|
Сагымбай Козыбаев Два в одном
|
22 марта, в день весеннего равноденствия, в мусульманский Новый год, засела неотвязно в мозгу одна мысль “Два в одном”. Не о шампуни речь. Другая аналогия: именно в этот день, 22 марта 1832 года, умер Гете, замерло сердце титана. Раскрою свою мысль. В конце 70-х годов, еще при СССР и ГДР, я неспешно посетил эти города: Гота, Эрфурт, Эйзенах. Благословенная земля Тюрингии. Сплошь в лесах, в цветах, все вокруг в немыслимой для нашего совкого понимания ухоженности. Ничто не напоминает о былых катаклизмах, о фашизме. Кончается один город-городишко, начинается другой. И все они связаны с именами гениев - Мартина Лютера, Баха, Шиллера, Листа, Гете. С древней крепости над рекой Хейзель обозреваю растянувшийся до горизонта лесной массив. Сопровождающий коллега-немец поясняет: “Здесь граница с ФРГ, а сюда Саксония, вот туда Веймар. Куда поедем?” Конечно же, в Weimar! Центр немецкого просвещения и духа, город с тысячелетней историей. Родина Гете, здесь он родился, творил, прожил всю свою жизнь, обрел бессмертие. Полдня мы посвятили автору Фауста, в городе - его музей. Но мне хотелось побывать еще в одном месте. Здесь, по сути, в черте города - Бухенвальд, первый концентрационный лагерь фашизма, один из двадцати основных Третьего рейха. Эта фабрика смерти была создана еще в 1937 году. В живописном месте на горе Эттерсберг. Концлагерь был оснащен всеми средствами для массового уничтожения людей - газовыми камерами, крематориями, специальными приспособлениями для казней. Причем Бухенвальд стал своеобразной опытной базой для создания к началу Второй мировой войны и других подобных лагерей - Дахау, Заксенхаузен, Флоссенбюрг, Маутхаузен, Равенсбрюк. Бухенвальд имел более 60 внешных рабочих команд и филиалов в различных местах фашистской Германии. В сентябре 1941 года узниками концлегеря стали советские военнопленные. Всего через него прошли более 200 тысяч человек. Из них десятая часть - умерщвленные советские граждане, есть среди них и казахи. Над заключенными в спецальных лабораториях производились преступные медицинские эксперименты - их подвергали стерилизации и кастрации. Едем в лагерь. Время от времени тишь воздуха тревожит звук метронома. На главных воротах Бухенвальда сохранившаяся крупно надпись из трех слов: “Jedem das seine! - Каждому свое!” Вдуматься только: нам, хозяевам, - благоденствие, а вам, сюда входящим, - тлен. А лик смерти немцы, вынужденные в 1958 году открыть здесь мемориальный ансамбль, преподнесли все же по-своему: оставлены не все бараки, печи и газовые камеры. Ровно столько, чтобы иметь общее представление. Есть, правда, аллея рельефных стел об истории лагеря и борьбе узников, три братские могилы, в небольшом отдалении - карьер, о чем посетители и не догадываются. Ясный день в щебете птиц. И буйная вокруг зелень. О былом ни намека. Просто думаешь о жизни и смерти. Ведь здесь, в Веймаре, была провозглашена, по сути, здравица Гете. Но и здравица Гитлеру. Мы выбираем первое. Хотя Гете и в страшном кошмаре не могло присниться, что здесь, в его милом родном Веймаре, через столетие с хвостиком возникнет зловещий Бухенвальд, что геенны огненные будут руководить адом на земле. И все же титан мысли был гениально прозорлив. Ведь о чем “Фауст”, его бессмертная трагедия? Фауст сражается со злым духом и дьяволом, со своим искусителем и спутником Мефистофелем, который предлагает ему власть, земные блага в обмен на душу. Но мятежная душа ад не приемлет. Он писал “Фауста” всю свою жизнь, трагическое мироощущение не покидало поэта-мыслителя ни на миг. Его гуманистическая скорбь - “сатана правит балом” - была настолько провидческой и философски наглядной и через век. Да и сегодня эта скорбь Гете стопроцентно ложится на современную почву. Когда прогресс, разум, тяга к знаниям соседствуют с косностью, невежеством, нищетой и тиранией. Душа и ад соседствуют рядом. Поразительно! Не об этом ли - очевидной вроде истине, конечном верховенстве добра над злом - и была засевшая в мозгу мысль “Два в одном”...
|
Ворота Бухенвальда
|
Любовный хмель “И песня ваших нежных плеч Уже до ужаса знакома...’’ “...Вползи ко мне змеей ползучей, В глухую ночь оглуши, Устами томными замучай, Косой черной задуши...” Эти строки поэтов посвящены не законным женам, а любовницам. Так мир обретает гениальное творение. Начало ХХ века. Расцвет русской поэзии, ее так называемый Cеребряный век. Появляются различные литературные течения. Похоже на то, что было на стыке веков в французской живописи. На устах имена символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов. Подобное происходит, как правило, на волне предчувствия надвигающейся катастрофы, политических изменений. Но жизнь идет своим чередом. Головы кружит любовный хмель.
|
В 1909 году 24-летний Николай Гумилев появляется в Крыму с новой подругой. Он уже известен и как поэт, и как знаток Востока, и как путешественник - покоритель африканских пустынь. Еще не женат. Подругу звали Елизаветой Дмитриевой. Появляются они у Максимилиана Волошина, в которого Елизавета без памяти влюбляется. И далее по законам классического “треугольника”. Девушка разрывается на части, любит обоих. Под таинственным псевдонимом - Лили Чирубина де Габриак - ее выводит в высший поэтический стан сам Волошин. В один день она становится знаменитостью. Самолюбие Гумилева задето. В результате в Петербурге, там же на Черной речке - месте поединка Пушкина и Дантеста, состоялась дуэль. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку. Это была последняя “литературная дуэль “ в России. А судьба-злодейка распорядилась по-своему. Гумилев вскоре женится на Анне Горенко (Ахматова), рождается сын Лев, будущий гений. Поэт вскоре разводится. В 1921 году 35-летнего Николая Гумилева расстреливают чекисты. Была арестована и Елизавета Дмитриева. Сослали в Ташкент, где она умирает от рака. Остались стихи Гумилева о ней, “нежной, бледной в пепельной одежде’’ - Лили де Габриак. Она, кстати, и сама была хорошей поэтессой, ее творчество знакомо, правда, узкому кругу. Ленин - Крупская - Арманд. Маяковский - Осип Брик - Лиля Брик. Блок - Белый - Любовь Блок (Менделеева)... Это любовные “треугольники”. Были и покруче. Брюсов, Соколов, тот же Андрей Белый и Нина Петровская - “квадрат” в стиле декаданса с привкусом морфия. Без того, что в жизни происходит, нет ни истории, ни высшей поэзии. И отношусь к этому с тактом, уважением, пониманием. А в затравку вопрос: с казахами такое бывает? Ну тут все вроде по законам шариата. Хотя... В интересах тайны, а не следствия, не называя конкретных имен, приведу пример. Одна молодая дама приятной внешности жила и с мужем, и с известным прозаиком. Он был очень известным, назовем его Великим, он был слаб по женской части, но всячески скрывал свои связи. Муж дамы знал, но предпочитал снисходительность и молчание. Однажды коллега Великого, приведем его инициалы - Т.Б., все равно не догадаются, после бодуна ранним утром, в поисках денег на похмелье, в своем районе на отшибе города успел заметить прошмыгнувшую тень Великого. Заинтригованный, он проследил путь Великого, без конца оглядывавшегося по сторонам, до номера гостиницы. Терзаемый нестихающим шумом в голове, прождав полчаса, постучался. Ничего не подозревающий Великий приоткрыл дверь в чем мать родила. Увидев коллегу, но зная его слабости, озадаченный Великий произнес: “Сеніѓ де жљрмейтін жері? жоћ екен!”. Приблизительный перевод: “И тебя же черти носят!”. Получив пять рублей (немалые деньги тогда), коллега не чуя ног испарился, как говорится, во тьме. Такие дела, братцы, с треугольниками негеометрического плана...
Лебединое двоих Зависть вообще-то нехорошая штука. Но если завидовать по-хорошему, то лишь любящим сердцем. Лебединое двоих - это единственное высокое чувство в этом мире. При любви все преодолимо, все имеет смысл. Человек при жизни мечется, мается, в конечном счете оставляет наследие и наследников. И приходит день, когда оставляешь самого близкого один на один с оставшимся миром. Лебединая пара распалась, жизнь обретает другие черты и краски, в основном полутона. Горесть, одиночество, память сливаются в один комок. Какие слова успевает сказать человек, уходя в небытие? Последний вдох и последние слова. Как правило, их два: “Вот и все”. Последний толчок сердца. Близкий человек успел произнести: “Осылай екен” - “Всего лишь это”. Сколько в этих словах несбывшегося! Пока жив - творишь, и дна нет творению. Человеку и впрямь многого не надо. Порой достаточно верного и любящего сердца. А остаются вера и память...
На фронте без оружия Грубые, бесцеремонные люди не стесняются в выражениях. Ладно в узком кругу - простят, но многомиллионная аудитория телезрителей - вряд ли. Даже бесноватый Гитлер на своих пивных сборищах этого себе не позволял. Речь о программе Владимира Соловьева “Поединок” на российском канале. Это в самом деле словесный поединок двух собеседников со своей командой секундантов в подмогу. Сюда приглашают людей типа Жириновского, который за словом, как известно, в карман не лезет. Сопутствующие при неизбежной перепалке выкрики, оскорбления, жестикуляции, ухмылки, мимика, но и, наконец, истерия вам это обеспечат. Короче, это балаган. Непосвященному легко запутаться. Невольно подумаешь о цензуре. В интересах растущего поколения. Умный, ироничный и логичный Михаил Барщевский составил тандем с Жириновским на последней программе “Поединка” 24 марта. Программа закончилась далеко за полночь для оккупированного казахстанского телеэкрана, а актуальная условная ее тема - “Европа: проблема мигрантов, теракты, выход из тупика” ложилась в русло только что совершенных терактов в Брюсселе. Все нормально и верно, но Жириновский - тот еще истерик - с места в карьер назвал происходящее в Европе делом самих ее жителей, “мне это по хрен”, дескать, а Барщевского обозвал дураком из дураков с подтекстом угрозы. Виноваты, короче, все, кроме Жириновского, который все это давно якобы предвидел, предполагал, раскрывал всем глаза и вообще все обо всем знает. А вы все демократы, короче, фашисты. То, что Жириновский заявил о себе как о Нострадамусе новоявленном, ясно и шизику. Все остальное его проблемы как неадекватной личности. Слава богу, поединок был словесным, без драки, рукоприкладства, ножей и выстрелов. Ремарк в “Трех товарищах” привел гениальную фразу: “Человек всего лишь человек”. Смотря как трактовать фразу, у Ремарка - это общеморальный подтекст. Наверное, человеку все дозволено. Кроме оскорбления и задевания чести...
|
Программа “Поединок”
|
В местах сосновых Казахи - четвертый по численности тюркский этнос России. В приграничных с Северным Казахстаном российских областях - Тюменской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, Омской - живет немало казахов. Это районы южного Приуралья, южной Сибири, не считая Поволжья (Астраханская и Саратовская области). На исконных некогда родовых землях. Назвать диаспорой казахов рука не подымается, поскольку живут по границам своего этнического ареала. Тюмень - это город в низовьях, тмендегі, Курган - понятно, ћорѕан, Оренбург (Орынбор), Омск (Омбы) - поселения с тюркскими корнями. Отдадим полное выяснение на откуп лингвистам. Казахи, несмотря на проблемы во владении литературным родным языком, в этих местах в полной мере сохранили уклад и обычаи предков. Есть, правда, некоторые особенности устоев - приготовления гостевого бешбармака, проведения тоя, последних проводов в загробный мир. Скажем, при стечении народа на огонь ставится глубокий казан, похожий по форме и вытянутости скорее на ванну, куда вмещается спокойно полтуши коня. Ћазы и шџжыћ (чужук) обертывают чистой марлей, как правило, а не впихивают в кишку. Марля после варки легко снимается, тесто насыщается особым вкусом, а деликатес режется на круги отточенным ножом. На кладбище при раздаче поминальных платков в узелок вкладывают купюру или монетный эквивалент. В глубоких анклавах, когда граница не по прямой, а зигзагами, в ходу валюта обеих стран. Для горячительного в аулах используют стограммовые советские стаканы. Места эти сплошь сосновые и кедровые, преддверие красавицы-тайги, глубокий снег и ядреный мороз - атрибуты долгой зимы. Для сугрева потому предпочитают традиционно водку, брагу, самогон. При этом до зеленого змия не напиваются. Когда-то в более дальних веках пращуры казахов здесь были полновластными хозяевами, никакими Ермаками, естественно, до колониального покорения, не пахло. Бои были жесткими и жестокими. И с казаками-бандитами, и джунгарами, а нередко и со своими в борьбе за власть в Сибирском ханстве, Мангытском юрте, Ногайской орде. Ныне родственники вынуждены пересекать границу обеих стран. Бывало, едешь из Казахстана и везешь с собой на той или поминки коробку с изюмом, курагой и другими восточными сладостями (по цене они благодаря братьям-узбекам дороже мяса), и на границе доходит до смешного, когда воспринимают дастарханную необходимость чуть ли не за контрабанду. Уговоры не помогают. В ус не дуют: “Меня это не касается”. Или заявляют прямо: “Оставляйте и проезжайте”. Оглоблей никто не поворачивает. Договариваются. Но поборы все же есть. Однако жизнь теперь общая - единое экономическое пространство, глядишь, появится и единая валюта. Надо притираться. И сложившегося тамырства у простого люда не отнять. Нет оскорбительного “москали”. Нет и чимкентского слова “братан”. Здесь более подходящее - “земеля”. На полном обороте бартерная дружба - взаимная помощь. И есть переиначивание казахских имен на русский лад. Конечно, неофициально. Только чтобы легче запомнить, русскому уху так удобнее. Здешние казахи, в отличие от, скажем, более сибирских - якутов, немцев, алтайских народностей носят только собственные имена. Конечно же, не без проблем. Есть места, где казахи составляют абсолютное большинство населения. А языком школьного обучения является русский. Школы казахские есть, их немного, но даже в них родной язык в роли факультатива. Но это отдельная тема. Огромная континентальная страна. В одно и то же время на юге - жара, ходят налегке, а север сотрясают бураны, сидеть лучше дома. Хорошо там, где нас нет... |