|
Ольга Шишанова Границы, разделяющие государства, не только служат преградой для людей, но зачастую способствуют гибели мигрирующих диких видов животных
В предыдущем номере мы уже писали об искусственном приграничном барьере, что в течение двух лет разделял Казахстан с Узбекистаном и Туркменией. Насколько серьезно помог забор из колючей проволоки задержанию нарушителей и пресечению наркотрафика, неизвестно, а вот сайге, джейрану и другим видам мигрирующих животных он создал поистине неодолимое препятствие, которое мешало нормальному существованию их популяций, пока в дело не вмешалась Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК). Однако этот случай не единичный - помимо упомянутой искусственной границы в Казахстане существует немало проблем с миграцией животных и внутри страны. Например, при строительстве автобана Алматы - Талдыкорган параллельно был возведен забор, якобы помогающий оградить трассу от снежных заносов, но являющийся сплошной неодолимой линией при миграции того же джейрана. При этом никто даже не задумывался ни о каких переходах для диких животных, ведь это повлекло бы за собой дополнительные расходы, что, конечно же, никому из строителей было невыгодно. И уж тем более никому из них в голову не пришло обратиться в АСБК за помощью и подсказкой, что делать в таких случаях. Поэтому сотрудники АСБК сами до сих пор пытаются отслеживать возведение дорог в стране, чтобы хоть как-то повлиять на внедрение в проект переходов для диких животных, но успеть везде им, к сожалению, не удается. Между тем такие искусственные препятствия, пагубно отражающиеся на миграции диких животных, оказывается, характерны не только для Казахстана. Гораздо большей проблемой, нежели в Казахстане, которая появилась еще в конце 50-х годов прошлого столетия, является заграждение из колючей проволоки в Монголии, тянущееся параллельно трансграничной монгольской железной дороге. После ее возведения по маршруту Пекин - Улан-Батор оно стало серьезным препятствием для монгольских куланов, которые привыкли кочевать с летних пастбищ на зимние и обратно. Причем препятствием явилась не столько сама железная дорога, сколько параллельно ей поставленный сплошной забор из ключей проволоки в человеческий рост, искусственно разделивший популяцию куланов. В настоящее время проблема не решена, забор существует, куланы не в состоянии воспроизводить свою популяцию, плюс происходит так называемый “перевыпас” пастбищ по обе стороны от заграждения. Любопытно, что такая организация, как Боннская конвенция по мигрирующим видам диких животных (CMS), имеющая довольно большой авторитет в своей сфере, ничего не предпринимает, чтобы решить эту проблему, собирая лишь ежегодные отчеты по численности копытных в регионе. А пока от возведенного забора страдают не только куланы, но и другие мигрирующие виды - те же джейраны, газель Пржевальского, дикие верблюды. Хотя существует много разных рекомендаций, как избегать подобных моментов при строительстве железной дороги, автобанов, заградительных заборов на границах. Что касается территории Китая, там этот забор препятствует миграциям через Тибетское плато антилопы Чиру, считающейся близким “родственником” сайги, численность которой сегодня стремительно уменьшается в силу ее истребления браконьерами из-за ценной шерсти. Казахстанская ассоциация биоразнообразия неоднократно обращалась в Боннскую конвенцию, однако вразумительного ответа на вопрос об истреблении редчайшего животного, впрочем, как и некоторых других, не получила до сих пор. В этом случае невольно возникает предположение, что либо в CMS работают равнодушные люди, либо там присутствует коррупционная составляющая, либо никто не хочет связываться с китайскими властями. Из-за этого АСБК оказывается сегодня один на один при решении той же проблемы сайгачьих рогов, во множестве и с завидной регулярностью вывозимых контрабандой из Казахстана в эту страну. “Мы пытаемся наладить переговоры по работе внутри страны китайских властей по вопросу противодействия скупке сайгачьих рогов, по вопросам задержания перекупщиков и изготовителей так называемых лекарственных препаратов. Однако в ответ слышим только то, что пока Китай не наберет определенное количество рогов сайги, они все равно будут заниматься их скупкой. А это количество выражается страшной цифрой - более 50 тысяч тонн”, - поделился с “НП” технический координатор природоохранной инициативы “Алтын-Дала” АСБК Альберт Салемгареев. Еще один забор подобного типа существует на границе между Мексикой и США, но там последствия его возведения для животных оказались все-таки несколько мягче, чем на границе между Монголией и Китаем. Как известно, основной проблемой между двумя странами западного полушария изначально являлись потоки беженцев и незаконных мигрантов, которые пересекали границу целыми автобусами, автомобилями и другим транспортом. Для того, чтобы пресечь это, власти обеих стран договорились о возведении своеобразной стены, которая на сегодняшний день состоит из бетонных вертикальных труб, вкопанных в землю по всей длине границы, расстояние между которыми составляет примерно один метр, то есть вполне проходимое для любого животного и пешехода, передвижение которых можно легко отследить, но являющееся препятствием для автотранспорта. Чуть позже в США все-таки посчитали, что этого мало, и параллельно применили так называемый “нормандский стиль” возведения пограничных заборов. Это те же самые бетонные вертикальные трубы, только между ними дополнительно устанавливаются бетонные крестовины, не позволяющие пройти человеку, проехать транспорту, но не представляющие особых препятствий для мигрирующих животных. Однако такой метод охраны границы является очень затратным - один километр заграждения может обойтись в 620 тысяч долларов. Кстати, все подобные ограждения существуют только в странах Центральной Азии, а также между США и Мексикой. В Африке передвижению диких животных может помешать только какое-нибудь естественное препятствие - каньоны, ущелья и т.п. В странах Европы от искусственных заборов, да еще мешающих передвижению диких животных, давно отказались. Например, граница между Польшей и Белоруссией, которая была построена еще в советское время, проходит через лес - знаменитую Беловежскую Пущу. Это обычные столбы, которые соединяет между собой специальная нить, натянутая поверху на довольно высоком расстоянии от земли - примерно в полтора метра. А не как между Казахстаном и Узбекистаном - в несколько нитей, самая нижняя из которых находится на высоте всего в 30 сантиметров, что, естественно, создает серьезные неудобства и препятствия для мигрирующих животных. Кроме того, нить между Беларусью и Польшей оборудована специальным датчиком, а многие места - просто датчиками на движение, расположенными между столбами, преимущество которых в том, что при этом отсутствует натяжная нить, что позволяет свободно передвигаться любым животным. Параллельно пограничными службами производится опашка земли, на которой остаются возможные следы пересечения, будь то человек или животное.
Астана |