ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



“Чебаки” и “Монголы” на Чагане Исследования

Мурат Уали
После непродолжительной эйфории от успешного испытания первой атомной бомбы советское руководство осознало, что нужен носитель бомбы, способный достигать территории США. Одним из вариантов стали бомбардировщики Ту-95, а для их базирования построили авиабазу Чаган

Бомбардировщики
или ракеты?
В послевоенные годы Иосифу Сталину вероятность новой войны казалась неизбежной. В 1949 году на церемонии вручения физикам наград за успешный взрыв атомной бомбы он заметил: “Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, “попробовали” бы ее на себе”. Вождь советского народа, обжегшись в 1941 году на молоке, стал дуть на воду... Он и решил, что стране срочно нужен носитель атомной бомбы, способный достичь заданной межконтинентальности.
Перед советскими авиаконструкторами была поставлена задача создать новое поколение тяжелых бомбардировщиков. В ОКБ Владимира Мясищева приступили к проектированию реактивного бомбардировщика М-4, а в ОКБ Андрея Туполева - турбовинтового Ту-95. Также срочно создавалась система ПВО для защиты от американских бомбардировщиков. И вот при расчетах этой системы подсчитали, что в будущей атомной войне прорваться через систему ПВО противника сможет один из 25-30 бомбардировщиков, то есть менее четырех процентов. Экипажи самолетов, участвующие в таком возможном нападении на США, были бы обречены. Понятно, что Сталина не очень волновали гуманистические соображения. Его беспокоило, что в принципе советская авиация не сможет причинить существенного ущерба территории США, в то время как все жизненные центры Советского Союза доступны американским “летающим крепостям” В-29 и тем более будут доступны строящимся новым реактивным тяжелым бомбардировщикам. Упор на производство тяжелых бомбардировщиков стал не так очевиден. Хотя большинство авиаконструкторов продолжали считать, что “межконтинентальность может быть достигнута только на крыльях”, но разведданные показывали растущий интерес американских военных к ракетам. Поступили сведения, что в США якобы принята программа “Навахо” по созданию беспилотных самолетов-снарядов с дальностью до 4000 километров, несущих атомный заряд. Готовятся испытания баллистической ракеты средней дальности “Редстоун”. А после окончания испытаний запланировано размещение этих ракет в странах Западной Европы. Перед советским руководством возникали кошмарные картины, ведь, несмотря на советскую ПВО, американцы, не рискуя жизнями своих летчиков, с помощью таких “Навах” или “Редстоунов”, размещенных на европейских и азиатских базах, смогут поражать любую точку на территории СССР. После затрат стольких усилий на создание атомной бомбы Советский Союз не мог отстать от Америки в создании носителей для бомбы. Начался новый виток гонки вооружений.
