Алла Иванилова Гидротехнические сооружения республики сегодня являются бомбами замедленного действия. Многие из них находятся в аварийном состоянии. Однако сей факт почему-то не сильно беспокоит чиновников либо об этой проблеме вспоминают лишь после очередного ЧП
Вопрос безопасной и надежной эксплуатации гидротехнических сооружений приобретает особую актуальность в современных условиях. Эти объекты относятся к так называемым системам с потенциальной опасностью из-за огромных запасов воды, в них сконцентрированных. Не надо быть специалистом, чтобы представить себе опасность разрушения плотины, которое может повлечь за собой необратимые последствия. В Казахстане действует 319 водохранилищ, из них 81 находится в республиканской собственности, 201 - в коммунальной, 36 - в частной и одно можно назвать как бы бесхозным (Манап в Кызылординской области). Кроме того, имеется свыше 590 дамб и плотин, в том числе 35 - в республиканской собственности, 424 - в коммунальной, 79 - в частной и 53 - без установленных хозяев. Строительство и возведение многих гидротехнических сооружений пришлось на 60-80-е годы прошлого столетия, то есть это советские сооружения. Сегодня из 653 таких объектов в срочном ремонте нуждаются 268, в том числе 28 крупных. Длительный срок эксплуатации без реконструкции и ремонта, влияние климатических, сейсмических воздействий в местах расположения постепенно приводят к их износу. В частности, выработанный ресурс водохозяйственных объектов уже превышает 60 процентов, а по техническому состоянию - это повышенная аварийная опасность. Свидетельством этого являются произошедшие в последние годы в стране чрезвычайные ситуации. К примеру, наводнение, вызванное прорывом плотины в селе Кызылагаш в Талгарском районе Алматинской области, размыв плотины водохранилища Кокпекты в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области и другие подобные происшествия. В течение трех последних лет складывается критическая ситуация в Целиноградском районе Акмолинской области, связанная с неисправностью системы лиманного орошения “Алва”, что привело к неоднократному подтоплению населенных пунктов Талапкер, Караоткель, Каражар, Жанажол, Акмол водами реки Нура. Неоднократные обращения по ремонту этого гидротехнического сооружения Министерством национальной экономики оставляются почему-то без рассмотрения. Кстати, в Казахстане отсутствует специальное законодательство по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Хотя Министерством сельского хозяйства еще в 2008 году был подготовлен соответствующий законопроект. Но правительство, с учетом рекомендаций межведомственной комиссии по работе с проектами законов, посчитало нецелесообразным принимать отдельный закон, и его положения были внесены в виде поправок в Водный кодекс, принятый в начале 2009 года. Опять же небесполезно привести зарубежный опыт в этой области. В качестве основного законодательного документа регулирования отношений по вопросам безопасности плотин в Российской Федерации, например, разработан и принят Закон “О безопасности гидротехнических сооружений”. Аналогичные законы действуют в Узбекистане - с 1999 года и Таджикистане - с 2010 года. Не говоря уже о большинстве европейских стран, в которых обеспечение вопросов безопасности плотин осуществляется на основе специального законодательства, а в некоторых из них созданы органы, которые самостоятельно занимаются этими вопросами. В Казахстане же, к сожалению, выполнять такую задачу так называемые бассейновые инспекции комитета по водным ресурсам не в состоянии. В них отсутствуют собственная материально-техническая база, оборудование и аппаратура для проведения оценки и анализа состояния плотин, они не оснащены электронной связью. При этом обеспечение безопасности гидротехнических сооружений не выделено отдельной бюджетной программой. По этой причине трудно оценить ресурсные потребности и фактические затраты по повышению надежности, то есть доля затрат на обеспечение безопасности может оказаться на порядок ниже требуемой. Эксперты считают, что сегодня назрела необходимость разработки и принятия законопроекта по безопасности гидротехнических сооружений. Он позволил бы урегулировать правовые отношения в этой сфере, проводить работы по реконструкции существующих и строительству новых водохозяйственных объектов, привлекать инвестиции, в том числе внешние, сохранить экологическое равновесие бассейнов водных объектов.
Астана |