ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Вечные ценности Исследования

Алан Байтенов
Специалисты подсчитали - общий объем глобального арт-рынка в 2015 году составлял примерно 50 миллиардов евро. Этот показатель, наконец, превысил уровень исторически удачного 2007 года - 48 миллиардов евро.
Отчасти этому способствует, анализируют эксперты, нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках. Самыми надежными способами сохранения капитала (пусть не всего, а хотя бы части) по-прежнему остаются драгоценные металлы, предметы искусства и антиквариат.
Во всем мире эта отрасль кроме прибыли частным инвесторам приносит существенный доход и государству в качестве налогов со сделок. Но только в том случае, если государство понимает ценность рынка и создает все условия для популяризации оборота “предметов роскоши”. Проще говоря, понимает, что можно неплохо заработать на желании людей выгодно вложить свои деньги

 

Во всем мире к официальному рынку искусства и антиквариата относятся более чем серьезно. Практически во всех развитых странах мира подобное “увлечение” не только поддерживают и культивируют, но и всячески защищают. Постоянно проводят специальные рейды по выявлению подделок и организовывают показательные судебные процессы, где нечистоплотных дельцов ждет либо многомиллионный штраф, либо лишение свободы. Ну а если на торговле подделками попался некий эксперт, его не только обязательно посадят, но и запретят заниматься оценочной деятельностью пожизненно.
Впрочем, тема подделок и крупнейших в мире скандалов с реализацией пустышек - это достойно отдельного материала. Нас же пока интересует другое - как на этом можно заработать не только отдельному человеку, но и целому государству. Попутно мы расскажем о том, как вложение средств в антиквариат организовывает человека и позволяет снять часть головной боли у представителей правоохранительных органов. Это когда речь идет об антикварном оружии, и коллекционер, что приобрел его дорого и тяжело (оформление бумаг, разрешений), оберегает, к примеру, раритетный клинок или “огнестрел” (обязательно выведенный из боевого состояния) лучше любой полиции.
Но об этом чуть ниже. А пока мы предлагаем некоторые цифры. Официальный мир предметов искусства, антиквариата, можно сказать, поделен на три части. Две из них принадлежат всевозможным аукционным домам. Наиболее крупные - Sotheby’s и Christie’s. А третья - галереям, антикварным магазинам и лицензионным брокерам. В общей сложности, если опираться на информацию из открытых источников, аукционным домам принадлежит более 47 процентов всего мирового официального рынка предметов искусства и старины. Что касается наиболее крупных, то в 2011 году оборот Sotheby’s составил около 5,1 миллиарда евро. При этом операционная прибыль составила свыше 150 миллионов евро. По Christie’s информация несколько свежее - суммарный оборот в 2015 году этого аукционного дома составит более 6,5 миллиарда евро. Доход, считают аналитики, зафиксирован на уровне 179 миллионов евро.
Главное в этом потоке цифр - налоговые поступления. Возьмем некий минимум - 10 процентов. Тем самым можно предположить, что каждый из этих аукционных домов принес прибыль родному государству около 15 и 18 миллионов евро соответственно.
Вот еще несколько цифр. Здесь мы назовем главных фаворитов всех аукционов мира. Абсолютный лидер - Пабло Пикассо, его работы продали на 577 миллионов евро. Далее Энди Уорхол - 403 миллиона евро. Альберто Джакометти и Амедео Модильяни - по 222 миллиона евро. Завершает список самых дорогих Фрэнсис Бэкон - его работы оценили в 206 миллионов евро.
А вот так выглядит рейтинг стран-лидеров по спросу на предметы искусства и антиквариата. Впереди США - общий объем арт-рынка оценивается в 24 миллиарда евро. Далее Великобритания - 11,9 миллиарда евро. Закрывает тройку Китай - жители Поднебесной в 2015 году приобрели культовых ценностей на 10,5 миллиарда евро.
Рынок антиквариата и прочих предметов искусства часто сравнивают с фондовым рынком. Аукционные торги - с биржевыми. Одна лишь разница - предметы искусства и антиквариат не в пример стабильнее пакетов акций крупных компаний. Отчего все больше обеспеченных людей мира стремятся вложить свои деньги в так называемые вечные ценности.

