ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев
Пресса под прессом
Старшее поколение еще помнит длинные очереди к концу дня за единственной тогда вечерней газетой в Казахстане. Называлась она “Вечерняя Алма-Ата”. Люди жили сиюминутно заботами общества, очередь была за духовной пищей, и это при том, что страна была читающей.
Попробуйте сегодня в киосках купить необходимую газету даже с раннего утра. Не исключение и общенациональные - “Егемен” с “Казправдой”. Что говорить о других? Киоски полны прохладительными напитками, сигаретами, жевательными резинками. А газеты? Если они и есть, то лишь как сопутствующий товар.
Выход всего один. Раскрою для несведущих алматинцев небольшой секрет. С семи утра напротив Зеленого базара по Макатаева есть пункт оптовой продажи газет. Если повезет, приобретете необходимую вам газету, а так за номером газеты приходится ездить в редакции. Стыдно даже в этом признаться.
Духовный лидер нации Ахмет Байтурсынов называл периодическую печать сердцем, душой и оком народа. Пресса и сегодня необходимое звено общественного сознания. А страна без идеологии - как такое возможно?!
Ситуация сложилась таким образом. Количество торговых точек по распространению печатных СМИ в нашей стране сократилось в разы. Причем искусственно, иначе как диверсией это назвать нельзя. Три года назад розничная сеть “Дауыс” только в Алматы насчитывала 200 киосков, а сегодня фактически прекратила свое существование. ТОО “Номад”, на обломках своего собрата “Казпресс”, доминировало на рынке распространения периодики, оно также приказало долго жить. А ведь было более 300 киосков и торговых точек. Был запущен необратимый процесс: сократились тиражи газет и журналов (что такое двухтысячный тираж для республиканского, скажем, общественно-политического журнала “Мысль”, имеющего почти вековую историю?). В свою очередь, это повлекло за собой не менее резкое снижение объема производства типографии, где печатаются эти СМИ.
Провожу аналогию. До недавнего времени в России было схожее положение. Но его быстро исправили. Спасибо коллеге-единомышленнику Павлу Гусеву, главному редактору “Московского комсомольца”, на государственном уровне поднявшему этот вопрос. И на сегодня в России довели до норматива - один киоск на 2000 жителей. Кое-где в регионах владельцы киосков освобождены от арендной платы.
Во многих странах запрещена прямая или косвенная монополизация этого сектора рынка. Во Франции и Польше торговые точки периодической печати получают дотации от государства. В Германии и в той же Франции один газетный киоск приходится на 700 человек, что больше норматива в три раза. А в Чехии, вот достойный пример, на 150 человек один киоск.
Еще один немаловажный фактор. В высокотехнологичных странах Европы и Юго-Восточной Азии, где газетная культура явно лучше нашей, кризис бумажной печати сходит на нет - в периодическую печать возвращаются рекламодатели, не в последнюю очередь потому, что интернет-реклама (которую большинство пользователей воспринимает как спам) на поверку оказалась куда менее эффективной по сравнению с печатью.
А у нас отговорки, лишь бы найти причину. Ссылаются на запредельные цены на аренду, дескать, это привело к сокращению в разы печатных киосков, особенно в крупных торгово-развлекательных центрах. Что же, предлагаем на дотацию арендных площадей (до 10 квадратных метров) для продажи периодической печати перенаправлять средства госзаказа, неэффективно расходуемые якобы на поддержку СМИ, зачастую имеющую коррупционную составляющую. А деятельность акимов и реанимированного Министерства информации и коммуникации необходимо оценивать по числу газетных киосков на душу населения. И все дела.
И самое главное: закон о СМИ надо дополнить формулировкой “Производство, выпуск и распространение продукции СМИ является социально значимой услугой”.
Гениальный Гете как-то выразился: “Не мы хватаем идею, а идея хватает и гонит нас...”. Нормальное государство должно иметь адекватную идеологию.

 

Жайык
В XV-XVI веках в России возникли самоуправляемые общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Такая община появилась и у западных границ Степи на реке Яик. Название ее от производного казахского “Жайык” (жайылма - пойма реки, зеленый луг, жайылу - разливаться, расстилаться). Вступили в силу законы благозвучия, по-русски словосочетание “жаицкие казаки” тяжеловато для произношения.
Почему исконное Яик (Жайык) стало Уралом, яицкое казачье войско - уральским, а Яицкий городок - Уральском?
Разъяснение. 8 января 1775 года было приказано высочайше “донского казака Емельяна Пугачева (1740 или 1742 - 1775), поднявшего восстание яицких казаков, как самозванца четвертовать, голову его воткнуть на шест, части тела разнести на четыре стороны города, поставить на колья и, наконец, сжечь остатки”. Экзекуция была приведена в исполнение через день в Москве.

 

alt

Яицкое войско

  

Еще одно необходимое разъяснение. Яицкое казачество образовалось в конце XV - в начале XVI века. Царское правительство использовало казаков для охраны юго-восточных границ. В XVIII веке в целом все казачество было превращено в привилегированное военное сословие, опору самодержавия. И хотя вольные казаки из беглых крестьян и являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине и крестьянских волнений в России XVII-XVIII веков, со временем к началу XX века из них было создано одиннадцать казачьих войск для охраны границ и участия в войнах. Пять из них - Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Уральское и Семиреченское - так или иначе имели отношение к территории и истории Казахстана.
И вернемся теперь к Пугачеву, объявившему себя Петром III, законным супругом Екатерины II. Справедливости ради отметим, что не один властолюбивый Емельян был самозванцем, присвоившим имя усопшего царя Петра III. В истории остались имена и других беглых солдат, бродяг и крепостных - Кремнева, Евдокимова, Чернышева, Богомолова. Все они, лжецари, были отправлены на каторгу. Но лишь Пугачеву удалось разжечь пожар. Восстание яицкого войска охватило Оренбургскую, Казанскую губернии, опутало сетью Астрахань, Башкирию.
Один из организаторов подавления пугачевского бунта Григорий Потемкин, фаворит государыни, обратился с просьбой к ней: царственным указом переименовать Яик в Урал, а казачье войско впредь называть уральским. Дабы стереть из памяти народной последствия восстания, утопленного в крови. Что и было исполнено.
Ну а с Яицким городком также понятно - он с тех пор, с 1775 года - Уральск.

 

 

Прикосновение
В странах Юго-Восточной Азии особое отношение к усопшим известным монахам и монархам. Там тела подвергают бальзамированию. Сроки прощания при этом разные. Все зависит от способов и природных веществ, которыми пропитываются ткани трупа.
Идет многомесячный процесс прощания с 88-летним королем Таиланда, скончавшимся в начале октября 2016 года. Тело монарха, известного как Рама IX (настоящее имя Пхумипон Адульядета), установлено в закрытой гробнице в вертикальном положении. Ежедневно десятки тысяч людей, как сообщают мировые информагентства, выстраиваются в очереди, чтобы проститься с покойным в королевском дворце Бангкока. Приходят целыми семьями с маленькими детьми, занимая очередь еще с ночи. Простились уже четыре миллиона человек. А срок кремации тела пока определен условно.

 

alt

Прощание с королем Таиланда

 

На одном из многочисленных островов Сиамского залива, что ближе к территориальным водам Малайзии, несколько лет назад столкнулся с чем-то подобным. Это было своеобразное массовое паломничество к установленной на открытом пространстве мумии некоего религиозного старца, почитаемого в тех местах. Старец умер по меньшей мере пару столетий назад, а мумия была как будто живая, не просто скелет и кожа. Видишь человека, как бы на время отрешенного от мира. Чудеса бальзамирования, а может, чего-то еще. Но самое поразительное оказалось в информации, что монах со временем воскреснет.
За неимением времени пришлось ограничиться скудной информацией. А жаль. В любом случае, в прикосновении к ушедшей, святой для миллионов личности есть какой-то скрытый смысл вечной ценности жизни.

 

 

Четырехстенка
Почему объявляется амнистия (от греческого amnestia - забвение, прощение)? Греки, конечно же, были еще теми демократами, возможно, и шли на вынужденный шаг прощения.
Сегодня демократии меньше не стало, но есть еще одна банальная причина: просто тюрьмы переполненные. Такое случилось недавно в Румынии, где еще не забыли о громоподобном свержении многолетнего коммунистического диктатора Николае Чаушеску. Сотни тысяч людей по всей стране вышли на улицы городов, протестуя против решения правительства освободить чиновников, осужденных за коррупцию. Украл до 50 тысяч долларов - выходи, дескать, на волю, а заодно и те, кто приговорен к срокам менее пяти лет.

 

 

Не помогли ни слезоточивый газ, ни аресты. Власти просчитались, пошли на попятную, отменили решение. Протестующие явили миру гражданственность, доказав единодушно, что “казна шатущая корова: не доит ее ленивый”.
А ведь так и должно быть повсеместно: вор должен сидеть! Нет проблемы - отыщутся остроги, надо - возведут четырехстенки новые для кары.

 

Сарқыт от хана

alt

Есть у родного вуза-отрады КазНУ имени аль-Фараби, в народе привычно именуемом КазГУ, кроме всех достоинств, привитых временем и профессурой, и еще кое-что, являющееся его многолетним достоянием. Это спортивно-оздоровительный студенческий лагерь, ныне пансионат на берегу Иссык-Куля. Я помню еще далекий 1961 год, когда на берегу озера первоначально стояли палатки - большие, солдатские. Сейчас здесь все цивильно, есть и пятиэтажное палаццо для жилья. Возможно, громко сказано, но ведь лагерь студенческий, подразумевает неприхотливость и несердитость по цене. А главное, свои, университетские, имеют возможность отвлечься во время отпуска от дел учебных.
С лагерем у меня лично связан миллион воспоминаний. Перенести бы их при случае на бумагу. В начале 80-х приехал сюда в очередное лето. Заселяешься сам - идешь за обветшалым постельным скарбом на склад, ищешь веник и прочее, начиная от бечевки для сушки плавок и полотенца, устраиваешься по-походному. А отдых в фанерных коттеджах по улицам - улочкам Солнечная, Университетская, Молодежная, Дружбы. Самая престижная - первая, с видом через облепиховое заросли на море.
Так вот, на Солнечной соседом моим оказался не кто иной, как Зекен, незабвенный Зейнолла Кабдолов, эверест духа. Душевный, добрый и отзывчивый человек.
Через день, отоспавшись и оклемавшись после ночной дороги из Алма-Аты, аѕай на полном серьезе торжественно изрек: “Бауырым, свет очей моих, достойнейший брат мой, знаешь, эта хрустальная вода, этот золотой песок с небом ясным, эти кусты диковинные, этот абрикосово-медовый запах тешат плоть, радуют взор, щекочут нюх, но что-то они, шайтаны, не греют изнутри...”
Намек был понят, на студенческой каше с возрастом далеко не уйти. С директором лагеря, со своим же коллегой по вузу знаменитым Саламом (Абдусалам Нурмаханов, известный боксер СССР, чемпион всего и вся) едем на джайляу, что в прибрежных горах, и выбираем на собранные отдыхающими преподами в складчину деньги овцу. Она должна быть достойной веса и имени академика-писателя Зейноллы Кабдолова, ученика и коллеги самого Мухтара Ауэзова.
Салам, долго и оценивающе, ищет в отаре такую жертвенницу. Я-то не разбираюсь, по мне все овцы на одно лицо, бәрі бір.
Вечером в чаще прибрежного тугая вдыхаем горный воздух вкупе с другим ароматом из казана. Справившись частично с почетной головой барана и передав ее по традиции другому уважаемому человеку - профессору Касыму Рахматуллину, Зекен произнес тост-благословение. Говорил минут десять, а запомнились два важных направления его мысли. Первое - похвала хозяину и организатору пикника. Он сказал: “Большое всем спасибо! Такого вожделенного мяса я нигде и никогда не вкушал, да еще при таких обстоятельствах...”. Засиял Абдусалам, как некогда побеждая очередного соперника на ринге. Я был все-таки в его “охране” в поездке на джайляу, поэтому похвалу отнес и в свой адрес.

 

 

А вот далее Зекен как бы мимоходом заметил: “Здесь земля соседская, язык чуть другой, а небо общее, но есть еще одна деталь. Здесь чувствуешь незримо далекое прошлое, и оно нас осеняет. Это дух хана Кенесары, сложившего безвинную голову в этих местах. У человека может быть много хорошего в жизни, еще большего я вам всем желаю, ағайындар! А нашу трапезу все же воспринимаю как благодатный сарқыт от предка”.
Сколько воды утекло, а слова эти мудрые вбились в сознание как гвоздь. Сарқыт по-казахски - выделенная доля, гостинец, угощение. В контексте речи Зейноллы Кабдолова - “Не забудьте, мои милые, дальний свет, думайте о корнях, они вас и оберегут!”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение