|
Мадина Меирманова Осталось два месяца до открытия в Астане специализированной выставки ЭКСПО-2017, посвященной теме всего “зеленого”. Пока со всего мира собирают в Астану лучшие разработки в области “зеленой” энергетики и охраны экологии, в самом Казахстане с “зеленой” экономикой не все так ладно, как хочется
“Зеленая” энергетика - это часть популярной сейчас “зеленой” экономики, которая в своем развитии должна ориентироваться на защиту экологии. С недавнего времени тема “зеленой” экономики является одной из самых популярных и в Казахстане. Более того, в 2013 году в стране была даже принята концепция по переходу к “зеленой” экономике. Согласно документу, преобразования в процессе перестройки экономики на новый, экологичный, лад позволят дополнительно увеличить ВВП страны “на 3 процента, создать более 500 000 новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг и обеспечить более здоровые и равноправные условия жизни для населения”. Правда, оговаривается, что для этого ежегодно потребуется инвестировать в “зеленые” инновации около процента ВВП частных и государственных средств. Условно все мероприятия по реализации концепции разделили на пять направлений. Первое - эффективное использование водных ресурсов. Здесь ключевой задачей является сокращение потребления воды сельским хозяйством в два раза уже к 2030 году. В том числе за счет внедрения капельного орошения, увеличения площадей “закрытого грунта” (то есть теплиц) и сокращения посевных площадей риса и хлопка на треть. Их планируется заменять на менее водозатратные овощные, масличные и кормовые культуры. Как это делается? Достаточно просто. Власти уже пересматривают систему субсидирования в АПК, стимулируя развитие “нужных” и сокращение “ненужных” видов растениеводства. И, видимо, скоро цену на воду начнут взращивать, чтобы ускорить процесс. Есть еще один важный пункт. Власти страны должны обеспечить пересмотр действующих и заключение новых двухсторонних соглашений по трансграничным рекам с Россией, Китаем, Узбекистаном и Кыргызстаном, гарантирующих падение стоков в общем не более 20 процентов к 2015 году. А это проблема уже посерьезнее.
Газ - спасение Второй важный пункт Концепции - повышение энергоэффективности. Стратегия Казахстан-2050 ставит целью снизить энергоемкость на четверть (к уровню 2008 года) уже к 2020 году. А потому концепция перехода к “зеленой” экономике содержит симбиоз мер по снижению энергозатрат и росту экологически чистых производств. На достижение этой цели направлены как модернизация ЖКХ, так и обновление технической базы в промышленности, и попытка перевести транспорт на более дешевый и экологичный газ. И, кстати, в концепции “зеленой” экономики ставится цель достичь трех процентов доли ветряных и солнечных электростанций в общем объеме производства энергии уже к 2020 году. А заодно есть интересный план по переводу “существующих угольных ТЭЦ на газ в первую очередь в крупных городах (Алматы, Астана, Караганда), а также строительству новых станций на газе до 2020 года для улучшения экологической обстановки в данных городах”. При этом оговаривается, что “в случае, если перевод существующих угольных ТЭЦ на газ технически не осуществим, будет произведен демонтаж таких станций с их заменой на газовые станции с учетом доступности газа по объемам и цене”. До настоящего времени перспектива газификации столицы все еще находится на стадии обсуждения. Пару лет назад экологи поднимали вопрос о переводе всех источников теплоснабжения Астаны на газ (в столице все еще распространены угольные печи, которые стали причиной сильного смога в последние пару лет). В том числе и ТЭЦ. Однако еще два года назад бывший тогда министром энергетики Владимир Школьник сообщал, что тянуть газопровод из западных регионов до Астаны слишком накладно. И власти думают над возможностью использовать угольный газ метан. Но и тут пока дело с мертвой точки не сдвинулось - денег нет. Что касается Алматы, то ТЭЦ-1 южной столицы уже практически все время работает на газе (за исключением холодных дней, когда используется резервное топливо). А вот на ТЭЦ-2 газификация невозможна: она находится на глубине 12 метров. По нормам технологического проектирования перевод оборудования, находящегося в подвальных помещениях, на газ запрещен. Кроме того, эксперты говорят, что в случае перевода ТЭЦ-2 на газ (если будет найдено техническое решение) тарифы на электроэнергию будут подняты минимум в два раза. Так что и тут “провал”. К тому же не следует забывать, что котельные являются одними из самых стабильных потребителей карагандинского угля. И перевод их на газ означает потерю сбыта для угольной промышленности. А этого тоже допускать никто не хочет.
Чистота и мусор И, наконец, самое интересное в концепции перехода Казахстана к “зеленой” экономике - управление отходами. До настоящего времени в стране не разработана комплексная система управления отходами. И это притом, что у нас их достаточно много, чтобы не просто решить экологическую проблему, но и обогатиться. Во многих государствах система переработки отходов настолько хорошо налажена, что страны, например, Швеция, даже покупают мусор у соседей, чтобы его переработать. У нас об отходах традиционно предпочитают забывать. И это притом, что, не считая промышленного мусора, каждый житель страны производит до 330 килограммов твердо-бытовых отходов в год. И, как говорят эксперты, 97 процентов из них вполне пригодны для последующей переработки или вторичного использования. Пару лет назад в соответствии с концепцией была разработана специальная программа модернизации системы управления ТБО до 2050 года. Население было решено приобщать к раздельному сбору мусора, стимулировать (налоговыми преференциями) появление в стране мусороперерабатывающих (а не сортировочных, как сейчас) заводов и появление новых видов продукции: вторичного сырья, электроэнергии на биогазе, собственно биогаза, компоста и т.д. Были даже планы по внедрению в “мусорную сферу” инструментов ГЧП и возврату до половины всех капитальных затрат инвесторов. Планировалось также законодательно обязать производителей либо платить за образование мусора (в виде самих товаров и их упаковки), либо самим перерабатывать их. Но то ли в стране денег нет, то ли “зеленая” экономика перестала быть актуальной, но программа, принятая в 2014 году и рассчитанная до 2050 года, в прошлом году “утратила силу”. И сегодня любые попытки сортировать мусор или наладить его централизованную переработку в пределах отдельно взятого населенного пункта обязательно наталкиваются на бюрократические препоны в виде рекомендаций - подождать до принятия очередной программы управления ТБО. Безусловно, “зеленая” экономика - это здорово. Беречь природу, не тормозя развитие человечества, важно и нужно. Но дорого. Использование солнечных батарей позволяет экономить уголь и сокращать выбросы, но увеличивает нагрузку на кошельки пользователей: слишком дорогими оказываются установка и обслуживание таких батарей. Вот и получается, что “дешевая” энергия - совсем не дешевая. И, учитывая не совсем здоровое самочувствие нашего бюджета на фоне не самых высоких цен на сырье, приходится Казахстану корректировать свои планы по переориентированию на экологически чистые рельсы. Ну а ЭКСПО... Технологии знать никогда не помешает.
Астана |