|
Сагымбай Козыбаев
Развенчание мифа Запад Китая, именуемый Восточным Туркестаном или Кашгарией, - особое место мировой цивилизации. Все исторические события в веках волнами шли из этих мест. Не до конца изученная история великой Уйгурии - и каганата, и Идикутского государства, судьба многомиллионного народа, так и не достигшего своей государственности, волнует не только меня. Встречаясь с друзьями-уйгурами, безапелляционно заявляю: “Развенчиваю китайский миф: бумагу и книгопечатание впервые изобрели уйгуры. А древняя письменность также уйгурская, все остальные - производные. Мир обязан уйгурам!” У меня есть основание так заявлять. Бумагу действительно изобрел талантливый уйгур-раб. Император Китая, высоко оценив это изобретение, приказал сохранить в тайне его имя и велел с почетом казнить. Раба заставили проглотить острую золотую пластинку, на которой была выгравирована благодарность императора. И остались в истории царские слова: “Если рабы узнают, что один из них сделал столь большое открытие, они слишком возомнят о себе”. Вот почему китайцы пальму первенства в изобретении бумаги присвоили себе. Но есть и еще одна важная причина. В VIII веке уйгуры восстали против Второго тюркского каганата. Война была нелегкой и кровопролитной. К этому времени уйгуры уже испытали влияние Китая. Каган Бильге, основав к 745 году Уйгурский каганат, признал себя вассалом Китайской империи. А у вассалов какие могут быть приоритеты? Уйгуры сделали своей государственной религией манихейство (религия мани опирается на противопоставление и в то же время на сосуществование доброго и злого, светлого и темного, считая однако эти принципы созидательными. - С.К.). Манихейство было тесно связано с согдийской культурой, и согдийский язык был вторым официальным языком каганата наравне с тюркским. Но уйгуры пошли дальше и придумали новую систему письменности со многими гласными буквами. Рунику вытеснил новый алфавит, получивший название уйгурского. Прогрессивную письменность сразу взяли на вооружение монголы, они ею пользовались вплоть до XVII века. Монгольские правители все дипломатические послания отправляли по-уйгурски.
Появилось и уйгурское книгопечатание. Еще с древности в Восточном Туркестане было в ходу искусство гравировки, резьбы и ваяния. Таким образом, уйгурами и был изобретен деревянный подвижной шрифт. Изготовлялись клише, с помощью которых на бумаге и ткани печатались изображения текста и орнамента. В начале XX века при археологических раскопках в Турфане нашли около ста тысяч таких наборных шрифтов. А ведь каждая деревянная дощечка-клише вырезалась по отдельности. Но самое интересное оказалось впереди. Когда уничтожили уйгурскую державу, разгромили ее столицу Каракорум, китайцы первым делом предали огню все уйгурские книги. Часть покоренного народа вынуждена была принять буддистскую веру, а в Xвеке уйгуры вместе с казахскими племенами кереев и найманов приняли несторианское христианство. Создалось удивительное сообщество одной нации, члены которого стали приверженцами трех великих религий - манихейства, буддизма и христианства. Все это, как говорится, в анналах истории. Но свою письменность народ сохранил. Именно на уйгурской земле были созданы шедевры мирового значения “Огуз-наме”, “Афрасиаб”, “Томирис”, “Фархад и Ширин”. Планетарно стали известны имена великих сыновей Уйгурии - Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни, Алишера Навои. Они оставили бесценные творения Шелкового пути “Диван лугат-ит Тюрк”, “Кудатгубилиг”, “Хамса”, без которых трудно ныне представить эволюцию общечеловеческой мысли.
|
Димаш Кудайберген
|
Имидж Юношеские годы сохранили в памяти гастроли в Алма-Ате (где-то в конце 50-х годов) перуанской певицы Имы Сумак. Голос ее переливался в диапазоне пяти октав - начиная с низкого мужского баритона. Вокальная дива осталась в миру одна такая, не было и нет ей по сей день равных. И вот две сенсации начавшегося года, одна в спорте, другая - в культуре. Обе приподняли имидж нашей республики на мировой уровень. О ком речь? Читатели догадываются, ведь вся страна болела и переживала за них обоих. Юный наш ангелоподобный Димаш (будто благословение старшего тезки - самого Д.Кунаева) Кудайберген (в переводе “данный Богом”) поднял миллиардный Китай на ноги, став лауреатом международной музыкальной премии China Top Music Awards, и заслужил звание самого популярного исполнителя Азии (Best Asiapopularsinger). Его пятиоктавный голос в природе большая редкость, а контртенор в мужском голосе - явление вообще феноменальное. Не силен в данной тематике, но мне кажется, что кроме таланта особенности казахского языка не в меньшей мере способствовали этому успеху. А казахский язык - один из самых сложных и богатых. В его алфавите 42 буквы (против 33 букв в русском). Чего стоят казахские разновидности букв а, г, и, к, о, у (последняя имеет три отличия). В произношении у иностранца они вызывают неизбежный акцент, ибо имеют разные звуковые оттенки. Для певца это бесценная кладовая. Тот случай, когда за юную звезду нужно молиться и молиться. Чтобы талант Димаша горел долго планете на радость. Чтобы не сглазить и уберечь от элементарной зависти такую Всевышним данную уникальность. Головкины, Кудайбергены всем своим подобием приходят в этот мир раз в столетие.
|
Уйгурская красавица
|
Белый платок История оставила примеры трагической судьбы и бесправного статуса женщин. Но есть и примеры их подлинного величия. Так, во времена Тюркского каганата любовь к женщине ценилась больше чем все богатства, она была движущей силой жизни многих правителей. Почтительное отношение к женщине в тюркском мире прививалось веками. Сын, входя в юрту, кланялся сначала матери, а потом отцу. Узаконил это и Чингисхан. Им утверждалось право охранять женщину. Изнасилование замужней женщины каралось смертью. Соблазнивший женщину должен был непременно жениться на ней. В покоренной Германии в конце Второй мировой войны были изнасилованы десятки тысяч немок. ИГИЛ (Исламское государство) сделало нормой многократную продажу женщин, хотя канонам подлинного ислама это противоречит. История сохранила абсолютно противоположные примеры. В VI-VIII веках некоторые соседние племена переняли у тюрков один обычай. Девушки заключали меж собой братский союз и называли друг друга “братьями”. Если юноша женился на одной из них (число девушек при этом в союзе должно быть не менее 10), то он получал женское имя и подруги ходили к новобрачным “отведать невесту”, то есть мужа. При этом молодая жена не имела права ревновать к своим подругам-братьям. Археологи время от времени, раскапывая сакские курганы, находят захоронения женщин в богатом убранстве с положенной утварью и останками свиты. Всегда ли эти женщины были знатного происхождения? Или захоронение было данью почтения к женщине как таковой, пусть даже рядовой? Древние путешественники, побывавшие в тюркском мире, неслучайно констатировали: “У тюрков всего можно добиться через женщину, через ее расположение”. Вот какой был статус у восточных дам. Перенесусь в современные реалии. У уйгуров есть торжественный обряд “жуган”. У братского народа жизнь женщины делится на четыре периода. Первый - период до замужества (қиз дәври). Второй - жизнь замужней женщины (секиляк дәври). Третий период - жизнь полноправной женщины, народившей много детей (чукан дәври). Четвертый - это период женщины, достигшей возраста жуган (жуган дәври). Когда женщина родила много детей, воспитала их, прожила с мужем в добром согласии и показала себя хорошей хозяйкой, муж в честь своей жены отмечает праздник “жуган той”. Торжественно, празднично, за накрытым дастарханом женщину одевают в шелковое платье, на голову накидывают белый платок пәрижа и водружают шапочку тәлпәк. Жуган, или белый платок, - знак чистоты мира, он лишний раз подтверждает святость женского начала.
