Известный казахстанский экономист, доктор экономических наук Булат Хусаинов так прокомментировал в интервью информагентству КазТАГ обнадеживающие данные о рейтинге Казахстана:
- В прежние годы мы предпочитали исследования Давосского форума. Была поставлена задача войти в его рейтинге в число 50 конкурентоспособных государств. Давосский форум рассматривает 134 государства. Хотя некоторые страны просто не сотрудничают с ними. К примеру, из стран СНГ Узбекистан в прошлом году один раз сотрудничал, а в этом году отказался.
А в лозаннском рейтинге рассматривается всего 56 стран. Казахстан вошел в этот список впервые в этом году. Всего же в мире, как известно, более 200 государств.
Поэтому сообщение Минэкономики о том, что Казахстан в списке IMD занял 39-е место, вызывает недоумение. То есть даже в этом коротком перечне стран мы оказались во второй половине списка. Считаю некорректной информацию о том, что Казахстан “оказался в числе 40 наиболее конкурентоспособных стран мира”.
И некорректность этого объявления связана с несколькими пунктами. Во-первых, как я уже отмечал, IMD рассматривает всего 56 стран. Во-вторых, Казахстан там впервые, и непонятно, ушли ли мы вверх, или упали. Не с чем сравнивать. И в-третьих, еще раз повторяю, 39-е место из 56 стран - это, как ни крути, нижняя половина списка стран, участвующих в рейтинге.
- А как наша страна попала в этот короткий лозаннский рейтинг?
- Как они определяют наш уровень конкурентоспособности, по каким критериям? Кто платит - того и рассматривают! Тут простая арифметика. Не надо мудрствовать лукаво.
Это частный институт, который вряд ли станет заниматься благотворительностью.
Просто в прошлом или позапрошлом году представители IMD приезжали на конференцию в один из наших казахстанских институтов, где и состоялся, по всей видимости, какой-то договор или соглашение, в соответствии с которым они теперь проводят “альтруистские” исследования.
- Булат Доскалиевич, как, по-вашему, казахстанцам следует относиться к озвученным министерством экономики и бюджетного планирования известиям о присужденном рейтинге?
- Мой коллега, авторитетный казахстанский экономист Канат Берентаев называет это: манипулирование общественным мнением. А на самом деле это - эквилибристика статистическими данными и их неквалифицированная интерпретация.
- И кого же пытались ввести в заблуждение? На кого хотят воздействовать этими информационными сообщениями о наших грандиозных экономических успехах?
- Думаю, что и народ, и главу государства пытаются ввести в заблуждение. Видимо, в сложившейся ситуации возникла необходимость преподнести какую-то информацию, что Давосский форум - это еще не окончательный приговор.
Считаю, что не нужно фиксировать то, что делают международные организации, на каком месте мы находимся. Необходимо проводить реальную работу по повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Мне представляется, что начиная с 2002-2003 годов в стране нет последовательной экономической политики. То правительство проводит политику импортозамещения, хотя в реальности это называется программой сотрудничества отечественных производителей с транснациональными корпорациями. Затем у нас самым модным словом стало - “кластер”. Мы создавали кластеры, прототипами которых в советские времена являлись территориально-производственные комплексы. Теперь у нас программа “30 корпоративных лидеров”. Но на рынке так не бывает!
Марат Усманов, КазТАГ |