 

 

Разные лиги - дело одно

В целом в государстве, где вложение средств в предметы искусства и антиквариат культивируется и поддерживается, можно определить некую пирамиду. Внизу находятся дилеры-частники, которые постоянно что-то ищут, покупают и продают. Как правило, это искусствоведы, музейные работники, люди с художественным или историческим образованием. В общем, те, кто знает толк в деле и имеет некий капитал.
Следующая ступень - владельцы антикварных магазинов. Еще выше - владельцы галерей, салонов. По схеме они также активно скупают и продают предметы искусства и антиквариат. Ну и на пике пирамиды - крупные коллекционеры. Их мало кто знает, и они, как правило, не часто расстаются со своими экспонатами. Слово “экспонат” очень кстати - их коллекции могут запросто поспорить по уникальности с коллекциями крупнейших музеев мира.
Подобный расклад возможен в том государстве, где законы позволяют беспрепятственно и беспошлинно ввозить в страну культурные ценности. Тем самым еще и стимулируя возвращение капитала на родину. Параллельно с этим ведется серьезная борьба с теневыми рынками антиквариата. Опять-таки прямая заинтересованность государства в легитимности и чистоте продаж-покупок. Ведь в казну идут налоги только с официальных торговых площадок, а все, что в тени, недосягаемо. Покупателям подобное отношение также интересно, официальная продажа - гарантия подлинности вещи и, как следствие - надежности вложений средств.
Казахстан, как бы ни хотелось это признавать, - исключение. Большая часть сделок полулегальна. Подобное происходит только из-за наших законов, когда человеку запрещено не только вывозить из страны антиквариат, но и, что абсолютно нелогично, ввозить. О какой культуре цивилизованного вложения средств и появлении цивилизованного рынка предметов искусства и антиквариата можно говорить при таком отношении? Государство само лишает себя возможности заработать на увлечении граждан и, по сути, желании сохранить свои деньги.
А ведь люди готовы платить почти за все. Даже за, казалось бы, “хлам” из гаража или сарая. Но это как посмотреть - ведь порой попадаются действительно уникальные вещи. Кстати, в США спрос на такой “продукт” создают искусственно. В популяризации этого направления задействованы все ресурсы - начиная с “разрешительных” органов (минимум проволочек с оформлением сделок) и заканчивая телевидением. Мы же видим, как это отлично работает: в последнее время нам показывают великолепные шоу, где народу доходчиво показывают и рассказывают - как, что и куда лучше продавать. Тут же появляются специально обученные дельцы с лицензией, которые могут сами приехать, почистить ваше “хранилище хлама”, а еще и денег отсыпать. А потом перепродать в частную коллекцию или музей.
Это, безусловно, дает свой эффект - налоговые поступления только за 2012 год с этой отрасли возросли на 64 процента (по сравнению с 2010 годом, когда только начали разрабатывать эту идею) и составили около 9 миллионов долларов США. Сегодня движение “торговля хламом” серьезно набрало обороты и, по оценкам специалистов, ежегодно приносит государству в среднем 11-12 миллионов долларов в качестве налоговых поступлений. Не такой уж и “хлам”, если разобраться.
В плюсе и те, кто избавился от ненужных вещей, - у них появляются средства на приобретение все новых товаров. Тут же включаются в дело реставраторы, оценщики и брокеры - самозанятые люди, которые живут за счет любительского рынка антиквариата. Вот и получается, что условно “старье” поддерживает экономику всего государства - все эти деньги, в конце концов, инвестируются в промышленный или аграрный сектор. Что, безусловно, также выгодно государству. Всего-то надо создать правильные условия - показать, где выгодно, и не мешать.
К слову, в Лондоне на 14 миллионов жителей приходится более двух тысяч антикварных магазинов, более 40 аукционных домов и галерей. При этом, как и в любой другой продвинутой стране мира, ввоз ценностей всех культур только поощряется. Великобритания, можно сказать, мировая столица, мировой рынок антиквариата и предметов искусства. Англичане еще в XVIII веке поняли, что нестабильная ситуация на рынке недвижимости, ценных бумаг ничто по сравнению с гарантией безопасности вложений в антиквариат и искусство.

 

 

Упущенная выгода
Что имеем мы? У нас, к сожалению, созданы все условия для того, чтобы этого увлечения, обогащения культуры попросту не существовало. Начнем с таможенной службы. Еще можно понять, когда наши таможенники стоят на страже границ и следят за вывозом предметов, которые могут рассказать об истоках наших народов и пока еще не изучены в полной мере. Мы можем понять, когда запрет касается уникальных ювелирных украшений, предметов быта и даже древнего и средневекового оружия. Мы поддерживаем запрет, когда вещь в целом является археологической и научной ценностью. Но ведь должен быть определенный каталог, где конкретно прописано и доказано, что является запретным к вывозу экспонатом, а что “ширпотребом”. Сегодня получается, что все зависит от уровня образованности таможенника: посчитал он нечто культурной и исторической ценностью - запретил. Нет - разрешил и выпустил из страны. И здесь необходим комплекс мер - к составлению подобного документа должны быть привлечены сотрудники археологических музеев и институтов. Однако этим надо заниматься, а государству, как мы видим, попросту не до этого.
Но больше всего разочаровывают сообщения типа “Доблестная таможенная служба предотвратила ввоз крупной партии уникальных предметов старины и коллекции современного искусства...”. Запрещен, повторим, что совершенно нелогично, даже ввоз предметов искусства и антиквариата. И удастся ли тебе привезти в Казахстан частицу чужой культуры, разнообразив свою, зависит только от настроения специалиста таможенной службы. И ты, будучи за границей, совершенно не уверен - пустят ли тебя домой с твоими приобретениями. Сможешь ли ты свободно привезти коллекцию марок, ламповых приборов, винтажную посуду, монеты, папирусы или одежду - в общем, все, что является интересным, и все, что можно показать своим соотечественникам. А еще увлекательно и в подробностях рассказать историю предмета.
Это маркер происходящего - государство почему-то не заинтересовано в появлении полноценного, открытого и официального рынка искусства и антиквариата. Даже несмотря на то, что это движение сможет приносить реальные финансовые поступления в бюджет страны. Удобно было бы связать такое положение дел с лобби нескольких достаточно крупных по нашим меркам организаций, которые официально живут на продаже антиквариата и предметов искусства. Их мало, и они не заинтересованы в появлении свободы приобретения. И вообще, складывается такое ощущение, что кто-то, пользуясь случаем, усугубляет атмосферу закрытости, вынуждая говорить шепотом и с оглядкой. Так, на всякий случай, чтобы цену не снижать.
К слову, в Казахстане самые высокие цены на предметы искусства и антиквариат - нынешние порядки убивают всякое желание заниматься столь полезным и увлекательным делом.
Такое отношение государства приносит массу проблем и криминализирует эту сферу. Честный человек, который готов платить как за предмет, так и налог с его приобретения, буквально вынужден идти на черный рынок. И каждая такая покупка только поощряет черных дельцов. Деятельность вне закона может и отталкивать увлекающегося человека, реального покупателя - нет никаких гарантий, что он не приобретет подделку и не потеряет деньги вместо того, чтобы сохранить.
Опять же нелогично получается - правоохранительные органы рьянее следят за законопослушными коллекционерами. Особенно за теми, кто увлекается старинным оружием. Мол, раритетные клинки и стволы должны быть сертифицированы. Для этого мы нанесем соответствующие номера. Подумать только, на оружие, к примеру, XVIII века современный номер! Ну а как же - безопасность превыше всего! Однако все мы знаем, что гораздо проще убить кухонным ножом, выстрелом из магазинного охотничьего карабина, чем раритетными штыком, саблей или выстрелом из мушкета. Помимо того, что это неудобно, это еще и дорого - потом ведь надо будет избавиться от орудия убийства, что стоит полторы, две, пять тысяч долларов.
А как пополнять коллекции, когда существуют запреты на ввоз давно уже “отвоевавшего” свое оружия? Или вот такое обязательное требование - держать исторически ценное оружие в сейфе. Кому же тогда его показывать и рассказывать увлекательные истории возникновения вещи?
Сотрудники правоохранительных органов забывают об одном - истинный коллекционер никому не доверяет. В том числе и полицейским, которые вроде должны предотвратить кражу или ограбление. Он сам позаботится о себе, сейфе, сигнализации и, если это понадобится, о вооруженной охране. Ведь в его коллекции уникальная, дорожайшая для него вещь, что он, учитывая наши законы, приобрел с невероятным трудом и сложностями. А тут, мол, кто-то сомневается, он растяпа, и его так просто обмануть и ограбить - серьезное оскорбление.
Но об этом и о том, как профессиональные коллекционеры с легкостью способны снять часть обязанностей с наших полицейских и как “открыть” официальный, чистый рынок антиквариата и предметов искусства у нас в государстве, мы поговорим в следующем материале.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение