ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Кольца истории Исследования

Айгуль Жилкишина
Тот факт, что в Алматы с лета прошлого года все еще вакантно место главного архитектора, говорит о кризисе в нашем градостроительном секторе. Да и Союза архитекторов сейчас у нас нет. В деле защиты архитектурного наследия южной столицы пока не достигли особого успеха ни государственные, ни общественные организации. Каково состояние застройки Алматы за последние 25 лет и что происходит со зданиями, считающимися памятниками истории и архитектуры, мы поговорили с архитектором Болатом Куспангалиевым

Под знаком
конструктивизма
Алматы, как никакой другой город, представлен произведениями советского конструктивизма. У нас в городе очень много памятников этого архитектурного стиля. К примеру, проспект Ленина, ныне проспект Достык, в 80-е годы ХХ века считался одним из лучших градостроительных проектов советского периода. В те годы был застроен мощный отрезок улицы - тогда проспект простирался на семь километров. И сегодня студентам Института архитектуры и строительства имени Т.К. Басенова (директором которого является Болат Урайханович) преподаватели демонстрируют проспект Ленина, как пример комплексного решения застройки.
Как отмечает академик Куспангалиев, профиль улиц в те годы радовал глаз архитекторов и горожан: партер, тротуар, опять партер, потом арык, опять партер, бордюр и улица. Тогда было принято руководствоваться понятиями “красной линии”, линии застройки города.
Однако спустя годы началась эпоха хищнической застройки Алма-Аты. Профессор привел в пример ансамбль “Достык Плаза” вверх по проспекту Достык, где располагается неимоверное количество бизнес-центров, застроенных без всякого соблюдения норм и правил. Или ныне строящиеся здания на улице Пастера (ныне Макатаева) “сажают” прямо на тротуар. При этом отступ от проезжей части составляет какие-то три метра. В нарушение всех СНиПов. И тем не менее, отмечает архитектор Куспангалиев, такие проекты благополучно проходят оценку всех комиссий и советов.

 

Жемчужины
Алма-Аты
Одно из алматинских изданий проводило опросы читателей, стоит ли сносить или оставлять те или иные здания, чтобы не портить городской ландшафт. В этот перечень вошли не только современные торговые центры, но и те здания, которые относятся к шедеврам архитектуры!
Жизнь устроена так, что со временем все должно обновляться. Однако города должны сохранять часть своих построек, прирастая вновь созданными зданиями. Так узнается их возраст - как по количеству колец деревьев. В Алматы есть здания, которые хотелось бы сохранить в том виде, в каком они были в 50-е или 60-е годы ХХ века. Возможно, они не столь ценные с исторической точки зрения или в архитектурном смысле. Но они просто нравятся людям, и время от времени им хотелось бы пройтись по этим улочкам.
Однако мы хотим обратить внимание на то, что происходит с действительными ценностями архитектурного искусства. Профессор Куспангалиев с горечью говорит о том, что многие их них сегодня находятся в плачевном состоянии зачастую из-за преступного отношения чиновников. По словам архитектора, в Алматы осталось всего четыре или пять зданий, относящихся к эпохе советского конструктивизма, которые нуждаются в реставрации и бережном отношении.
К примеру, знаковое здание этого архитектурного стиля расположено по улице Дзержинского, 83 (сейчас Наурызбай батыра). Его построили в 1935 году по проекту архитектора И. Буровцева. Тогда в нем располагался клуб-театр НКВД КазССР имени Дзержинского. В 1969 году там основался Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова. В 2002 году провели реконструкцию, которая кардинально изменила фасад бывшего клуба. Некоторые склонны полагать, что здание просто перестроили, однако специалисты называют это варварством.
Такое преступное отношение стало позволительным в силу того, что в 2014 году постройка утратила былой статус памятника истории и культурного значения. Профессор Куспангалиев призывает власти города отреставрировать это здание и показывать туристам как одну из достопримечательностей южной столицы. И добавил: “Это изысканное и красивое здание, ныне потерявшее свой первоначальный вид, относилось к стильным украшениям нашего города. Сейчас оно нуждается в неотложной реконструкции. И зданий равной ценности на территории бывшего СССР осталось крайне мало”.
Такое отношение государства помогло бы воспитать в новом поколении алматинцев чувство уважения. К самому зданию, к гению зодчих, наконец, к истории города. И тогда никому бы в голову не пришла идея устраивать голосование - украшает ли данная историческая постройка Алматы или уродует.

 

