|
Ирина Гайкалова
Дети и книги. “Как приучить ребенка к чтению?” - сегодня этот вопрос волнует многих родителей, вышедших из поколения “самых читающих людей в мире”. Печально, но мы все больше теряем традиции чтения и не передаем их своим детям
Недавно в немецком Франкфурте-на-Майне прошла известная на весь мир книжная ярмарка “Бухмессе-2008”. Каждый год это мероприятие собирает около трехсот тысяч гостей из более чем ста стран. Нынешняя, несмотря на финансовые кризисы, собрала рекордное количество людей и достойно отметила свой юбилей. А для нас это событие - повод еще раз взглянуть на проблему чтения в Казахстане.
Почему мир читает, а мы не читаем? - это вопрос из разряда риторических. К таким же относится и другой: почему мир издает так много, а мы - так мало? Так уж получилось, что мы - самые читающие в мире, внезапно оказались на задворках мирового рынка литературы. Но разве это повод, чтобы опустить руки и забыть все традиции чтения, которые когда-то присутствовали и здесь, и в любой другой республике СНГ?
Конечно, нет. Но факт остается фактом - местоположение книги в нашем обществе одно из самых низких. По данным, опубликованным на сайте Национальной библиотеки, сегодня читает менее 50 процентов взрослого населения. Сколько читает детей и что они читают - на этот вопрос никто не знает ответа.
Почему в этой проблеме следует обратить внимание прежде всего на детей - кажется, не стоит объяснять. Единственное, что нужно сказать: традиции чтения должны закладываться, прививаться, чтобы не прерывалась связь поколений.
Читающий ребенок - самый добрый символ общества. И пока еще рано говорить о том, что традиции чтения могут потерять свою значимость и ценность. Ведь сохранить любовь к книге, в первую очередь, дело взрослых. Однако пока именно на родителях лежит обязанность и особая миссия - привлечь ребенка к чтению. Осознают ли они это? Воспитатель-педагог Надежда Ефимова говорит: “Сегодня в детский сад часто приходят дети четырех лет, которые не имеют понятия о книгах, о том, что их можно читать, а не только рассматривать картинки, они не знают стихотворений наизусть. Это говорит о том, что родители не уделяют внимания детскому чтению. А потом этот пробел трудно исправить”.
|
Читающие дети - надежда нации |
Однако - можно. Как отмечает специалист, самым лучшим способом является организация постоянного общения ребенка с книгой. Это может происходить следующим образом: взрослые регулярно читают ребенку книжку.
Надо добиться, чтобы у ребенка появились свои любимые книжки, чтобы они могли выбирать, что им хочется услышать в данный момент. Часто дети буквально мучают родителей, требуя от них чтения одной и той же книжки по сто раз. Но этого не следует опасаться: просто дети любят постоянство. Даже в чтении книг. Зато потом, после такого штудирования, они могут процитировать книжку с любого места без специального заучивания. Это тоже успех!
Затем, когда ребенок овладевает грамотой, читают по очереди: немного ребенок, остальное - родители, причем постепенно родители читают все меньше, а ребенок - все больше. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка читать насильно, надо постараться заинтересовать его чтением, подбирать книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
Задача состоит в том, чтобы ребенок полюбил чтение. Для этого нужно найти книгу, которая бы задела, увела в мир фантазии, увлекла, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. Говорят, что после такой книги человек начинает читать и эта привычка остается на всю жизнь.
О качестве покупаемой литературы тоже нужно серьезно заботиться. Ведь сейчас среди вала книг много “ширпотреба”, графоманской литературы. Хорошо, если родители будут приглядывать за тем, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги. Пример чтения должны показывать сами родители. Давно замечено - в читающей семье ребенок тоже читает. Надо уметь наслаждаться чтением и выработать у детей отношение к чтению, как к удовольствию. Хорошо бы записать ребенка в библиотеку. Поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем, сама библиотечная обстановка - особая атмосфера, которая тоже способствует развитию любви к книгам.
Признаком интеллигентного человека всегда была любовь к хорошей литературе, которая воспитывается с раннего детства. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет, когда вырастет. Книга - не только источник знаний, книга воспитывает и формирует сознание, так как через книги происходит передача нравственных ценностей и норм от поколения к поколению. Нельзя не сказать и о том, что задача культивирования книги и чтения лежит на плечах государства. Далеко не все родители будут следовать рекомендациям специалистов и прививать навыки чтения детям, если в обществе никому эта проблема не интересна.
Праздники книги, ярмарки, развитие интернет-ресурсов, доступных для взрослых и детей, культурные мероприятия, посвященные книге, - все это могло бы исправить положение. Правда, когда это случится, если на дворе мировой кризис? Книга, похоже, снова осталась уделом избранных, а привитие навыков чтения - головной болью немногих родителей. |