рынок сбыта, торговля велась, теперь же, кроме того, что на это будут тратиться государственные деньги, внятного ответа добиться невозможно. Единственный аргумент - все будет якобы сосредоточено в одних руках, а значит, возможно, быстрее и проще найдет своего, конкретного покупателя. Помимо того снова определена перспективная “экспортная корзина” по товарам и услугам с выделением перспективных рынков сбыта. В нее вошли 116 товаров из семи отраслей - в отличие от предыдущей программы, взятой за основу, пусть там и были упомянуты только четыре вышеперечисленные отрасли. Но при этом не стоит забывать, что рынок - это все-таки стихийное проявление действительности, и ориентироваться на что-то конкретное в том или ином случае небезопасно, потому что можно просто остаться в убытке. Может быть, поэтому в новой редакции поменялись приоритеты экспортной продукции из Казахстана - в будущем ее основу должны будут составить предоставление финансовых и деловых услуг в сфере транспорта, медицины, образования и освоения космического пространства. И, наконец, теперь, в отличие от предыдущей программы, в качестве перспективных рынков сбыта определены уже 27 стран, которые условно разделены по степени экспортного интереса для Казахстана на страны приоритетного, высокого и умеренного интереса, а также страны, представляющие интерес для республики в долгосрочной перспективе. Между тем уже в марте предполагалось создать зоны свободной торговли с Сербией и Ираном и увеличить рост товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном. Однако пока это остается только на бумаге. Собственно, так же, как и вопрос, который повисает в воздухе - насколько все-таки нынешняя экспортная стратегия сможет решить вопросы экспортного потенциала республики, если по-прежнему не решены внутренние проблемы - поставки качественного сырья, практическое отсутствие или дороговизна логистики, наболевшие вопросы кадров, а значит, и негибкость диверсификации экспортных товаров. Тем не менее, по словам Тимура Сулейменова, принятые меры, как ни странно, все же должны будут привести к увеличению производства казахстанской экспортной продукции в полтора раза в 2022 году и вдвое - уже к 2025 году.
Астана |