|
Сагымбай Козыбаев
Бродячий призрак Иногда спрашивают: “Вот вы писали в “Новом поколении” о конных памятниках (скалькированных рыночными ваятелями друг у друга. - С.К.) казахским батырам, мягко говоря, того не заслуживающим. Оставившим даже недолжный след. Ведь это вредно, заметили вы, для потомков, которых заранее оболванили, заставляя соглашаться с обманом. А что вы не пишете о том же, но творящемся в России? Слабо? Там ведь и детоубийце, душегубу поставили памятник”. Что ответить? Мы люди простые, но истина все же одна: история в смутные времена пишется и совершается под заказ. Кто знает, пройдет время, и того же Ивана Грозного, как Ленина и Сталина, снимут с пьедестала, да и заодно с десяток доморощенных памятников местечковым батырам у себя. Хотя сомневаюсь. Чтобы это осуществилось, публике необходимо обладать исторической памятью. Откуда ей взяться в условиях дикого рынка, вседозволительного и попусту безграмотного? А так поставили кому-то внушительный памятник, увековечили его имя, простолюдин и думает: “Ой-бай, значит, так и положено”. Что вы хотите, если губернатор целой области - Орловской - проявляет сам историческую неосведомленность, точнее - неграмотность. Чтобы подготовить народ к факту установления памятника в красивом месте слияния Оки и Орлика в областном центре, господин Потомский на пресс-конференции ТАСС так и заявил публично. Цитирую: “Иван Грозный однажды сказал: “Я виновен в смерти своего сына, потому что вовремя не отдал его лекарям”, когда они ехали в дороге, и он заболел. Они ехали из Москвы в Петербург”. По-нашему, губернатор даже не знаком с живописной картиной Ильи Репина. Но все это, как говорится, его проблемы.
|
Памятник Ивану Грозному в Орле
|
Сегодня не секрет, что в России витает дух самодержавности. Монументальная пропаганда заменила все остальное. Торжественно установили на Боровицкой площади в Москве памятник великому князю Киевскому Владимиру (смотри нашу авторскую о нем трактовку - “Памятник над Днепром” в “НП” за 21 октября 2016 г.). А что же с Иваном Грозным (1530 - 1584), известным в хронологии великих русских князей и царей как Иван IV? Сначала о радужном. Он первый русский царь (с 1547 года). Провел реформы управления и суда. Покорил Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. Под конец жизни начал покорять Сибирь (1581). Все остальное не в пользу Грозного: проиграл Ливонскую войну, длившуюся в его правление двадцать пять лет против Швеции, Польши, княжества Литовского за выход к Балтийскому морю. В результате царь утратил исконные русские земли. Далее сплошной негатив. В стране царила атмосфера доносов и наушничества. Слуги выдавали своих господ, господа доносили на своих родственников. Ивану Грозному повсюду чудились крамола и измена, по его приказу людей повально сжигали на костре, на плахе гибли целые семьи. Ручьями лилась кровь часто ни в чем не повинных людей. Самолично пытал и казнил. Он сделался настоящим тираном: убил сына во время ссоры, в 1565 году ввел опричнину - систему массового террора. Крестьянство бежало от опричнины как от морового поветрия. Правящая элита разделилась на две боярские думы и два двора. На шестом десятке Грозный женился в седьмой раз на шестнадцатилетней Марии Нагой. Через три года после смерти Грозного она была выслана с сыном Дмитрием в Углич, пострижена, как и остальные жены царя, в монахини. В 1605 году признала сына Лжедмитрия I, позднее отреклась от него. Так вот, при живой Марии Нагой Грозный за несколько месяцев до своей кончины вновь затеял сватовство. На сей раз - к племяннице английской королевы Елизаветы. Последняя, узнав о жестоком нраве Грозного, деликатно отклонила сватовство. Но дни царя были сочтены. Лишь спустя века впервые превозносить Ивана Грозного начали при Сталине. Оно и понятно, вождю народов Грозный, как жестокий правитель с тяжелой рукой, импонировал. Велел Сергею Эйзенштейну снять о нем фильм. Потом забыли на время о царе, как о чем-то мрачном. Но история делает финты. 14 октября ушедшего года в Орле торжественно открыли памятник Ивану Грозному. Историки уже давно определились с нашим героем. И сегодня в России есть трезвые умы, но есть и “оракулы” масштаба Кургиняна и Проханова, которые публично назвали Грозного большим демократом и человеком Христа. Согласен полностью с позицией “Новой газеты”: “Прежде чем увековечивать Ивана Грозного, следовало бы, как минимум, изъять из обращения девятый том “Истории государства Российского” Карамзина, целиком ему посвященный”. Напомним, том вышел почти два столетия назад, в 1821 году, и вызвал шок в обществе. Читатели долго не могли прийти в себя от кровавого чудовища и его “театра ужасов”. ...Не приходится удивляться неожиданным вопросам рядом живущих.
|
Мария Нагая
|
Мускус Ревностно относящиеся к обычаям друг друга народы живут по соседству. Узбек спрашивает казаха: “За что вы так любите конину?”. Казах по обыкновению отвечает высокопарно: “Молоко кобылицы - сахар, мясо - мед, запах - мускус (жұпар), шкура - одежда. Сядешь на коня, он - тұлпар (боевой скакун). Вся божественная суть лошади - наше лечение, готовый нектар небес, как же не изумляться и не боготворить!”. И тут же не забыл съязвить: “Есть ли барыш от вашей крупицы риса?”.
Серьга на ухо Казахи по природе своей остры на язык. Не подтрунить лишний раз над другим - считай жизнь прошла рядом. Сидят в юрте в гостях, подали мясо. Хозяин, выказывая гостеприимство, подкладывает жирные куски гостю: “Угощайся, уважаемый, это не сары май (домашнее желтое масло), не во вред твоей жизни”. (Оказывается, гость много раз безуспешно сватался к женщине по имени Сарымай.) Приезжий осекся. Но его напарник тотчас нашелся: “Мой друг, конечно, разборчив в мясе, благодарит вас, но если даже нацепит на ухо сырға (серьга), не сможет есть столько жирного, все равно проку мало”. Оказывается, у хозяина юрты была подобная история: он также тщетно пытался вступить в брак с молодкой по имени Сырға. Хозяину пришлось затихнуть на некоторое время.
Грани мудрости Слаще меда - ребенок, острее меча - язык. Вроде бы истина. Но ответы мудрецов отличаются от общепринятого. Спросил один острослов сына: “Что в дали дальше? Что в близости ближе? В сладости что слаще?”. Сын ответил: “Дальше дали - это то, что между небом и землей; человеку ближе родня; слаще сладкого - ребенок”. - Сын мой, ум твой еще не проник глубже глотки (ақылыѓ ќлі алқымыѓнан асқан жоқ екен). Дальше дали - пространство между знанием и невежеством, ближе всего бренному - смерть, рок (ажал). Хоть ребенок и сладок, но слаще всего лишь душа.
Категории У казахов четыре категории гостя: специально приглашенный, долгожданный (құдайы қонақ), праздношатающийся, вынужденный путник. А вот родственников - три. Со стороны жены по отношению к мужу и наоборот. Со своей собственной линии - мужской или женской. И нағашы - со стороны матери. Первые по-казахски характеризуются как міншіл, вторые - күншіл, третьи - сыншыл. Перевод неадекватен, он требует более длинных и разнопонятийных слов. Первые родственники (қайын жұрты) - это те, кто зачастую ищет у вас недостатки. Вторые (өз жұрты) - благожелательно-ревностные, третьи (нағашы жұрты) - те, кто дает оценку, в большей степени положительную. У Мухтара Ауэзова есть выражение, ставшее народным: “Сын түзелмей мін түзелмейді”. Это означает: “Без справедливой критики нельзя устранить недостатки”. Родственники родственниками, но самооценка всегда необходима. По большому счету, все же думаю, что у всех народов есть подобные категории, обозначающие суть родства. Мир многолик, и стоит об этом помнить.
Сертификат Сейчас в моде различные сертификаты. Так сказать, бумага, удостоверяющая качество продукта, товара. А порой - персонально человека. То есть доказывающая, что ты не верблюд, а прошел какие-то курсы, однодневные показные семинары и прочую бюрократическую белиберду, которая нужна для отписки и отчетности. Филькина грамота, одним словом. Но откуда это выражение? Универсальный фразеологический словарь русского языка дает объяснение, что это - невежественный, безграмотно составленный документ. Но почему “филькина”? Знакомясь с историей русской опричнины времен Ивана Грозного, нашел-таки объяснение. В период правления первого российского царя в Москве шла жестокая борьба между русским боярством и кипчакским дворянством. Стоит хотя бы бегло ознакомиться с родословной книгой русского дворянства, чтобы убедиться в этой реальности. Писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин назвал книгу средоточием “Урус-Кугуш-Кильдыбаевых”. Отнюдь не случайно: во времена Грозного более половины дворян были выходцами из Степи. Царь введением опричнины хотел уравнять страну. Но были противники насильственного, массового террора, прежде всего духовенство. В их числе и митрополит Московский Филипп (1507-1569), кстати говоря, выходец из кипчакского рода Федора Кобылы. Владыка публично выступал против опричных казней Грозного, был автором по этому поводу многочисленных посланий-грамот. Митрополит был низложен в 1568 году, а затем и задушен по приказу царя главой опричного террора Скуратовым-Бельским, вошедшего в историю как Малюта Скуратов. Вот с этого момента и осталось выражение “филькина грамота”. Оказывается, Грозный презрительно именовал митрополита Филькой, а его послания - Филькиными грамотами. А время уже внесло коррективы. Сегодня иносказательно наш предмет разговора - документ, не имеющий юридической силы. Причем безграмотный. А людей типа Филиппа именуют простофилей, что не совсем, как нам кажется, исторически оправданно.
Казахская уха Поражаюсь тем, кто не вылезает из гостей. Обильное угощение с непременной выпивкой. Худо утром бедной головушке, да и в утробе, извиняюсь, разлад. А вечером - вновь в гости на бешбармак. У многих, кто связан своей популярностью, это стало ритуалом. А у казахов, если в гости позвали, надо держать ответку. Вот и вечный круг. У Крылова есть басня “Демьянова уха”, название ее стало нарицательным, выражение употребляется в значении: насильное, чрезмерное угощение вопреки желанию угощаемого. Герой басни Демьян так потчевал своего соседа, что тот: Как ни любил уху, но от беды такой, Схватив в охапку кушак и шапку, Скорей без памяти домой - И с той поры к Демьяну ни ногой. А казахи ничего, не устают ходить в гости. И вместо ухи там - сплошное мясо. Насильно, правда, никто не заставляет его есть досыта. Просто бешбармак для казаха, что шапка Мономаха - венец и символ его самоутверждения и самодовольства. Так что, какие там охапки!
Выношенный ребенок Ситуация банальнейшая. Очередную книгу своих опусов назвал “Еврейская тетрадь”. Мои Ф.И.О. вроде говорят о другой национальной принадлежности. Да, я казах, но одновременно и русский, и немец, и араб, и, конечно же, еврей - то есть лицо планетарное. Таким интер (интернациональным) ощущаю себя всю жизнь. Ладно, это между делом, а набранный тираж вышеозначенной книги попал в типографии под элементарный потоп, ошпарило кипятком; мне и кому-то еще явно не повезло. Естественно, есть убыток. Не говорю о состоянии конкретного полиграфического производства, а оно нынче очень технологичное - у кого-то техника нужная есть, у кого-то ее нет. Причина одна - дороговизна. Короче, книгу напечатали как бы заново. Врать не буду, скажу честно: было огорчение. Но все же несмертельное, өлім жоқ. На то и жизнь, чтобы украсить себя же саму неожиданностями. Просто для автора книга - это выношенный ребенок, чуть затянувшиеся “роды” внесли небольшую нервозность, но все замечательно, обошлось. И все же почему такое название книги? Конечно, о сути его есть разговор. А так условная авторская прихоть всего-навсего. Каждый ведь волен назвать своего ребенка по-своему. Лишь бы он был счастлив и долго жил. Главное в другом. Хочу признаться в особой любви - предпочтении к газете “Новое поколение”. Газет сейчас немало, интеллектуальных, дающих пищу уму - раз-два и обчелся. “НП” - один из островов величия русского языка. Все эссе книги (а их более двухсот) опубликованы именно в данной газете в рамках авторского цикла “Этюды на полях”. В редакции издания, выпускающего одновременно и “Московский комсомолец в Казахстане”, работает пытливая, талантливая братва пера, верная вот уже много лет своему отчему дому. Частично отношу себя к этой, в хорошем смысле слова, мафии. Дай Бог редакции новых читателей, коллективу - остроты қалама! А кто прикоснется к “Еврейской тетради” - буду стократ признателен. Ваш нравоучитель и вечный ученик С.К. |