Проекты
Гинзбурга
“К архитектурным шедеврам Алматы относятся многие проекты архитектора М.Я. Гинзбурга”, - утверждает академик Куспангалиев. Мы уже писали о здании Дома правительства Казахской ССР по Кирова, ныне Богенбай батыра, 136а. К слову, в 1958-1982 годах в нем располагался учебный корпус КазГУ имени С.М. Кирова, позднее театрально-художественный институт, или Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова.
Построили его в 1927-31 годы по идее М. Гинзбурга, Ф. Милиниса и инженера В. Орловского. Отметим также, что постройка внесена в 1980 году в реестр памятников архитектуры, истории и культуры республиканского значения. В этой архитектурно-пространственной композиции сопоставляются на контрасте застекленные и глухие плоскости и объемы. Добавим, что монолитно-железобетонный каркас здания с мягким камышитовым заполнением впервые использовался в практике строительства общественных зданий в Алма-Ате того периода.
На стене бывшего Дома правительства располагалась мемориальная доска Л.И. Мирзояну (1897-1939), Первому секретарю ЦК КП(б) Казахстана, репрессированному в сталинские годы. В 2002 году перед зданием установили памятник Т.К. Жургенову (1898-1939), выполненный скульптором А. Сергебаевым. Имя этого деятеля культуры Казахстана, расстрелянного в годы советских репрессий, носит ныне Академия искусств.
По мнению архитектора Куспангалиева, студентам можно было бы предоставить другое помещение, а самому зданию вернуть первоначальный вид. Постройка, расположенная в самом центре нашего города, сейчас находится в мрачном состоянии. Городские власти должны отреставрировать этот памятник архитектуры, а после в нем можно открыть музей современного искусства или другое подобное учреждение, считает профессор.
Рядом со зданием Академии искусств расположено здание Главпочтамта - также выдающаяся мысль архитектуры. Внимание всегда привлекают часы с музыкой, расположенные на вершине башни углового дома на проспекте Абылай хана и улицы Богенбай батыра. Ныне часть этого здания отдали консерватории, а много лет назад весь квадрат занимал ансамбль самых важных зданий республики - Дом правительства и Дом связи.
Его построили в связи с переносом столицы Казахстана из Кызыл-Орды в Алма-Ату в 1927-1931 годы. Авторами проекта стали также М. Гинзбург, Ф. Милинис и В. Орловский. Архитектурная композиция построена на контрастном сопоставлении застекленных и глухих плоскостей и объемов. Оконные проемы прямоугольной формы со сложным трехчастным переплетом и узким простенком были украшением квартала. По счастью, за всю многолетнюю историю почты здание практически не изменяло архитектурных форм, изменялся лишь цвет фасада.
Профессор Куспангалиев полагает, что сегодня, к сожалению, и это здание находится в плачевном состоянии. Медленно, но верно оно теряет свой первоначальный вид. Постройка может разрушиться, если не принять срочных мер по ее спасению.

Простое
решение
Для того, чтобы улицы города оставались узнаваемыми, застройщики должны оставлять фасады домов старой Алматы неизменными, как бы консервируя их. И при “старом” внешнем облике просто заменять устаревшие инженерные сети на современные.
Профессор Куспангалиев привел в пример Венгрию, старинная столица которой разделена на две части - Буда и Пешт. В этом европейском городе многие здания оформлены в различных стилях искусства и архитектуры - рококо, барокко, классицизм, модерн и т.д. И венгры, несмотря на экономический кризис, нашли способ для сохранения старинных зданий, требующих ухода и ремонта.
К примеру, если состоятельные люди хотят иметь квартиру в исторической части Пешта, то это им позволяется при соблюдении одного условия. Они обязаны на современный жилой дом “посадить” фасад здания ХII века. И этот принцип функционирует, хоть и обходится достаточно затратно, отметил Болат Урайханович.
И подход к решению архитектурного вопроса одинаков как для зданий ХII века, так и для построек середины ХХ века. В таких случаях все зависит от воли заказчика. Если все условия оговорены конкретными регламентами (которые должно разрабатывать государство), то новые владельцы старинных зданий будут вынуждены делать все по прописанным правилам.
И одним выстрелом можно поразить несколько целей: богач может потешить свое самолюбие, местные власти выполняют все предписания, город получает старинное здание, а туристы будут восхищаться еще одной достопримечательностью города.
Ровно то же самое можно было бы сделать и в Алматы, убежден Болат Урайханович. Мы полагаем, что дело лишь за малым - если бы у нас нашлись местные Ротшильды, Гуггенхаймы или Морозовы, готовые инвестировать в искусство, архитектуру и историю.
К сожалению, в свое время не нашлось в Алматы состоятельного гражданина, который смог бы выкупить здание госпиталя, находившегося выше парка 28 гвардейцев-панфиловцев с северной стороны. Архитектор Куспангалиев считает, что внутри него можно было бы создать свою жилую застройку, оставив фасад здания в неизменном виде. Однако, как это у нас зачастую происходит, кто-то с кем-то договорился и предварительно выкупил это место. Позднее само здание сожгли, а после всю территорию разровняли бульдозером. К слову, мы выяснили, что государственный госпиталь имел в свое время статус архитектурного памятника.
Разумеется, в Казахстане существуют здания, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. К примеру, мавзолей Ходжи Ахмета Яссави. Профессор убежден, что его никто и никогда не посмеет снести. Во-первых, оно построено на века, а кроме того, находится под охраной международной организации.
А в остальном, к сожалению, сохраняется варварское отношение к истории. И положение не изменится до тех пор, пока у нас принимать решения, какие дома сжечь, чтобы расчистить площадку для строительства нового здания, будут бизнесмены. Ведь руководствуются они соображениями личной наживы. Печально осознавать, что земля, на которой планируют построить что-то новое, ценится “дороже”, чем само здание (даже исторически важное), которое стоит на этом земельном участке.


Заслуги профессора Куспангалиева отмечены множеством регалий на протяжении его блистательной карьеры. Академик Международной академии архитектуры стран Востока (МААСВ), почетный архитектор РК, лауреат премии “Алтын Адам”, первый проректор Алма-Атинского архитектурно-строительного института (с 1992 года - Казахская государственная архитектурно-строительная академия (КазГАСА) - список достаточно солидный.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение