|
Отзыв на статью президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания” от 12. 04. 2017 года
В соответствии с вызовами и реалиями современного мира и мироустройства начатые народом Казахстана масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. О том, какой она должна быть, глава государства пишет в своей статье “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”. Нурсултан Назарбаев, рассматривая глобальные вопросы конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, культа знаний и эволюционного развития Казахстана, отмечает, что их основой должны стать опережающая модернизация общественного сознания и его духовность. Только так мы можем стать “единой нацией сильных и ответственных людей”. При этом акцент делается на кадрах, поэтому необходимо совершенствование процессов обучения и переобучения, трудоустройства, создания необходимых социальных условий. В современном обществе формируются и действуют принципиально новые требования к образованию, общество требует инновационного подхода к системе образования. Общество хочет быть уверенным в том, что требования к качеству обучения, во-первых, соответствуют уровню, необходимому в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников, и, во-вторых, строго выполняются. Пришло время готовить специалистов качественно нового типа: инициативных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, владеющих иностранными языками, легко адаптирующихся к изменениям и быстро осваивающих новую технику и технологию современного наукоемкого производства. Молодежь современного Казахстана - это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой стране. Государство делает все для создания условий обучения, работы, творческой инициативы и решения социальных вопросов. Одним из примеров этого является всем хорошо известная программа “Болашак”. Ничего подобного нет ни в одной стране СНГ. Для успешной реализации задач, поставленных главой государства, логичны и необходимы новые подходы. Полагаю, что модернизация позволит системно и последовательно решать проблемы качества подготовки кадров, уровня науки, что, в свою очередь, даст возможность более эффективно решать вопросы индустриально-инновационной политики страны. Это наш общий национальный интерес. Интеллект и образованность нации не возникают из ничего, а аккумулируются в процессе развития общества, что в итоге и определяет будущее страны. Перед государством стоит огромная и ответственная задача повышенной сложности. Это задача национальной конкурентоспособности. Мир постоянно движется вперед, и мы не должны отставать, чтобы удержаться на завоеванных позициях. Поэтому важно сделать все необходимое, чтобы жизнь, судьба подрастающего поколения была нашим самым главным приоритетом. Программы культурного и конфессионального согласия, трехъязычия, “Цифровой Казахстан” - это и есть часть нашей конкурентоспособности. Особое место в системе высшего образования занимает Назарбаев Университет - новая страница в нашей жизни, призванный стать образцом современного менеджмента и главным участком инновационно-технологического прорыва страны в новом веке. Здесь создаются научно-исследовательские центры, в лабораториях которых ведутся работы по медицинским направлениям. Изучаются вопросы продолжительности жизни человека и обновления его организма, разработки с использованием нанотехнологий. Особое место займут работы по инженерным направлениям и в области энергетики. Президент ставит задачу данному университету достичь к 2020 году мирового уровня и по качеству преподавания выйти на международные стандарты. Развитие системы высшего образования неотрывно от процесса воспитательной работы. Мы должны выпускать не только профессионалов своего дела, но и нравственно воспитанных, патриотов своей Родины. У нас сейчас идет процесс переосмысления задач воспитания в условиях модернизации системы высшего образования. Воспитание не должно стоять отдельным элементом вне учебного педагогического действия, а должно стать неотъемлемой органической составляющей всей педагогической деятельности. Преподаватель не должен воспринимать воспитание студентов как “нагрузку”, оно должно входить в комплекс его педагогических функций. И это мировоззрение надо вернуть в атмосферу высшей школы. На пути вовлечения молодежи в жизнь современного общества мы не должны забывать о стержне воспитательных забот - формировании гуманистических ценностей, стремлении к высшему духовному поиску. И здесь, на мой взгляд, особая роль принадлежит школьному образованию и воспитанию. На передовом рубеже решения этих проблем, убежден, должны находиться педагоги, поскольку во многом именно от них зависит, каким будет “генотип” новых поколений казахстанцев, их мировоззрение и национальное самосознание. Считаю, что к числу гуманитарных задач, которые нам предстоит решить, следует отнести направления, имеющие судьбоносное значение для укрепления государства и процветания нации, - сохранение исторической памяти, возрождение национального самосознания, формирование широкого мировоззрения. В условиях возрастающего интереса к “корням”, как отмечают социологи и этнопсихологи, понимание этих основ приобретает особую значимость. Ведь сегодня люди в стремлении преодолеть оторванность от своих корней склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях исторической памяти своего народа. Беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией стала программа “Культурное наследие”, инициированная главой государства и по существу ставшая приоритетом культурной политики. Духовность и нравственность, их развитие и уровень - обязательные атрибуты любого самодостаточного государства, а вместе с ним и любого человека. Годы независимости, пройденные Казахстаном, ярко показали отношение народа к отечественной истории и культурному наследию страны. По существу, это определяет в том числе единение государства и народа страны. Богатство и многообразие нашего культурного наследия являются основой цивилизованного общества, которое с большим вниманием относится к проблемам сохранения и использования своего исторического прошлого и своих многовековых традиций. Это в основе своей материализованная память минувшего времени и память народа. Высокая культура - показатель прогресса нации. В целом президент в очередной раз показал свой дар исторического предвидения и указал дорогу к прогрессу во всех сферах политического, экономического и социально-культурного развития Казахстана.
Хусаин Валиев, ректор КГУ имени А. Байтурсынова |