ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Большая перемена Исследования

Ирина Гайкалова
Старый казахстанский Закон “Об образовании” называли не соответствующим реалиям сегодняшнего дня. Возможно, так оно и было - не будем спорить с этими утверждениями. Министерство образования в прошлом году сделало радикальный шаг: не стало ограничиваться поправками и дополнениями, а разработало совершенно новый закон. Летом прошлого года он был принят и осенью уже вступил в действие. А некоторые статьи его вступили в силу только сейчас - в новом году. Закон, конечно, хорош и прогрессивен, вот только реальность пока далека от его высоких требований.

В целом можно сказать, что закон охватил собой все те программы и намерения реформаторов образования, которые внедрялись или только собираются быть внедренными в жизнь. Отмечаются положительные тенденции закона, но есть и сомнительные моменты. Начнем с того, что двенадцатилетнее образование в школе обрело законный статус. Прописано: как, сколько, где и с каких лет должны учиться дети. В обязанности родителей вменено подготовить ребенка с пяти лет к школьному обучению, а в шесть лет привести его в школу. Остается открытым главный вопрос: будут ли готовы школы принять малышей, найдутся ли у них для этого помещения, педагоги, методики и прочее. И потом - не только родители должны быть ответственны за подготовку к школе. А как же дошкольные учреждения? Где готовить родителям ребенка, если не хватает детских садов? Закон, конечно, должен подхлестнуть местные власти строить сады и школы. Непосредственно на акимов возложена обязанность не только организовать учет детей дошкольного и школьного возраста, но и обеспечить дошкольное воспитание и обучение, в том числе медицинское обслуживание в организациях дошкольного воспитания и обучения.
Напомним, что нехватка детских садов и школ в республике очень серьезная. Правительство перед самым Новым годом предложило перенести начало двенадцатилетки на сентябрь 2009 года. Отсрочка вызвана существующими проблемами: по озвученным данным, в республике 108 школ работают в три смены, 217 находятся в аварийных зданиях, а 95 процентов зданий школ требуют капитального ремонта. Не хватает учебников, нет спортивных залов, компьютер и Интернет для некоторых школ - недосягаемая мечта.
Проблемы, конечно, пытаются решить. К примеру, в ближайшие два года в республике планируется построить порядка 229 новых школ. Будет ли этого достаточно - сказать трудно. Тем не менее новый закон без оглядки на проблемы гарантирует всем нам начало двенадцатилетнего образования с 1 сентября 2008 года. Международные требования как-никак - пора соответствовать. Структура образования в школе предусматривает следующие этапы: начальное образование - четыре года, с 1-го по 4-й класс; основное среднее образование - шесть лет, с 5-го по 10-й класс; общее среднее образование - два года, 11-12-е классы.
Согласно статье 8 нового закона, образовательная система теперь имеет семь уровней. Первый включает в себя дошкольное воспитание и обучение, затем следуют начальное, основное среднее, среднее, послесреднее, высшее и, наконец, послевузовское образование. Таким образом, мы будем следовать идее развитых сообществ - образование всю жизнь.
Цель учебных программ основного среднего образования - освоение базисных основ наук и профессиональной ориентации. Учебные программы для 11-12-го классов рассчитаны на предпрофильную подготовку и профильное обучение. То есть уже в школе ученики делают основной выбор - направление, по которому они будут получать дальнейшее образование.
Следить за полноценным питанием в школах должны представители системы здравоохранения. Как известно, сегодня говорить о полноценном питании в школах не приходится. Во многих школах нет столовых - те, что были, давно отданы в аренду. Как будет происходить организация питания, покажет только время. Далее: впервые в Законе об образовании написано о статусе педагога. Это, конечно, большое достижение, которое нельзя обойти вниманием. Прежде всего, снижена нагрузка педагога: в начальной школе предусмотрено снижение учебной нагрузки с 20 до 18 часов в неделю, при этом заработная плата учителя повышается на десять процентов. В вузах предусмотрено на одного преподавателя всего три докторанта. Также в законе появилась норма, не допускающая привлечение педагогических работников к видам работ, не связанных с их профессиональной деятельностью.
Прописаны и социальные гарантии педагогов. К примеру, пособие на оздоровление при выходе в очередной трудовой отпуск, гранты “Лучший педагог” в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя, “Лучший преподаватель вуза” в размере 2000-кратного месячного расчетного показателя, доплаты учителям за топливо в сельской местности и другие. Педагогическим работникам образования, работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогических работников, занимающихся педагогической деятельностью в городских условиях; выплачивается единовременно денежная компенсация на покрытие расходов за коммунальные услуги и на приобретение топлива для отопления жилых помещений за счет бюджетных средств в размерах, устанавливаемых по решению местных представительных органов и так далее. В общем, педагогам даны новые социальные гарантии, о которых раньше не было речи. Это, конечно, должно повысить моральный дух наших учителей и преподавателей вузов, их статус в собственных глазах и глазах общества.
Что касается высшего образования, то здесь, наконец, законодательно закрепляется трехступенчатая модель подготовки кадров высшего и послевузовского образования (бакалавр - магистр - доктор PhD), основанная на накопительной кредитной системе обучения. Эти положения соответствуют Болонской декларации и международным стандартам, к которым так стремится наша система образования.
Итак, прочитав новый закон, можно сделать вывод, что он, конечно же, очень прогрессивен для своего времени. Учтены новые тенденции развития систем образования в мире, все подстроено под международные стандарты и требования. Но реальность, как ни крути, пока довольно далека оттого, что прописано в статьях и пунктах. Остается надеяться, что в скором будущем действительность “подтянется” к красивым и современным требованиям закона, и мы будем учиться в самой прогрессивной системе обучения.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение