ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Тихий омут ждет прилива Исследования

Алла Иванилова
Гидротехнические сооружения республики сегодня являются бомбами замедленного действия. Многие из них находятся в аварийном состоянии. Однако сей факт почему-то не сильно беспокоит чиновников либо об этой проблеме вспоминают лишь после очередного ЧП

 

Вопрос безопасной и надежной эксплуатации гидротехнических сооружений приобретает особую актуальность в современных условиях. Эти объекты относятся к так называемым системам с потенциальной опасностью из-за огромных запасов воды, в них сконцентрированных. Не надо быть специалистом, чтобы представить себе опасность разрушения плотины, которое может повлечь за собой необратимые последствия.
В Казахстане действует 319 водохранилищ, из них 81 находится в республиканской собственности, 201 - в коммунальной, 36 - в частной и одно можно назвать как бы бесхозным (Манап в Кызылординской области). Кроме того, имеется свыше 590 дамб и плотин, в том числе 35 - в республиканской собственности, 424 - в коммунальной, 79 - в частной и 53 - без установленных хозяев.
Строительство и возведение многих гидротехнических сооружений пришлось на 60-80-е годы прошлого столетия, то есть это советские сооружения. Сегодня из 653 таких объектов в срочном ремонте нуждаются 268, в том числе 28 крупных. Длительный срок эксплуатации без реконструкции и ремонта, влияние климатических, сейсмических воздействий в местах расположения постепенно приводят к их износу. В частности, выработанный ресурс водохозяйственных объектов уже превышает 60 процентов, а по техническому состоянию - это повышенная аварийная опасность.
Свидетельством этого являются произошедшие в последние годы в стране чрезвычайные ситуации. К примеру, наводнение, вызванное прорывом плотины в селе Кызылагаш в Талгарском районе Алматинской области, размыв плотины водохранилища Кокпекты в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области и другие подобные происшествия.
В течение трех последних лет складывается критическая ситуация в Целиноградском районе Акмолинской области, связанная с неисправностью системы лиманного орошения “Алва”, что привело к неоднократному подтоплению населенных пунктов Талапкер, Караоткель, Каражар, Жанажол, Акмол водами реки Нура. Неоднократные обращения по ремонту этого гидротехнического сооружения Министерством национальной экономики оставляются почему-то без рассмотрения.
Кстати, в Казахстане отсутствует специальное законодательство по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Хотя Министерством сельского хозяйства еще в 2008 году был подготовлен соответствующий законопроект.
Но правительство, с учетом рекомендаций межведомственной комиссии по работе с проектами законов, посчитало нецелесообразным принимать отдельный закон, и его положения были внесены в виде поправок в Водный кодекс, принятый в начале 2009 года.
Опять же небесполезно привести зарубежный опыт в этой области. В качестве основного законодательного документа регулирования отношений по вопросам безопасности плотин в Российской Федерации, например, разработан и принят Закон “О безопасности гидротехнических сооружений”. Аналогичные законы действуют в Узбекистане - с 1999 года и Таджикистане - с 2010 года.
Не говоря уже о большинстве европейских стран, в которых обеспечение вопросов безопасности плотин осуществляется на основе специального законодательства, а в некоторых из них созданы органы, которые самостоятельно занимаются этими вопросами.
В Казахстане же, к сожалению, выполнять такую задачу так называемые бассейновые инспекции комитета по водным ресурсам не в состоянии. В них отсутствуют собственная материально-техническая база, оборудование и аппаратура для проведения оценки и анализа состояния плотин, они не оснащены электронной связью. При этом обеспечение безопасности гидротехнических сооружений не выделено отдельной бюджетной программой. По этой причине трудно оценить ресурсные потребности и фактические затраты по повышению надежности, то есть доля затрат на обеспечение безопасности может оказаться на порядок ниже требуемой.
Эксперты считают, что сегодня назрела необходимость разработки и принятия законопроекта по безопасности гидротехнических сооружений. Он позволил бы урегулировать правовые отношения в этой сфере, проводить работы по реконструкции существующих и строительству новых водохозяйственных объектов, привлекать инвестиции, в том числе внешние, сохранить экологическое равновесие бассейнов водных объектов.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение