|
Сагымбай Козыбаев
Марат Барманкулов День как день. Февральский. Может, взойдет солнце, может, та же хмурь. Был бы он жив, обрадовал бы с утра, спозаранку, телефонным звонком. Поздравил бы с юбилейной датой - с 80-летием! А время что? Скачет как незримый тулпар, безвозвратно уходя в небесную голубую даль. Его нет с нами вот уже семнадцатый год. А был бы жив, ходил бы рядом и уж точно радовался бы совместно с нами очередной своей публикации - очерку, блестящей книге. В памяти неистовый Марат, Марат Барманкулов, остался одним большим Лучом - полным юношеской энергии, задора, увлеченным человеком. Неиссякаемыми в его светлой голове были и идеи, которые со временем обретали долгожданное печатное обличье. По нему мы, коллеги, сверяли свою бренную жизнь. Он был барометром и мерилом чистых праведных помыслов, доброго отношения к окружающему миру - близким, коллегам, ученикам, которые и спустя годы помнят его благоговейно, тепло и нежно, свято и вечно.
|
Марат Барманкулов
|
Марат Карибаевич поражал своей неуемной задиростью к жизни. В зрелом возрасте ходил на курсы английского. Не чуждался доброго панибратства ни со старшим, ни с малым по возрасту. В один из дней начала 90-х мотанул в какие-то эмираты за новым увлечением - авто. Заблаговременно чистил свои горные лыжи какой-то ему лишь известной мазью. Но оставалось главное - перо. А оно готовило очередную сенсацию в истории тюркского мира. Богом отведенное время старался использовать с пользой, а его, этого времени, ему, неисчерпаемой творческой натуре, так и не хватило. Аллах позвал его к себе в возрасте пророка Мухаммада. Там, на небесах, такие люди, очевидно, тоже нужны. Что мы можем? Провести по традиции ежегодные барманкуловские чтения (пусть они и далее безграничными будут!), выпустить научный сборник, сходить на Кенсайское кладбище, поклониться его праху, принять чарку за упокой его души. Люди сейчас стали жить дольше. Хвори берут свое позже. Житие стало более радужным, сытым. Но как наделил Всевышний своим сроком, так и будет. Жить надо светло, светлым уйти из мира, светлым остаться в памяти. Весь мир моего коллеги-единомышленника профессора Марата Барманкулова учит лишь этому.
Томирис
|
История тюрков в самих тюркоязычных государствах трактуется за исключением бесспорного со своей колокольни. Для этого достаточно сопоставить хотя бы школьные и вузовские учебники былых советских среднеазиатских республик. Не поленился, достал оказией, ознакомился. Каждая страна не без гордости возвеличивает прошлое своих предков (особенно узбеки по отношению к Тимуру), но порой преподносится и мнимое в ущерб исторической истине. Эх, написать бы сводную общую историю без налета и квасного патриотизма. На этом фоне размышлений неожиданным оказался звонок далекого в памяти однокурсника по Питеру, ныне жителя осетинского города Алагир. Узнал и главную радость однокашника - новорожденную внучку назвал именем Томирис. Это и стало поводом для моих заметок. В родном вузе, на историческом факультете КазНУ имени аль-Фараби, галерея выдающихся исторических личностей начинается с портрета Томирис, легендарной сакской царицы. Думаю, правильно. С VI века до нашей эры родственные союзные племена - массагеты, тигрохауды, ишгузы, хаомаварги, сарматы, аланы (последние в конце II века кочевали в арало-каспийских степях, отсюда они пошли на Дон. - С.К.) - были ираноязычными племенами, населявшими огромные просторы от Днепра до Енисея. Массагеты - предки казахов - занимали пространство от Южного Урала до Семиречья, а Томирис была их царицей. Сакские племена (называют их еще и скифскими) воевали и друг с другом за место под солнцем, и в дальних краях, поработив, подмяв под себя и грозную Ассирию, и Вавилон, и всю Переднюю Азию. Они наводили ужас на старый мир, грабя и разрушая все, что встречалось на пути. И это продолжалось пять столетий. Бурный поток, отголоски которого мы находим, по справедливому мнению исследователя Р. Рахманалиева, у израильских пророков представляет собой первое в истории вторжение северных степных кочевников в среду древних южных цивилизаций, и это движение будет периодически возобновляться в течение двадцати веков. Когда к временам царствования Томирис появился Кир Великий, персидский царь из династии Ахеменидов, установивший господство над Малой Азией и одержимый химерической идеей покорить весь мир, в армии массагетов произошли изменения. Отважными воинами в ней стали конные отборные дружины из девушек. К сражениям их учили с детства: у девочек выжигалась правая грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. В истории, по моему мнению, они остались казахскими амазонками. По Геродоту, Кир осуществил свой последний поход против массагетов под предводительством царицы Томирис. Произошло это восточнее Хивы, около 530 года до нашей эры, Кир потерпел сокрушительное поражение и погиб. Но как? А финал остался в анналах истории. На вершине высокого холма у реки Окс (Амударья) стояла царица Томирис перед своим войском, переднюю часть которого и составляли степные одногрудые амазонки-массагетки. Вынув из мешка голову Кира, Томирис произнесла: “Ты был грозным врагом, поистине повелителем мира. Ты жаждал крови, царь персов, так пей ее теперь досыта!”. И опустила голову несостоявшегося властелина мира в кожаный мешок, наполненный кровью своего же любовника, накануне предавшего ее. ...Рад за друга из далекой Алании, не понаслышке знающего общую историю наших далеких предков. Внучке его Томирис: “Бауы берік болсын!”.
|
Сакская царица Томирис
|
Тусклая Меропа Отдыхали на Кипре. Ясная звездная ночь. Гид, большой знаток всего и всякого, совсем замучил рассказами о богах греческих. Спрашивает, почему звезды одного и того же созвездия светят неравнозначно? Отнекиваюсь - “Құдай біледі?”. Разъясняет. Смотри, вот там, говорит, созвездие Плеяды. Семь его звезд названы греческой мифологией в честь дочерей титана Атланта - Алкиона, Меропа, Келено, Электра, Стеропа, Тайгета, Майя. Все сестры сочетались с богами, исключением была Меропа, ставшая женой безродного, но все-таки отца будущего Одиссея. Шесть звезд из созвездия в ясную ночь сияют ярко, а седьмую, Меропу, почти не видно. Дескать, ей стыдно, что она вышла замуж за смертного. Вот уж, действительно, поверишь. Наверное, так и есть. Не стал себе голову морочить, полез в ночную морскую воду. Уже дома сел за изучение греческой мифологии. Черт ногу сломит. Но с Плеядами все сошлось. Надо же, и на ночном небе свое расслоение...
Блеск В жизни нашей много показного блеска. Так сказать, мнимого благополучия. Показухи, одним словом. В советские времена перед приездом высокого чина чистили улицы, приводили в порядок фасады, красили заборы. Но все же не доходило до ума Григория Потемкина, фаворита Екатерины II. В 1787 году она совершила поездку в недавно присоединенный к России Крым. На всем пути добротные дома, нарядно одетые люди. На пастбищах - тучные стада, а от хлеба ломились амбары. На самом деле все это было умелой декорацией. В мешках - песок, пышные одежды давались на время. Лишь было стадо коров - единственное стадо, перегоняемое с места на место, покуда почивала государыня. Потемкин был осыпан ее милостями. Но не дурой же была царица. Она все знала, но ей так хотелось. Порой кажется, что и сейчас след потемкинских деревень отнюдь не потерялся. Наши еще и перещеголять могут: к примеру, положить на снег асфальт. Потемкин Потемкиным, но не до такой же дурости...
Наезд Девушка приятнейшей внешности, ехавшая на машине, сбила пешехода. Удар оказался несмертельным, но мужчина, прежде чем оказаться в карете скорой помощи, успел обратиться к случайному прохожему: “Вы бы не согласились быть моим свидетелем?”. - Не знаю, что и сказать! - отвечает прохожий, не обделенный чувством юмора. - Вообще-то я бы вам не советовал жениться после такого “знакомства”. Но жизнь богаче и разнообразнее. Вносит неожиданные коррективы. Знаю дочь бывшего руководителя областной газеты: она тоже журналист, спешила тогда на редакционное задание. Однако у судьбы были свои планы. Муки совести и выхаживание потерпевшего превратились в чувства. Оба после первого неудачного брака получили долгожданное спокойствие в лице друг друга. Встречаясь временами, наблюдаю ее сияющее лицо. Не знаю, как такую ситуацию назвать иначе.
Пророчество Предсказание Распутина (настоящая фамилия Новых, 1872-1916), которое он передал незадолго до своей смерти в письменной форме последнему русскому царю, поражает даром предвидения. “...Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: ни один из твоей семьи, детей и родных не проживет дольше двух лет. Их убьет русский народ”. Николай II познакомился с письмом только после смерти Распутина, своего фаворита и жены Александры Федоровны. Царь посчитал себя в серьезной опасности и с тех пор уже не имел ни к одному человеку на свете доверия. Известен ответ Вольфа Мессинга на вопрос: “Что вы думаете о советско-германском пакте?”. Это было зимой 1940 года, за несколько месяцев до нападения фашистской Германии на СССР. В притихшем и испуганном зале, где это происходило, прозвучала его фраза: “Я вижу танки с красными звездами на улицах Берлина!”. Не забудем о контексте времени. Когда это было сказано, существовал пакт Молотова - Риббентропа - договор о дружбе и ненападении между двумя странами. Некоторые, сидевшие ближе к дверям, на цыпочках по одному стали красться к выходу, “меня там не было!”.
