|
Пока правительство борется за продвижение бренда Made in KZ, руководитель творческой мастерской Asian Nomads Ернар Нурмагамбетов популяризирует нашу страну через военно-историческую миниатюру. Он - единственный в мире создатель миниатюр казахских батыров. О том, как создаются оловянные фигурки средневековых казахских воинов и как развивается в нашей стране рынок коллекционирования, мы поговорили с автором уникальных солдатиков
- Солдатики - это любимое воспоминание детства для многих. Но детство проходит, и страсть к солдатикам у большинства пропадает. С чего начинали вы и как пронесли детство во взрослую жизнь? - Коллекционирую я солдатиков с детства. Заразил меня ими мой двоюродный брат, к которому я приезжал в Алматы каждое лето. У него были десятки, если не сотни игровых солдатиков. Мы устраивали настоящие баталии, как, наверное, многие мальчишки того времени. Помню, во дворе мы еще долго находили в песке миниатюрки. И каждый раз перед моим отъездом брат дарил мне несколько фигурок. Из них и начала формироваться моя коллекция. Было время, когда солдатики оставались в прошлом, но появлялся интерес - появлялись новые солдатики. С рождением сына хобби снова возродилось, а потом и трансформировалось в нечто большее. В какой-то момент я понял, что отсутствуют фигурки, изображающие казахских воинов. И 2,5 года назад я решил превратиться из коллекционера в производителя. Я подумал, что моему растущему сыну будет интересно посмотреть, как выглядели казахские батыры, какие доспехи и оружие у них были. А заодно надеялся, что создание таких уникальных фигурок станет приносить доход, на который я потом смогу покупать других солдатиков и пополнять коллекцию.
- Фигурка оловянного солдатика - это в первую очередь историческая достоверность. Как много времени занимает создание образа? - Меня всегда интересовала история. При создании каждой фигурки приходится изучать очень много источников. Это научные труды, археологические находки, отчеты из экспедиций. Я стал частым гостем музеев, где представлены экспонаты средневекового военного искусства казахов и воинов Центральной Азии. Для создания первых фигурок информацию я собрал достаточно быстро. Но они были “общими”: я тогда использовал простые доспехи. Но чем больше фигурок, тем сложнее собирать дополнительный материал. Особенно когда началась серия “Казахское ханство”. Оказалось, что имеется немного информации о вооружении и доспехах средневековых казахских воинов.
- А есть фигурки, которые вам дались наиболее трудно? - Чем труднее, тем интереснее. Но если говорить о результатах, то мне больше всего нравится третья фигурка - латник в доспехах темуритских оружейников. Она сделана по реконструкции Боброва. Я постарался максимально приблизить фигурку к оригиналам того времени. Это и кожаные доспехи, и топор-секира айбалта. Вообще надо сказать, что когда я приступил к изготовлению тематической серии, то основной упор старался делать на историческую достоверность. И столкнулся с тем, что многие и не знают, что в Средние века у казахских воинов были такие доспехи. Но факты говорят обратное. Поэтому я их и изображал.
Именно поэтому первые фигурки из серии “Казахское ханство” были сделаны очень дотошно. Но когда каждый раз слышишь: “Не было доспехов, не было”, то появляется желание сделать фигурку более “привычной” современному глазу, чтобы она была интересна людям, но при этом не нарушала исторические факты. Поэтому я сделал одну фигурку “осовремененной”. Я взял образ из фильма “Жуйрек мен бала” - лучник Таймас. Таймас стал седьмой фигуркой в серии “Казахское ханство”. И сегодня многие говорят, что эта фигурка - лучшая в серии. Наверное, просто потому, что она более привычна осовремененному образу. Каждая фигурка запоминается чем-то своим, уникальным. Есть фигурка, над которой мы очень долго работали с санкт-петербургским скульптором Виталием Пузенко - фигурка рядового роты почетного караула. Она у нас немного выше всех остальных солдатиков - 75 миллиметров против традиционных 55. Работа длилась почти год, в том числе и потому, что мы долго искали нужный сплав. В итоге кисти солдата мы сделали из латуни, потому что оловянный постоянно гнулся и ломался. И работу приходилось начинать заново. И это при том, что создание фигурки - от появления идеи до готового солдатика - занимает в среднем 2-3 месяца.
- Но оловянные солдатики, особенно если они не просто стоят на полке за витриной, вообще имеют свойство ломаться (особенно их тонкие детали). Краска может облезть. - Каждая моя фигурка имеет свой паспорт-сертификат. И пожизненную гарантию. Если что-то поломается или кусочек краски сотрется, то я восстановлю. Дело в том, что это все-таки коллекционная страсть. И хорошие фигурки всегда очень ценятся их обладателями.
