Алан Байтенов В последние дни много говорится относительно возвращения былой силы автошколам - обязательного в них обучения для получения водительских прав. Такое ощущение, что лоббисты добрались и до них. Ведь подумать только - там, с олимпа, где обсуждаются значимые проблемы общества, нам всерьез рассказывают о пользе автошкол, приводя статистику уровня “сдал - не сдал”! В смысле - а вот раньше успешно сдавали экзамены почти все. А вот теперь, когда есть возможность обойти автошколы, только 20 процентов... Вы серьезно?! Так, может, в ЦОНе, в экзаменационном отделе, работать стали лучше? Да и за коррупцией следить стали жестче - у представителей автошкол ну никак не получается быть посредником. Зачем кто-то третий? Ведь если ты знаешь предмет и уверен - значит, получишь права на вождение. И это гарантировано законом. Почему же об этом наши депутаты так и не вспомнили?
Готовятся поправки в Закон “О дорожном движении”. Там есть некоторые интересные предложения. Одно из них - снижение разрешенной “городской скорости” с 60 до 50 километров в час. Но не будем сейчас о пользе переходного периода для бюджета. Это когда у сотрудников полиции, пока автолюбители привыкнут, будет отличный шанс стричь деньги на штрафах превышения установленного скоростного лимита. Тем более что есть вещи куда интереснее. А именно тот самый, простите, спектакль с возвращением, подчеркиваем, обязательного обучения в автошколах. Ведь многие пытаются высказаться как бы по делу и как бы обосновывая свое предложение цифрами, исследованиями и статистикой. В общем, имитацией серьезной деятельности. Порой даже складывается впечатление, что коммерческой. Не подумайте ничего плохого - это когда совершенно невольно и без корыстного умысла (в чем мы уверены), но все же лоббируются интересы некой коммерческой отрасли. Обучения вождению, например. Вот что звучало на заседании мажилиса. Мол, после того как в июне 2016 года гражданам позволили самим решать - нужно им обучаться вождению в автошколах или нет, тут же сократилось количество успешно сданных экзаменов. “По данным МВД, с июня прошлого года до 1 января этого из 2,8 тысячи самостоятельно подготовившихся кандидатов в водители успешно сдали экзамены и получили водительские удостоверения только 20 процентов. Тогда как кандидаты, окончившие водительские курсы (немногим менее 500 тысяч человек в год), получают права не менее чем в 50 процентах случаев”, - отметил депутат Канат Мусин. Это что получается? Те, кто идет в автошколу, почти гарантировано получат права? Можно ли считать это профессиональным успехом? К чему мы это? Напомним - еще начиная с 2011 года глава МВД Калмуханбет Касымов предлагал отменить обязательное обучение в автошколах республики. “Если он (водитель. - Прим. авт.) способен самостоятельно подготовиться к теоретическому и практическому экзаменам, то мы готовы разрешить водителям не учиться в автошколах”, - отмечал главный полицейский страны. Контекст сообщения - крайне низкий уровень подготовки водителей. Тогда МВД фактически признало: в сложившейся ситуации с качеством обучения в автошколах нет разницы, занимался ты в спецшколе с подобранной материально-технической и методологической базами или “сидел” один на один с учебником. Что же, позвольте спросить, изменилось сегодня? Откуда те самые “приятные и неожиданные” показатели успешно сданных экзаменов? Автошколы помогли? Да. Но ведь каждый несдавший - это пятно на репутации конкретного учебного заведения. И повышенное внимание как со стороны органов МВД, которое следит за качеством подготовки, так и со стороны потенциальных клиентов. Зачем мне идти туда, где очень высок риск просадить деньги и время? Теперь о тех же 20 процентах. “Поправка была принята с маленькой оговоркой. Самостоятельная подготовка допускается только лишь в спецЦОНах, имеющих автоматизированный автодром, исключающий любое проявление человеческого фактора”, - поделился с агентством “Казинформ” Мурат Иманбаев, начальник управления государственной автомобильной инспекции комитета административной полиции МВД РК. И вот в эти “честные” 20 процентов новых водителей мы верим больше. Равно как и в их силы на реальной дороге. Что в сухом остатке? Помнится, когда только начинали говорить о проблеме подготовки водителей, предлагали ввести такой механизм. Предположим, с потока или с курса конкретной автошколы не сдали экзамен 20 процентов учеников - готовить представление в суд на лишение лицензии. Или ввести административную ответственность. Например, от 50 до 150 МРП (1 МРП - 2269). И это в конце 2013 года предлагал сам глава МВД господин Касымов. Разговор шел как раз о низком качестве обучения в автошколах. Опять-таки что конкретно изменилось с тех пор, кроме как автошколы лишили полномочий? Разве что отобрали главный инструмент - так называемый эффект шлагбаума... |