|
Вольф Мессинг
|
Пророчество, как известно, сбылось и в первом, и во втором случаях. Копаясь в литературе давней о суевериях, волшебстве, предсказаниях, связанных с господствующими российскими особами, натолкнулся на любопытные факты. Великий князь Василий III (1479-1533), завершивший объединение Руси вокруг Москвы подчинением Пскова, Смоленска и Рязани, решил под конец жизни насильно постричь в монахини свою супругу Соломонию, чтобы взять в жены Елену Глинскую. Надо было, как полагалось в то время, просить благословения на новый брак патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского. Все трое ответили единодушным отказом. Отцы церкви пояснили причину: “Если дерзнешь вступить в законопреступное супружество, то будешь иметь сына, который удивит мир своей лютостью”. Василий III ослушался, поступил вопреки этому пророчеству. Сын, родившийся от брака с Глинской (Глинские - русские князья с литовскими корнями, XV - XVIII вв. - С.К.), действительно удивил мир своей лютостью и кровожадностью, войдя в историю под именем Ивана Грозного. Со времен его опричнины - системой внутриполитических мер с предполагаемой изменой в среде феодалов (массовые нестихающие репрессии, казни, земельные конфискации) - на Руси начинается эпоха “смутного времени”. Все последующие цари как бы были заговорены. Царствование Бориса Годунова (1552-1605), брата снохи Грозного, ненаследственного русского государя с кыпчакскими корнями, было неспокойным. Поднявшийся на трон в 1598 году (а фактически правивший страной с 1584 года из-за неспособности к государственной деятельности Федора Ивановича - сына Грозного, последнего русского царя из рода Рюриковичей), он часто обращался к ворожеям и предсказателям. К примеру, к затворнице Алене юродивой, жившей в подземной келье.
|
Монах Авель
|
Вот какие строки оставил русско-украинский историк XIX века Николай Костомаров: “К ней поехал царь; в первый раз она не пустила его к себе. Борис поехал к ней в другой раз. Тогда Алена велела пропеть над принесенным в ее подземную келью четвероугольным куском дерева погребальную песню. Духовенство не осмелилось ослушаться зловещую вещунью. Когда зазвучала погребальная молитва, Алена юродивая сказала: “Вот что ждет царя Бориса”. Конец цитаты. Недоброе предсказание поразило еще более Годунова. Отчаяние овладело его душою. Да и было от чего. Как известно, в это время на авансцену под именем царевича Дмитрия - младшего сына Ивана Грозного, вышли самозванцы, все они претендовали на трон. Но более всего поражает то ли это притча, то ли быль - история еще одного религиозного ворожея - монаха Авеля. Вот что удалось “раскопать”. Первое упоминание о нем в мемуарной литературе нашел в воспоминаниях Льва Энгельгардта, современника Екатерины II и Павла I.
|
Созвездие Плеяды
|
За свои предсказания Авель провел в заточении 20 лет. Где он только ни сидел: в крепостях - Петропавловской и Шлиссельбургской, монастырях, бывших большей частью острогами - Соловецком, Николая Чудотворца (Костромская епархия), Невском, Валаамском, Спасо-Евфимьевском в Суздали и других. За что? За свои предсказания дня и часа смерти Екатерины Великой, Павла I - со всеми обстоятельствами краткого его царства, нашествия в Россию Наполеона и сожжения Москвы. За год до смерти императрицы Авель, живший тогда на Соловках, пришел к настоятелю монастыря и потребовал, чтобы довели до сведения Екатерины II, что он слышал глас, повелевший объявить ее скорую кончину. Государыня приказала заключить его в Петропавловскую крепость. Павел I, став в 1796-м императором, повелел освободить Авеля и представить ему. Авель при встрече предсказал, сколько продолжится царствие государя, точно указав день и час его смерти. Павел I приказал тотчас Авеля опять заточить. В назначенный провидцем срок наступила насильственная смерть императора в Михайловском замке в результате заговора. Авель был вновь освобожден вступившим на престол Александром I. За год до нападения французов монах предстал перед императором и предсказал, что французы вступят в Россию, вдобавок сожгут Москву. Государь приказал его опять посадить в крепость, по другим данным, заключить в Соловецкую тюрьму. Дошла очередь и до царствования Николая I. Видимо, наш монах вновь что-то предсказал, ибо новый император, не долго думая, заточил Авеля в очередной монастырь. В 1841 году русский пророк Авель отдал Богу душу. Сегодня пророчествам вроде особо не верят. Хотя что-то реальное предсказали и Ванга, и Джуна. В любом случае, от ворожеев ныне отбоя нет. Прибегают ли к их услугам и прислушиваются ли государевы саны - нам это неведомо...
|