|
Сагымбай Козыбаев
Дни и ночи Куттыкадама В нашей журналистской практике есть расхожая фраза, которую прививаем студенческой поросли: “Пишешь материал - хватай сразу быка за рога”. Имеется в виду, когда необходимо с первых строк помнить об изначальном - главном факте, событии или человеческой судьбе, заставляющем взяться за перо. А сегодня для меня этим фактом является одно - моему другу-единомышленнику, видному публицисту-писателю, одному из знаковых фигур отечественной прессы, академику Академии журналистики Казахстана, человеку, как никто блестяще освоившему секреты русской словесности, имя которого все эти годы у всех на устах, - Сейдахмету Куттыкадаму - исполняется 70 лет. Жизненный порог, который казахами принято называть белесом. В такую веху нужно, прежде всего, держать отчет перед самим собой - что сделано за человеческий век? А сделано многое - сотни острых актуальных публикаций, несколько книг, ставших бестселлерами, работа главным редактором ряда газет и журналов. Последние десять лет он возглавляет старейший в стране журнал “Мысль”. Имя нашего юбиляра уже вписано в анналы постсоветской истории Отечества. Он не остался на обочине общественно-политических событий и бурь, как со многими произошло на переломе эпох, а с присущей ему неуемностью сердца и болью за нацию засучил еще больше рукава, показав соотечественникам, какими должны быть понятия чести, долга, гражданственности. Вот уже почти тридцать лет нас связывает большая сердечная дружба - и человечески, и творчески. Мы познакомились на заре независимости. Идеологи новой волны во главе с Куанышем Султановым, неугомонным, всезнающим и ответственным министром информации (а Сейдахмет тогда был вице-министром), рьяно взялись идеологически обеспечить молодому государству его суверенитет.
|
Сейдахмет Куттыкадам
|
Сегодня не мешает вспомнить то интересное, захватывающее время. Крушение тоталитарного режима, крах коммунистических идей, отмена цензуры в условиях парада суверенитетов и независимости бывшими республиками Советского Союза вызвали своеобразную революцию в средствах массовой коммуникации. Сейдахмет Куттыкадам волею судеб оказался в самом эпицентре этих событий. А трудностей было хоть отбавляй. Новое информационное мышление складывалось отнюдь не просто. Путь к подлинной свободе прессы был усеян шипами и подводными рифами. Была именно та ситуация, когда бывший советский электорат потерял прежние ориентиры и надо было найти новые принципы и особенности свободного потока информации. Казахстан, как часть молниеносно развалившейся на глазах большой единой страны, должен был заложить первые позитивные шаги развития, доказать миру свою идентичность, определить основы демократической государственности. Обосновать и провести все это в жизнь - нужна идейная платформа, пропаганда. И, чтобы все считались, своевременно войти в мировое информационное пространство. Пришла идея проведения Всемирного семинара ЮНЕСКО по независимым СМИ в Алматы. Было это в 1991 году. На нем, как известно, была принята Алматинская декларация, давшая импульс развитию всей мировой прессы, особенно развивающихся стран. Параллельно это были истоки новой отечественной демократической журналистики. Мне приятно об этом вспомнить, ибо единственный тогда в стране факультет журналистики КазГУ, который я возглавлял, с командой Сейдахмета был активным помощником организационного проведения данного всемирного семинара, участниками которого стали делегаты более чем из ста стран. В результате, как грибы после дождя, появились десятки независимых газет, затем - телеканалы и радиостанции. Именно благодаря активности Сейдахмета Куттыкадама и его коллег появились новые печатные органы как отражение появившейся свободы: “Панорама”, “Караван”, “Республика”, “Руан”, “Сухбат”, “Избиратель”, “Аманат”, “Желтоксан”, “Иман”, “Азат”, “Аруана”, “АБВ”, “Эй”, “Доживем до понедельника” и другие. Телеканалы в Алматы - КТК, “Тан”, “Тотем”, “31 канал”, ТВ “М”, в областных центрах - десятки других. Как и предсказывали новые казахстанские идеологи, и Куттыкадам в числе первых, наше государство в области революционного взрыва в средствах массовой информации прошло то, что было ранее в восточноевропейских странах. И на первом этапе, как и там, СМИ Казахстана сыграли ведущую роль в перестройке политической жизни. Являясь платформой для выражения различных точек зрения, они во многом способствовали формированию новых политических партий и движений. Будучи в эти годы главным редактором журнала “Арай-Заря”, газет “Дауiр - Время”, “Эпоха”, Сейдахмет Куттыкадам вел большую аналитическую работу, прогнозируя дальнейшее развитие демократических процессов в стране. Он активно участвует в политической и общественной жизни Казахстана, становится председателем общественного движения “Өрлеу”, сопредседателем Форума демократических сил Казахстана, входит в руководство партии “Настоящий Ақ жол”. Свобода, однако, длилась недолго, и эйфория прошла. Борьба партий и движений за власть обострилась. Рынок стал диктовать свои условия. Прекратились государственные субсидии, поползли вверх цены на бумагу, полиграфические и почтовые услуги. Наконец, появились конкуренты, зачастую весьма “агрессивные”, участились межинформационные конфликты государственных и негосударственных изданий, телеканалов. “Караван”, “Казахстанская правда”, “Вечерний Алматы”, “Егемен Қазақстан”, структуры телевидения выясняли отношения по тем или иным проблемам властных структур и стали зеркалом корпоративных интересов. Казахские издания сделали крен в сторону национального самосознания, перегибая палки и ломая порой никчемные копья. Пропаганда доселе неизвестных батыров сотен аулов и восхваления ныне живущих дошли до пика. Некоторые журналисты стали объектом противоборства высших структур власти (синдром Квятковской, межжурналистские конфликты, получившие общественный резонанс, - “дело” Мукашева, Дуванова, Бекетовой, Савицкой и других). Это стало новым витком развития СМИ. Эти и другие процессы становятся объектом внимания и публицистического интереса Сейдахмета Куттыкадама. Особой популярностью среди читателей пользуются его регулярные колонки обозревателя в известной газете “Аргументы и факты”. Имя его, как одного из известнейших русскоязычных публицистов, выходит далеко за пределы Казахстана. А газета благодаря его публикациям резко повышает свой тираж. В 2001 году он был принят единогласно в состав только что созданной Академии журналистики Казахстана. ...Наступил 2006 год. Сейдахмета Куттыкадама избирают главным редактором журнала “Мысль”. Старейшего в стране, которому без малого сто лет. Носивший в свое время идеологический характер, журнал под руководством С. Куттыкадама стал мировоззренческим. Отсюда поменялись форма подачи публикаций, их содержание, основное внимание стало уделяться вопросам укрепления независимости страны. Но традиции, заложенные его предыдущими главными редакторами - Оразом Исаевым, Мухамеджаном Абдыкалыковым, Федором Боярским, Анатолием Логиновым, Абдешем Калмырзаевым и другими, а также авторами журнала первых лет - С. Сейфуллиным, С. Мендешевым, Т. Рыскуловым, Н. Арыковой, У. Джандосовым, Н. Кульжановой, С. Мукановым, Г. Мусреповым, С. Садвокасовым, Г. Токжановым, А. Уразбаевой, М. Ауэзовым и многими другими, остались неизменными. По сути дела, издание, возглавляемое Сейдахметом Куттыкадамом, является родоначальником всей журнальной периодики Казахстана. В 2009 году вышла книга С. Куттыкадама на русском языке “Служение нации”. В ней рассказывается о выдающихся мировых государственных руководителях - реформаторах, чья деятельность на благо своей родины признана не только соотечественниками, но и мировым сообществом. Представленные в книге мини-портреты Ататюрка, Рузвельта, Махатхира, Эрхарда, Рейгана, Манделы, Ли Куан Ю, Дэн Сяопина, Тэтчер и Валенсы вызвали широкий читательский отклик. Изданная уже в следующем, 2010 году новая книга автора “Казахская драма. На сцене и за кулисами” стала настоящим бестселлером. Она описывает новейшую историю страны. Автор отобрал самые примечательные и значимые свои газетно-журнальные публикации за истекшие двадцать лет, делится своими воспоминаниями непосредственного участника и свидетеля динамичных и порой драматических событий казахстанской политической жизни, ярко и образно рассказывает о том, какие тайные и явные замыслы стояли за известными событиями, рождением, расколом и исчезновением партий и движений, взлетом и падениями политиков и государственных деятелей. Личные встречи и дискуссии со многими знаковыми людьми республики, малознакомые подробности политической кухни Казахстана сделали книгу особенно занимательной и познавательной.
|
Сейдахмет Куттыкадам с коллегами по Академии журналистики
|
В октябре 2013 года Академия журналистики Казахстана в Национальной библиотеке РК презентовала очередную книгу Сейдахмета Куттыкадама “Дао Алтая”. Тематически она существенно отличается от первых книг. “Дао Алтая” - путешествие автора в древнюю историю. Публицист выступает здесь в неожиданном для своих читателей исследовательском жанре - поиске прародины Изначального Знания и описания угроз современной цивилизации. Наряду с этим он предлагает собственную необычную гипотезу о мировой и отечественной истории. В мире накопилось огромное количество древнейших археологических артефактов, которые не находят объяснения в современной науке. Все это говорит о том, что необходим абсолютно новый взгляд на эти вопросы, логично и системно объясняющих их в рамках новой исторической парадигмы. Сейдахмет Куттыкадам и предлагает в книге свои ответы на эти сложнейшие вопросы. Новое произведение публициста-писателя особенно актуально сейчас, когда модернизации прошлого в рамках программы “Народ в потоке истории” уделяется большое внимание. ...Горячее сердце Сейдахмета, его природное бунтарство, настоянное на несправедливостях бытия, общественные катаклизмы, неизбежно приводящие к политике, - это его дни и ночи многих лет. При встрече прошу лишь быть аккуратным и крайне бдительным. Ну их к черту - эту годуновскую смуту казахского пошиба, эту неопределенность происходящих событий, мелкотемье жизни, забирающие потенциально лучшие годы. Как-то выдвинул факт признания - есть профессиональная у Академии журналистики Казахстана премия. “Ты ее достоин”. Сейдахмет скромен и неумолим как никто - на следующий день в приватной беседе по телефону просит меня не делать этого шага. Я согласен. И все же не совсем. Ведь признание имеет всегда широкий смысл. Это как необходимое “спасибо” человеку-творцу. Родники попадаются нечасто. И Академия журналистики Казахстана наградила его высшей персональной общенациональной журналистской премией “Алтын Самұрық” за выдающийся вклад в отечественную журналистику. ...Почитайте Сейдахмета. И вкусите ни с чем не сравнимую радость присутствия ума и мудрости. Пообщайтесь с Сейдахметом. Дорогого стоит дружба с человеком-радетелем. Пожелаю лишь здоровья. Все остальное приложится.
|
Памятник Суюнбаю в Талдыкоргане
|
Компромисс В несчастливую цифру приходится верить. Лишь от того, что она порой как бы все время вдогонку. Так, злосчастное 13 - номер моих и дома, и служебного кабинета. Вся жизнь в них ведь проходит. И многое другое с числом этим попутно связано. Ничего вроде, не смертельно, живу. Цифра 13 неожиданно напомнила о себе на днях в Талдыкоргане. В этом тихом, несуетливом, похожем на деревню городе. Виной тому местный коллега-профессор. Словам его как бы вначале не поверил. А суть в следующем. До недавнего времени в городе было двенадцать памятников (значительных бюстов, обелисков) знатным личностям, причем как бы поровну - по шесть - представителям известных казахских племен, жалаирам и найманам, живущим здесь исконно в веках. Среди них Кабанбай батыр, акын Сара, Ескельды би, Кадыргали Жалаири, Ильяс Жансугуров, Каблиса жырау... При очередном, тринадцатом по счету, памятнике возникла небольшая заминка - теперь кому он должен предназначаться, приоритету какого рода достаться. Ретивые чиновники всегда подстраховываются. Их можно понять. Когда спало торжественное покрывало с памятника, взору предстал лик Суюнбая (Cүйінбай Аронұлы) - великого акына-шапыраштинца, чей 200-летний юбилей справила нынче вся республика. Правильно, Суюнбаю надо ставить повсеместно памятники, лишним не будет. Гений - он и в Занзибаре гений. Остались довольными и найманы, и жалаиры. Как говорится, и овцы целы, и пастух жив, извиняюсь, волки сыты. А я, всю жизнь проповедующий принцип “не делить бедных четырех казахов на шестерых”, также одобрительно отношусь к такому выбору. Жизнь... Она иногда требует компромисса. Очевидно, так и должно быть.
|