- Сколько всего фигурок на сегодняшний день вы сделали? - Всего 14 видов фигурок. В серии “Казахское ханство” предполагается всего 10 фигурок. Сейчас готовы уже семь. Каждая из фигурок выпускается ограниченной серией - по тысяче экземпляров. Первый воин из серии - батыр с шокпарой - уже почти распродан, осталось чуть более 100 солдатиков. Остальные фигурки - это сарбаз, воин с айбалта, батыр с айдаспаном, батыр с топором и саблей, шестая фигурка - батыр со стягом, седьмая - лучник. Восьмая фигурка сейчас в процессе создания - это будет воин с копьем. А девятая и десятая фигурки будут Жанибек и Керей - основатели Казахского ханства. Ханы будут изображены на конях. Но есть еще и сувенирные солдатики. На сувенирный рынок я вышел полтора года назад, поэтому их не так много. Да и много времени занимает создание уникальной коллекции. Думаю, что пока я ее не закончу, все силы будут отданы именно туда.
- Ваших солдатиков вы представляете в трех вариантах. - Да, каждый рассчитан на своего ценителя. Есть фигурки черненые, сувенирная покраска. И третий вариант - коллекционная покраска. В последней идет более детальная прорисовка мелких деталей. Например, глаза или какие-то элементы костюма. - По цене сувенирная продукция и коллекционная отличаются? - Нет. - Вы сказали, что сделали всего 14 видов фигурок. А в количественном исчислении их сколько? - Гораздо больше. Я ведь делаю не только то, что продаю любителям и коллекционерам оловянных солдатиков. Мы делали диорамы сражений. Например, казахи против джунгар. Иногда просят изобразить сражение какого-то конкретного казахского рода против врагов или конкретного батыра. К примеру, у нас был заказ на создание диорамы с батыром, который был предком заказчика. Я тогда провел большую работу в исторических архивах, отыскивая факты, в которых описывается этот батыр, с кем он сражался, с каким стягами. - Большие диорамы получаются? - По-разному. Кто-то просит 3-4 фигурки, кому-то надо 20.
- Получается, что изготовление оловянных солдатиков - это не просто вырезал и отлил, а огромный и трудоемкий процесс. От поиска исторической достоверности до раскраски. Не тяжело? Ведь это все ручной труд. - Нет, когда работа в радость, она не тяжелая. Я могу сидеть на росписи (расписывать фигурку. - “НП”) и не заметить, что день уже прошел. И я не уставший, а, наоборот, отдохнувший. - Вы работаете один? - Раньше один. Но последние полгода у меня есть команда единомышленников, которые также относятся к этому труду как к отдыху. И им все это интересно.
- А таких единомышленников в Казахстане много? - Когда я начинал, рынка военно-исторических и коллекционных миниатюр практически не было. Было всего человек двадцать коллекционеров, которые интересовались солдатиками. Но сейчас их уже насчитывается более 200 человек. Это те, кто постоянно пополняет коллекции, созванивается друг с другом. В их коллекции уходят и мои фигурки. Я не исключаю, что большинство любителей и коллекционеров фигурок могут просто не знать, что есть такое производство в Казахстане. Но интересно, что ко мне частенько обращаются из России, стран Европы. Туда тоже уходят мои фигурки.
- А неколлекционеры фигурки приобретают? - Фигурки нравятся большинству людей. Они берут их как память об Астане, о Казахстане. Берут на подарки. Особенно для зарубежных гостей. Покупают детям. Хотя я рекомендую, чтобы совсем маленькие с солдатиками не играли - сломать могут. Но в моих ближайших планах создание коллекции фигурок для детей - игровых батыров. Чтобы они могли играть, не боясь сломать их.
- Вы превратили ваше хобби в бизнес. Выгодный? - Если честно, то нет. Стоимость фигурок невысокая (от 3 до 5 тысяч тенге за фигурку. - “НП”), если сравнивать с аналогичной продукцией в других странах. Если бы у нас коллекционирование военно-исторических миниатюр было развито, как в других странах, хотя бы в той же России, тогда можно было бы поднять стоимость: сегодня казахстанские миниатюры продаются более чем в два раза дешевле, чем российские, тем более европейские. В Европе такие фигурки стоят 50-60 евро. Но если я буду поднимать их стоимость, чтобы получить прибыль и вложить ее в развитие производства, то фигурки не будут покупать. Слава богу, что за эту цену покупают. Это позволяет мне быть на плаву: выплачивать зарплату, платить за аренду мастерской, закупать сырье. Кто ищет больших денег - здесь их не найдет. Это бизнес больше для души. В перспективе лет через пять, быть может, прибыль увеличится. Когда будут созданы игрушечные солдатики. Но пока все силы отданы созданию серии “Казахское ханство”. Это уже визитная карточка военно-исторической миниатюры нашей страны. И, надеюсь, не последняя.
Беседовала Юлиана Жихорь, Астана |