ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Культ близнецов Исследования

Алан Байтенов

С 2007 года автор материала в составе экспедиции Казахской головной архитектурно-строительной академии занимается обследованием культурного наследия хребта Тарбагатай, в том числе и в приграничных районах. Там, где памятники, к которым неограничен свободный доступ, сохранились в большей степени.
Как заметил читатель, “НП” постоянно держит в курсе наших исследований. Так, не раз освещались уникальные надписи древнетюркского времени, уникальные наскальные изображения и памятники мемориального зодчества Казахстана. Но каждый год приносит все новые уникальные находки - этот не исключение. Сегодня мы расскажем об уникальных наскальных изображениях, найденных нами на перевале Хабарасу, что находится в 50 километрах к югу от Аксуата, районного центра Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области

 

Хабарасу (в русских географических источниках он назывался Хамартабан) - перевал, соединяющий северные равнины бассейна озера Алаколь с южными подступами к Зайсанской котловине. И, по-видимому, использовался с глубокой древности и вплоть до последнего времени. Интересное описание этого торгового пути еще в XIX веке оставил знаменитый ученый и путешественник, друг Шокана Уалиханова Григорий Николаевич Потанин во время путешествия в Восточный Тарбагатай. Вслед за перевалом Потанин преодолел возвышенности Кожур, Туат (Алтуайт) и долину реки Терсайрык, всякий раз сообщая интересные этнографические и географические подробности, не забывая упоминать и памятники культуры.
Удачное стратегическое расположение перевала, обилие небольших, защищенных со всех сторон межгорных долин с хрустальными ручьями и травостоем привлекали не только кочевников-казахов. Гораздо раньше эти благодатные места были облюбованы племенами и раннего железного века, и эпохи бронзы, о чем свидетельствуют многочисленные полотна, выбитые на скалах вокруг перевала Хабарасу.

 

 

В местности Музды расположилась целая галерея древнего искусства. Эти произведения относятся преимущественно к развитой бронзе, то есть приблизительно к середине II тысячелетия до нашей эры, к раннему железному веку (начало I тысячелетия до нашей эры) и к древнетюркскому времени (VI-VIII века нашей эры). Среди них встречаются изображения туров и быков с роскошными рогами с точками на концах. Судя по спутанным ногам, некоторые из них были уже одомашнены. Эти животные являются участниками сцен со множеством других копытных, а также и антропоморфных (человекоподобных) персонажей. Наверняка эти обширные сцены являлись некими сообщениями, содержанием которых были древние мифологические представления. Встречаются также изображения верблюдов, оленей с рогами в виде “елочки” (проявление устойчивого стиля), кошачьих хищников (барс), а иногда даже и каких-то фантастических персонажей - полуверблюд-полуархар. Есть изображения колесниц с парной упряжкой, тамги, солярные знаки - окружности с радиально расположенными линиями, считается, что так древние люди представляли солнце.
Однако самой интересной находкой стало каменное “полотно” высотой около трех метров, где были изображены близнецы. Вообще-то изображение людей и животных в “геральдических” позах (напротив друг друга), пары лошадей, запряженных в колесницу, является характерной темой во многих петроглифах перевала Хабарасу (в отличие от других районов Тарбагатая), что, по всей вероятности, связано с культом близнецов, характерным для древних народов всего мира. Но совершенно в новом свете выглядит обнаруженное нами произведение наскального искусства, во-первых, не оставляющее сомнений, что там изображены родные братья, скорее, всего близнецы, во-вторых, повествовательностью образа, позволяющего предположить, что это архаичная иллюстрация каких-то древних мифов.

 

 

Не вдаваясь в подробное описание этого уникального петроглифа, можно отметить, что эта композиция, относящаяся к эпохе бронзы, выделяется среди большинства наскальных рисунков своими размерами - антропоморфные хвостатые персонажи (близнецы) имеют высоту около метра. Конечно, на полотне изображены три крупных антропоморфа, но здесь имеет место палимпсест, то есть когда на раннее изображение позже было нанесено еще одно. Что еще интересно - оба изображения композиционно увязаны. А это бывает в таких случаях далеко не всегда. Раннее изображение, по нашему мнению, включает некоего персонажа (левая часть композиции), вероятно, какого-то духа места, что, судя по вытянутой руке, приманивает животных, в которых стреляют несколько миниатюрных лучников, находящихся за этим “хозяином места”. Поверх этого действа изображены два других, “двигающихся” вправо, больших персонажа-близнеца с длинными хвостами, занимающих центральную и правую часть картины. При этом они соединены пуповинами с расположенным между ними непропорционально маленьким женским изображением.
Образ роженицы довольно часто встречается в петроглифах эпохи бронзы, но подобное и, кстати, очень остроумное сообщение о родстве, по всей вероятности, чрезвычайно редкое. Характерна образная трактовка персонажей, первый из них (“индуктор”), поджарый, как будто бы ведет за собой второго, “грузного” (ведомого) персонажа.
“В нашем же случае особое внимание нужно уделить индоиранской (а то и индоевропейской) мифологии, где боги-близнецы также играли огромную роль. Носители андроновской культуры (эпоха бронзы), которая была распространена в том числе и в Восточном Казахстане, несколькими волнами мигрировали на территории нынешнего Ирана, Индии, где впоследствии оформились и были письменно зафиксированы их мифологические представления (Авеста, Ригведа и др.). В Индии это Ашвины - божественные братья-близнецы, они приносят богатство, пищу, коней, коров, дают детей, счастье, долгую жизнь и жизненную силу. В древнем Иране один из божественных близнецов - Йима, первопредок человечества, создатель благ цивилизации, владыка мира в эпоху золотого века. В связи с этим особый интерес представляют “отпечатавшиеся” в каменных полотнах ранние представления на прародине этих индоиранских племен.
Мы далеки от мысли искать в нашем изображении прямые иллюстрации мифов индоиранских народов, однако уверены, что это изображение близнецов со временем войдет в самые лучшие мировые каталоги, тем самым прославив и Тарбагатай, и в целом Казахстан”, - отмечает Эскандер Байтенов, доктор архитектуры РФ и РК, профессор Казахской головной архитектурно-строительной академии.

 

(Продолжение следует)

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение