|
Сорняки растут не везде, а только там, где они не нужны
Сможем, когда захотим
|
Для продвижения казахстанской сельхозпродукции за рубежом созданы три новых бренда, сообщил на этой неделе первый вице-министр по инвестициям и развитию страны Алик Айдарбаев. “Совместно с Министерством сельского хозяйства сегодня мы создаем и регистрируем три бренда - по продвижению продукции мясного направления KazMeat, Qazaq Organic Food и Halal Kazakhstan. В целом продукция сельского хозяйства у нас имеет большой потенциал, но мы его до конца не используем”, - сказал он. По его словам, с помощью “таких зонтичных брендов” казахстанские товаропроизводители по сельхознаправлению могут их использовать и продвигать свою продукцию за рубежом. Однако, как добавил сам г-н Айдарбаев, “мало создать и зарегистрировать эти бренды, нужно сделать так, чтобы эти бренды были узнаваемы за рубежом”. Для этого сотрудники г-на Айдарбаева разработали комплекс мер по продвижению этих брендов. “Конечно, также надо менять и стандарты, у нас еще в этой части не все готово: что такое “био”, что такое “эко”, что такое органическая продукция. Эти стандарты должны быть четко прописаны, и они должны быть признаваемыми во всем мире”, - уточнил первый вице-министр. А что же помимо “четкого прописания” нужно делать? Ну конечно! “Необходимо, кроме того, проводить за рубежом всевозможные презентации, рекламу, организовывать выставки, помогать отечественным производителям в продвижении своей продукции”, - резюмировал он. Вот насчет презентаций, выставок, рекламы и прочего такого мы абсолютно не сомневаемся - этого, так сказать, “добра” наши чиновники (особенно если очень нужно презентоваться за рубежом, тем более за очень дальним) выдадут с избытком. Так выдадут, что потом долго будут разбираться, куда выделенные деньги на все это подевались. Примеров таких вот кампаний “по продвижению отечественных марок и брендов” “в помощь казахстанскому бизнесу” слишком много, чтобы их не знать. И вот в этой инициативе тоже прослеживается, так сказать, наш своеобразный стиль: стандарты соответствующей, “брендовой”, продукции еще не определены, что такое “био” - тоже неясно, это же касается и понятия “эко”. Но названия брендов уже есть, и программа предстоящих их презентаций, надо полагать, непременно уже разработана. Вообще же это стильно - пафосно заявить о появлении новых отечественных брендов в области продуктов питания в стране, которую постепенно оккупирует фаст-фуд. В стране, которая ввозит пищевых продуктов и сырья для пищевой промышленности на 85 процентов больше, чем производит сама. Наверное, уже каждый более-менее грамотный студент знает, что доля сельского хозяйства в структуре казахстанского ВВП с каждым годом неуклонно снижается. Если в 1990 году она составляла 34 процента, то в последние годы она не превышает и 5 процентов, доля же наших, казахстанских, сельхозтоваров во внутреннем потреблении не достигает и 20 процентов. Это официальная статистика Министерства сельского хозяйства. Вот еще цифирьки, казалось бы, скучные и серые, но куда без них? В годы после СССР поголовье крупного рогатого скота сократилось в Казахстане с 9,8 миллиона до 5,7 миллиона, причем овец и коз - с 36,2 до 17,6 миллиона, птицы - с 59,3 до 33,5 миллиона. Вот г-н Айдарбаев нацелился продвигать за рубежом нашу мясную (более того - органическую) продукцию. Отлично. Но в этот же период производство мяса упало у нас с 1547,6 тысячи тонн до 934,1 тысячи тонн, молока - с 5,6 миллиона тонн до 4,9 миллиона тонн. Кстати, скотоводство традиционно было приоритетной отраслью сельского хозяйства Казахстана, который в те времена обеспечивал значительную часть потребности СССР в мясе, но на данный момент республика утратила свой статус. Экспорт мяса и мясопродуктов за четверть века сократился у нас в... 615 раз - с 184,5 тысячи до 0,3 тысячи тонн! Дело дошло до того, что в республику по государственной программе начали самолетами завозить импортный скот. Это же факт известный. Но это проблемы не решит хотя бы потому, что этот племенной скот просто иногда нечем кормить. Любой специалист скажет, что прогресс в повышении продуктивности и снижении себестоимости продукции животноводства на 60-70 процентов определяется сбалансированным кормлением и рациональной технологией содержания. Однако площади под кормовыми культурами у нас с 11 миллионов гектаров в 1990 году сократились на сегодняшний день более чем в 4,5 раза. Ежегодный объем производства комбикормов, составлявший 20 лет назад более 4 миллионов тонн, сейчас не превышает 400 тысяч тонн. Но мы явно увлеклись. И, надо полагать, совсем не тем, с чего начали. А начали мы с брендов. И их надо всячески презентовать и рекламировать. А для этого будут нужны средства. И немалые. И их надо изыскать. И изыщут. Вот в этом не сомневайтесь. |