|
Ярослава Науменко
Начало отопительного сезона в очередной раз всколыхнуло разговоры о тотальной изношенности коммунальных сетей, росте тарифов, необходимости экономии и, возможно, очередной волне реформирования системы
Потребительская психология
Шамиль Мендыгалиев, председатель Алматинской городской ассоциации КСК, отмечает, что до сих пор у большинства казахстанцев налицо “иждивенческие” настроения.
- Менталитет наших сограждан еще таков, что вроде как государство нам всем обязано. Они считают, что кооператив собственников квартир - это тоже государство, и не понимают, что деньги в КСК поступают лишь от наших платежей.
Кстати, те, кто живет в кооперативном жилье, построенном собственными силами и на собственные деньги, без проблем сбрасываются на все необходимые мероприятия.
Шамиль Мендыгалиев возглавлял кооператив 11 лет. Опытный экс-председатель уверен, что чиновники преувеличивают степень несовершенства КСК, раздувая недочеты и спекулируя на них во имя собственных интересов. Существующий Закон “О жилищных отношениях” призывали поменять именно чиновники акиматов, считает Шамиль Имангалиевич. Власть имущие давно уже мечтают получить контроль над КСК.
- Кооперативы - это общественные организации, и по закону они подчиняются лишь общему собранию. Вмешиваться в работу “кворума” власти не имеют права, все вопросы могут решать сообща только сами жители. Еще с 1997 года, когда вышел этот закон, чиновничество бомбардировало правительство и Министерство юстиции, требуя его пересмотра и предлагая внедрить жилищные инспекции (состоящие из сотрудников акимата, естественно), распустить КСК, а председателя заменить управляющим.
Кроме того, предполагалось, что отныне весь воз расходов, связанных с ремонтом крыши, подвалов и подъездов, будут тащить сами жильцы. Для этого все лестничные площадки, трубы и лифты условно поделят поровну на каждого. И будь добр, плати за содержание своей части. И все, казалось бы, логично, но... Бюджет ведь и так не дает на ремонт ни копейки (кроме редких случаев, когда дырявая крыша совсем уж грозит обвалиться на головы жителей).
Если копать глубже, то становится ясно, что в правительстве попытались избавиться от коммунального “балласта”. Однако, учитывая ветхое состояние большинства объектов, говорить о самостоятельности преждевременно...
- До сих пор поправки так и не внесены, хотя их обсуждают уже почти два года и пытаются преподнести как давно свершившийся факт...
- Я заверяю вас, ничего не получится. Подчинить общественные организации местной власти нельзя, это противозаконно. Точно так же ответило и Министерство юстиции, у меня есть все соответствующие бумаги. Я считаю, что существующий закон не нуждается в глобальных изменениях.
Минимум - кондоминиум
Отстаивая свою позицию, чиновники приводят в пример Европу, где хорошо развит бизнес по управлению жилищным фондом (хотя стоит заметить, что далеко не все западные модели работали успешно и достигли желаемых результатов у нас). Считается, что именно внедрение концепции кондоминиума, при которой земля и общие территории будут сосредоточены в руках частных владельцев жилья, может решить многие коммунальные проблемы. То есть те исчезнут, когда все жители дома должны будут платить за его содержание.
- За рубежом тоже не все идеально, о тамошнем благополучии чиновники врут и преувеличивают, - считает Шамиль Имангалиевич. - В свое время налаживать систему КСК и обслуживание жилищ нам во многом помогали именно иностранцы. Кооперативы и сами заинтересованы как можно лучше обслуживать дома. Тот интерес, который был в девяностых, не пропал, но по рукам КСК изрядно “побили”. Когда-то КСК имели собственные вычислительные центры, принимали деньги от населения на месте, заключив договора напрямую со всеми поставщиками услуг. И за это в КСК поступали весьма неплохие деньги, за счет чего мы тогда успели провести крупные ремонтные работы, самые затратные из которых - крыши.
- Так ведь изменения в закон и предполагали, что будут вестись накопительные счета на каждый дом, чтобы потом эти ремонты делать...
- Давайте посчитаем. Допустим, собираем мы в месяц по одной тенге с квадратного метра (возьмем предельный минимум). В шестиподъездном доме 72 квартиры, общая площадь - 3500 метров. Итого в месяц выходит 3500 тенге с дома, за год, соответственно, около 40 тысяч тенге. За 10 лет набежит 400 тысяч... Но этого не хватит на ремонт кровли, для которой требуется в среднем 2-3 миллиона тенге! Какой смысл собирать эти деньги, если к тому времени их еще и инфляция обесценит. Сейчас в КСК эти 40 тысяч тенге идут в месяц с десяти домов. И уже сначала можно один подъезд отремонтировать, на следующий месяц - другой... Деньги надо не копить, а тратить, пока инфляция не съела.
Учимся экономить
Все-таки по-прежнему у нас несколько недооценивают роль коммунальной составляющей. По статистике, большая часть жилищного фонда во всех странах бывшего Союза находится в столь плохом состоянии, что может окончательно разрушиться в течение следующих 20 лет. По мнению экспертов ПРООН, продлить жизнь конструкциям могут не только капитальные ремонты, но и разумное, экономное использование ресурсов и материалов.
Энергосберегающие технологии активно внедряют во всем мире, и в условиях финансовых потрясений, удорожания энергоносителей и жизни в целом они становятся особенно актуальны.
Сейчас ПРООН по заявкам КСК проводит энергетический аудит в нескольких домах Алматы, после чего будет установлено необходимое оборудование, сокращающее потери тепла, электричества и воды. Если эксперимент будет успешен, подобные технологии начнут внедрять уже во всей республике. |