|
“Давай поженимся”
|
В поисках звезды Скиф из наших мест, ставший древнегреческим мыслителем, Аристофан как-то высказался: “Каждый из нас представляет половину человечества, которое вечно ищет другую”. Эта мысль мудреца невольно приходит на память при просмотре российской передачи “Давай поженимся”. Что же, как говорится, смотрибельная телепрограмма, у каждого своя судьба, люди живут надеждой на счастливую встречу. Все подобные программы, как правило, копируются. Был и казахстанский аналог гузеевской женитьбы, он приказал долго жить - восточная ментальность в малочисленной стране публичности помеха. Но вот на отечественном “31-м канале” запустили проект о казахских свадьбах, где невесты выставляют друг другу баллы - за обильность дастархана, наряды, оформление зала, развлекательную программу, искусство тамады. Очередная жвачка для глаз, байга, у кого что круче. Мое мнение субъективное, полагаю, есть темы гораздо злободневнее. Пустой желудок народа драконить излишне. А вообще суть проще простого. Приведу известную притчу на вышеозначенную тему. Сваха расхваливает невесту. - Я видел эту девушку, - сказал жених. - Кажется, она кривая. - Ну и что, - сказала сваха. - Чужие мужики не будут на нее заглядываться. - Но она вроде бы заикается. - Меньше болтать будет попусту! - возразила сваха. - Да и коротышка она. - Тоже неплохо: материи меньше пойдет на платья. - Но говорят, что умом она того... - А ты что же, хочешь, чтобы у нее не было ни одного недостатка?! Мужской ум зачастую тугодумнее. Знать надо лишь одно - идеала как такового в природе нет. Все женщины - звезды, а звезды видны лишь ночью.
|
Нацболы на Донбассе
|
Лимонка Лимонова В России каких только нынче нет партий, общественных движений. Правых, левых, ультраправых, ультралевых. Все они якобы ратуют за социальную справедливость, в обиходе именуемую демократией. Но есть и такие, которые преследуют конкретную цель - возрождение русской империи. Одна из таких партий - национал-большевистская, или так называемые нацболы, во главе с одиозным лидером Эдуардом Лимоновым, эмигрантом-писателем, вернувшимся из США после развала СССР. Нацболы как партия сегодня запрещены официально, у них теперь иная вывеска - “Другая Россия”. А задачи и цели остались теми же. Писатели есть разные. Лимонов - один из скандальнейших представителей так называемой хулиганской литературы, а точнее литературы, состоящей сплошь из мата. Прочитайте хотя бы его опус “Это я, Эдичка”, он издан в России в рамках его четырехтомника, и вы поймете, почему даже лошади могут краснеть. С первых же автобиографических строк писатель, не стесняясь, позиционирует себя, извините... педерастом, мужским гомосексуалистом. Как же пытаются подобные шизики возродить Российскую империю? очень просто - насильственным путем. Впервые в качестве полигона в середине 90-х годов они выбрали Казахстан. Автор этих строк писал об этом подробно в 2013 году в материале “Кусок Алтая”. Напомню. При поддержке местных казаков Лимонов планировал восстание в тогда еще Кокшетауской области. Однако новоявленные “революционеры” были своевременно нейтрализованы казахстанскими спецслужбами. Первый блин комом. Удастся, может, в другом месте и в другой раз? В 2001 году Лимонов и несколько его соратников были задержаны уже российскими спецназовцами в Горном Алтае, где они планировали создать партизанскую базу для вооруженных вылазок на территорию Казахстана. Все они тогда получили различные тюремные сроки.
|
Эдуард Лимонов
|
Время принесло благодатную почву для лимоновцев. Ею оказался раздираемый ныне восток Украины. Нацболы сформировали отряд в Донбасс. Российская пресса взахлеб сообщает об этом. Уже около двух тысяч лимоновцев воюют там с оружием в руках. Среди них и другой писатель - Захар Прилепин, политрук батальона Александра Захарченко, лидера самопровозглашенной ДНР. Нацболы - проповедники радикальных действий. Иначе это называется сепаратизмом. В свое время они захватывали приемную администрации российского президента, а также Министерство юстиции. Скандально прославились одиночными акциями: вывесили на гостинице “Россия” транспарант “Путин, уйди сам!”. Выбрасывали портрет Путина из кабинета главы минздрава Зурабова. А бывало, и забрасывали помидорами Генерального секретаря НАТО. А когда нацболов объявили экстремистами и кое-кого посадили в тюрьму, Лимонов предпринимает очередной шаг. На почве общей ненависти к Путину он идет на сближение с либералами, а также с небезызвестными оппонентами российской власти - Гарри Каспаровым и Михаилом Касьяновым. Не могу при всем при том понять: какое отношение лимоновцы имеют к большевизму как к политическому течению. Ведь оно ассоциируется с понятиями “коммунизм”, “Ленин”, “Сталин”, “советская власть”. Когда дело касается политики, напичканной элементарным сепаратизмом и ретивым человеконенавистничеством, все карты очевидно хороши. Этот пыл утихает временами, но не угасает. Посему бдительность еще никому не мешала. |