|
Сагымбай Козыбаев Алма-Ата
|
Перезваниваясь или встречаясь с друзьями, коллегами-астанчанами, непременно взбодряю их: “Как там, в столице? Все замечательно?”. И на полтона ниже: “А у нас - так себе, тихо, размеренно. Ведь живем теперь в провинции”. Чувствую: астанчанина греют мои слова. Еще бы, ведь делаю невольный комплимент. Вполне заслуженный. Да никак не смею говорить худо, ведь я к тому же родом из тех мест. Да и Алма-Ату не обидел. Проживший всю жизнь в этом солнечном, нежном, поэтичном, красивом городе, вряд ли его обменяю на что-либо. Да и при желании уже не получится: возраст, силы не те, словом, поезда ушли. А ведь была возможность, как и у многих, перебраться в свое время в новую столицу, причем не раз. Была, но не стал, вежливо отказался. Значит, что-то удерживало. “Ну, признайся сам себе”. Конечно же, это привязанность, переросшая в преданную любовь. И не осуждаю московские газеты, которые вопреки общепринятому Алматы, пишут как и прежде - Алма-Ата. Мне это благозвучие всегда импонировало. Из семи сакральных букв две пишутся с заглавной буквы и аж четыре “а” - всегда прекрасной первой леди-гласной. А как она перекатывается, при произношении будто горная река - захватывающе, завораживающе, умиротворяюще. У нас, как всегда, с избытком поборников истины. Когда-то в веках на месте южной столицы было поселение. Алмалы называлось. В переводе - “Яблочный”. Ну и переименовали бы так - в крайнем случае. А так исковеркали возвышенное “ата” в значении и отец, и дедушка, и вершина, и пик. Куда уж выше и благороднее? Тот, при ком переименование на Алматы состоялось, теперь в пенатах иных. Золотая простыня и сортир взор утешают, но не греют - на них обида и рассерженность других. Горжусь тем, что и обиходно, и печатно придерживаюсь старой транскрипции. Редактора правят. Ну и что? Прислушиваюсь лишь к желанию сердца. А оно признает лишь это водопадное - а-а-а-а... Милая, теплая Алма-Ата. Обитель душ преданных и неброского покоя...
Тропы обогащения При покупке не столь необходимой домашней утвари чем приходится жертвовать? В конечном счете - ущербными деньгами. Особенно при ненастных временах. А при чтении книги? Прежде всего досугом. Но что в конечном счете гораздо полезнее. Бесспорно, духовная пища намного притягательнее. Но не всякое чтение. Что может дать, кроме очередной порции человеконенавистничества, недавнее переиздание массовым тиражом в благополучной вроде Германии известной книги Гитлера. Читать, очевидно, не надо и тех, кого последний казахский мудрец Герольд Бельгер назвал “аллилуйщиками - жарапазаншы и благонамеренными жопеке”, резче и хлестче не скажешь об авторах современной отечественной писанины, далекой от социально-политических тем, так необходимых ныне обществу. С этим у нас, пожалуй, напряженка. У каждого путь к своей Голгофе индивидуален и также индивидуальны тернистые тропы к собственному обогащению ума. Хорошая, честная и верная книга прививает вкус и рождает мысль, дефицит которой оглушительно пугает. Чему удивляться: всякие “майн кампфы” и аллилуйно-пятколизная “литература” ведут сознание в никуда, а жизнь - в хаос и тиранию. И тем не менее есть выбор при покупке: утварь или книга. Лично предпочитаю последнюю. А с Голгофой, равно как и с собственным прояснением мозга, нужно разбираться самим же...
Попрошайничество Позиционирую себя как журналиста - по образованию и как скромно шкрябающего из огромной армады себе подобных. Но не писателя, это все-таки в моем понимании талант и от Бога. Хотя все казахи действительно нынче делятся на поэтов и певцов. Остальные, в том числе и сантехники, вывелись. Недавно публично при коллегах вручили удостоверение члена Союза писателей мира. Оно кроме прочего на трех мировых языках - английском, китайском и русском. Что нужно говорить при таких случаях, кроме “спасибо”? Приятно, что скажешь. Честолюбие, и мое тоже, не имеет границ. Но событие это оказалось неожиданным - я не просил, даже не знал о существовании такой громкой оглушающей организации. Пишу об этом вот почему. В канун Нового года газета “Дат” завершила многолетнюю публикацию известного цикла наблюдений ушедшего из бренного мира в этом же году Герольда Бельгера. 24-й или 25-й тетради писателя “Плетенье чепухи”. Остались еще неопубликованными и неизданными пять тетрадей этого цикла. Каждая миниатюра Бельгера - кладезь мудрости, необходимое поучение. Повторю строки из своей давней публикации “Гер-аға”: “Одним укор. Другим в назидание. Казахам - на пользу. Стране - на заметку”. Есть у Бельгера одна миниатюра. Она не займет много места - всего четыре абзаца. “Известны библейские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй... Л. Толстой пишет в дневнике 1909 года: к ним надо прибавить - не проси. Верно: не проси. Ни у кого. Ничего. Попрошайничество отвратительно. Я знаю многих попрошаек в политике, литературе, быту. У многих попрошайничество вошло в плоть и в кровь. “Не проси, - сказано в “Мастере и Маргарите”, - сами дадут”. Я лично стараюсь следовать этому принципу”. Такие вот дела. Мир перевернулся, одни катаклизмы, жизнь, увы, для многих оказалась не столь сладкой. А просящих в более-менее сытой жизни не убавилось. Будем знать об одной еще библейской заповеди: “Не проси”. Сами дадут. Догонят и еще раз дадут.
Русский сын Батыя Речь о ключевой фигуре русской истории - Александре Невском. Он - названый сын Батыя, поскольку побратался с царевичем Сартаком, наследником трона Золотой Орды, любимым сыном хана. В те времена в царских, королевских, ханских, султанских дворах, запросто убивали друг друга в борьбе за власть, абсолютно игнорируя при этом кровное родство. Но было одно правило, которое никогда не нарушалось - названое братство. Принцип “одной души” (по-монгольски “анда”) почитался как святыня и был незыблемым. Все мы знаем о побратимстве Джамухи и Темучина (будущего Чингисхана). Они были как одно целое: пили и ели из одной чаши, обменивались боевым снаряжением, одеждой. И, заметьте - везде и всюду друг о друге говорили возвышенные слова, непременно всегда при посторонних даже превозносили названого брата. Это чтобы подчеркнуть особую близость побратимства. Ну, а самое поразительное: до Великой Отечественной войны, да и сейчас порой, Александра Невского считали предателем России. Пока Сталин для поднятия патриотического духа, сражавшегося с фашизмом народа, не учредил одноименный орден. В вышедшей в 1930 году Малой советской энциклопедии о Невском сказано буквально следующее: “В 1252 году А. (Невский. - С.К.) достает себе в Орде ярлык на великое княжение... подавлял волнения русского народа, протестовавшего против тяжелой дани (подчеркнуто нами, мы вернемся ниже к этому тезису. - С.К.) татарам. “Мирная политика” Александра была оценена ладившей с ханом (Золотой Орды. - С.К.) русской церковью: после смерти Александра она объявила его святым”.
|
Александр Невский
|
Это еще что. Спустя 60 с лишним лет, в новейшее время, небезызвестный историк, народный депутат, академик Юрий Афанасьев заявляет со страниц российской печати: “Александр Невский... Герой, святой, наше знамя... Он сказал татарам: “Я вам соберу дани больше, чем вы сможете. Но за это подмогните побить моих соседей”. Подмогли и побили. И дали ему титул великого князя. Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских - в том числе и новгородцев - за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)...” Далее Афанасьев безапелляционно замечает: “...сегодняшнее мифологическое сознание воспримет известие о том, что Александр Невский фактически являлся “первым коллаборационистом” совершенно однозначно - как антипатриотическое очернительство...” Но времена меняются. Идет переоценка исторического сознания. Восемь лет назад Александр Невский был провозглашен “Именем России”. Что очень справедливо. Но необходимо при этом внести ясность и в другие очевидные факты. Начнем с родословной Александра Невского, который по крови более чем наполовину был половцем. Все очень просто. Его дед по отцу, оставивший след в русской истории, - Всеволод Большое гнездо, великий владимирский князь, был женат на половчанке. Отец - Ярослав Всеволодович - призвал в 1243 году русских князей признать хана Батыя своим царем. Он был также женат на половчанке.
|
Хан Батый
|
Ярослав пришел с поклоном к Батыю и получил от него звание “старейшины русских князей”, а это были покоренные ханом подвластные русским князьям Рязанское, Суздальское, Тверское, Киевское, Галицкое княжества. Ярослав же в ранге великого князя Владимирского вместе со своими сыновьями, в том числе и Александром, через три года, в 1246 году, участвовал в избрании в Каракоруме великого хана Гуюка. Ханша-императрица Торагана, по словам путешественника Плано-Карпини, кормила Ярославля из своей руки. В результате заболев, Ярославль через несколько дней умер. Этот исторический факт до сего времени покрыт завесой тумана. Половецкого происхождения были и бабушка, и мать Невского. Интересно, что же получается? Александр на две трети или даже на три четверти - половец - кипчак? Это именно так. Не это ли обстоятельство было виной недолжного восприятия имени Александра Невского в течение длительного времени? Во-вторых. И это самое важное. Названое братство Александра с Сартаком и положение названого сына Батыя стали началом военного союза Руси с Золотой Ордой. Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница. А запад монголов боялся как огня. Слава Богу, появились нынче настоящие исследователи. Среди них - москвич, наш земляк Сергей Баймухаметов. Он сторонник, как и я, ревизии понятия “иго”. Союз Руси с Золотой Ордой однозначно был основан на политической выгоде. Многовековым историкам “татаро-монгольского ига”, которые всегда связывали это понятие с “тяжелой данью”, напомним: дань русские начали платить через двадцать лет после Батыева похода. И каковы же были размеры той пугающей дани? Этим вопросом и задается вышеуказанный исследователь. Московское княжество, как отмечалось в завещании Дмитрия Донского, платило 960 рублей в год. А вся Русь в ХIV веке - 5000 рублей. При тогдашнем ее населении пять миллионов в итоге получается - 0,1 копейки на человека. Тогда на копейку можно было купить пуд хлеба. Иначе говоря, дань составляла полторы буханки хлеба на человека в год (подчеркнуто нами. - С.К.). Если учесть, что выплата дани началась как раз тогда, когда папа римский объявил крестовый поход против русских и татар, то это уже не дань, а общий котел для ведения войны, военный налог. Так что речь, скорее всего, надо бы вести не об “иге”, а о вассальном государстве в лице Руси. Действительно, если объективно, Александр Невский спасал Русское государство и православную веру. Причем в союзе с Золотой Ордой. Мне импонируют слова эмигрантского историка Георгия Вернадского: “Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа. Неплохо сказано о человеке, являющимся гордостью России. Просто так кого-либо к лику святых не причисляют. |