Но лишь после смерти Сталина вышло Постановление Правительства от 1954 года о разработке ракет дальнего действия - носителей ядерного заряда. Оно предусматривало параллельную работу над двумя конкурирующими ракетными направлениями: баллистическими ракетами под руководством Сергея Королева и самолетами-снарядами под руководством авиаконструкторов Семена Лавочкина и Владимира Мясищева. ОКБ Лавочкина разрабатывало легкий снаряд весом 95 тонн под названием “Буря”, а ОКБ Мясищева - тяжелый снаряд весом 150 тонн “Буран”. Оба самолета-снаряда были рассчитаны на дальность 8000 километров и на высоту полета 17 километров. При подлете к цели они должны были делать противозенитный маневр, поднимаясь на высоту 25 километров, и круто пикировать на цель.
К 1957 году для летных испытаний было изготовлено 19 экземпляров “Бури”. Но ни одна из них не достигла запланированной дальности: топливо кончалось значительно раньше. А вот средняя баллистическая ракета “Королева Р-5” в феврале 1956 года, стартовав из Капустина яра, успешно доставила атомный заряд в заданную точку на севере от Аральского моря. После этого Королев сделал еще более сильный ход. Он добился приезда в свое ОКБ Никиты Хрущева, показал ему ракетный товар лицом и наглядно объяснил, что баллистические ракеты летают на высотах около 80 километров и неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как самолеты-снаряды, а тем более бомбардировщики, могут быть перехвачены этими системами. Советский руководитель после успешного испытания Р-5 и визита к Королеву влюбился в баллистические ракеты. В апреле Королев получил первую Звезду Героя Социалистического Труда, а Хрущев начал громить дальнюю авиацию, а заодно и надводный Военно-морской флот, доказывая военным, что теперь все будут решать ракеты. Многие проекты дальней авиации были закрыты, самолеты Ил-28 разрезаны или раздавлены танками, производство бомбардировщиков М-4 прекращено, Ту-95 - приостановлено, а почти готовые морские крейсеры и эсминцы разрезали на металлолом прямо на стапелях. “Буря” и “Буран” как беспилотные самолеты-снаряды с крыльями формально относились к авиации и тоже попали под “горячую руку”. В 1957 году последовало решение о закрытии “Бурана”, а неудачные испытания и смерть Лавочкина в 1960 году стали поводом, чтобы закрыть “Бурю”.
Проект Туполева спасли экономичные турбовинтовые двигатели и особые отношения с Хрущевым. Ту-95 стал прототипом первого советского межконтинентального пассажирского самолета Ту-114, на котором Хрущев с гордостью летал в зарубежные страны. Кроме того, было принято решение скрестить бомбардировщик с крылатой ракетой. В таком варианте Ту-95 нес не бомбы, а одну крылатую ракету, которую мог запускать без захода в зону ПВО противника. Ракета наводилась на цель по лучу самолетного радара и позволяла поражать цели с расстояний до 600 километров. При модернизации Ту-95 бомболюки убрали и фюзеляж приспособили для внешней подвески одной ракеты Х-20 с ядерной боевой частью. Так бомбардировщик Ту-95 превратился в ракетоносец Ту-95К.

 


Чаган - “Филон”
- Dolon
Река Чаган (по-ойратски Цаган, по-казахски Шаган) является левым притоком Иртыша. Слово Цаган означает белый, и, действительно, цвет речной воды имеет белый оттенок, так как истоки реки начинаются в меловых горах Шингистау. После изгнания джунгар река Шаган разделяла кочевья казахских родов тобыкты (из аргынов) и матай (из найманов). Затем по реке проходила граница между Павлодарской и Семипалатинской областями. Напротив устья Шагана, на правом берегу Иртыша, расположено современное село Долонь. Оно было основано в джунгарском урочище Долон-Карагай как крепость Долонская рядом с крепостью Семипалатной в 1718 году в период строительства русскими ряда крепостей на правобережье Иртыша. Затем в составе Иртышской укрепленной линии крепость стала форпостом Долонским, а затем просто казачьей станицей на берегу Иртыша.
С 1954 года на левом берегу Иртыша в нижнем течении Шагана начал строится крупный военный аэродром, который предназначался для бомбардировщиков стратегической авиации М-4, начавших летать с 1953 года. Однако этот самолет, оснащенный воздушно-реактивными двигателями, оказался капризным, неэкономичным и главное - с недостаточной дальностью лета. В случае полета через океан для бомбардировки территории США ему не хватало топлива для возвращения назад. Командование ВВС на полном серьезе предлагало после выполнения задания катапультирование экипажа на парашютах над территорией Мексики. Когда Хрущев узнал об этом, пришел в ужас, и судьба самолета была решена. Все уже выпущенные экземпляры были переоборудованы в топливозаправщики, а недостроенный аэродром на Шагане ожидал своей участи. Возможно, рассматривался вариант базирования на нем “Бури” и “Бурана”, возможно, другие варианты. В конце концов, решили отдать под модернизированный Ту-95К. Бомбардировщик Ту-95 имел дальность полета до 12 000 - 15 000 километров и уже зарекомендовал себя как надежный многоцелевой самолет, в том числе носитель термоядерных бомб. Такая надежность, дальность, огромные размеры и высокий модернизационный потенциал стали характерной особенностью самолета, и он долгие годы олицетворял мощь советских ВВС. На Западе Ту-95 получил название “Медведь” и стал одним из символов холодной войны.
Летом 1958 года было решено сформировать из Ту-95К новую авиадивизию стратегической авиации с базированием на Шагане. Строители быстро достроили вторую взлетно-посадочную полосу, ангары, техпомещения, штаб, казармы и прочую инфраструктуру аэродрома, который получил название “Филон”. В нескольких километрах от аэродрома, на берегу Иртыша, в устье Шагана был построен жилой поселок, который стал называться Чаган. Американцы, обнаружив секретную авиабазу с помощью своих самолетов-шпионов U2, дали ей название по ближайшему населенному пункту Dolon.
Сразу после полета U2 в апреле 1960 года на авиабазу был спешно переброшен из-под Барнаула зенитно-ракетный полк с комплексом С-75. Штаб части разместился в Чагане, а ракетные дивизионы - на “точках” между Курчатовым и Чаганом. Они должны были охранять небо как над соседним Семипалатинским полигоном, так и над аэродромом “Филон”. Перед каждым воздушным ядерным испытанием на Семипалатинском полигоне у ракетчиков объявлялась боевая тревога. Им сообщались время, трасса и прочие детали полета самолета-носителя. Обычно Ту-16 с ядерной бомбой взлетал с “Филона” и летел к Опытному полю под прицелом всех зенитно-ракетных дивизионов. Любое отклонение от заданной трассы полета было сигналом к его уничтожению. Ракетчики контролировали момент сброса. На индикаторе пульта наведения было видно, как от самолета-цели отделялась светящаяся точка. Это означало, что бомба сброшена...

 


Были и байки
Чагана
Чаганская 79-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия стратегической авиации имела 42 ракетоносца Ту-95К - носителя ядерного оружия и состояла из двух полков. Оба полка перебазировали из Украины. Первый авиаполк прибыл в ноябре 1958 года, а 2-й - в 1960 году. Аэродром, ракетные “точки” и жилой поселок стали одним из самых секретных военных объектов в Казахстане. Летчики и ракетчики жили дружно в поселке городского типа Чаган с асфальтированными улицами, многоэтажными домами и с особым “московским” снабжением. После боевого дежурства гуляли по красивой набережной, ловили рыбу в Иртыше и были изолированы от окружающего мира режимом секретности, Иртышем и колючей проволокой. Это способствовало рождению местного фольклора. Согласно чаганских баек, когда на авиабазу прибыл 2-й авиаполк, новые летчики, удивленные рыболовными трофеями старожилов и гирляндами сушеных чебаков, развешанных повсюду на окнах и в гаражах и используемых в качестве закуски к любым спиртным напиткам, назвали старожилов “чебаками”. Вновь прибывшие были также поражены обилием продуктов в магазинах Чагана, и жены летчиков мели с прилавков все подряд. Старожилы такое нашествие назвали монгольским игом, а летчиков 2-го полка - “монголами”.

alt

Ту-95МС Медведь

“Чебаки” и “монголы” на самолетах Ту-95К выполняли полеты во многие точки планеты. Это называлось боевым патрулированием. Во льдах Арктики осуществляли бомбометание и испытания ракеты Х-20, через Северный полюс летали на Кубу, через Юго-Восточную Азию - во Вьетнам, выполняли полеты на дальность и длительность, находясь в воздухе по 20-30 часов. Но, конечно, ядерные заряды при боевом патрулировании самолеты не возили. Заряды лежали на складе под усиленной охраной. Со времен войны во Вьетнаме контроль над перемещениями американских авианосцев на южном направлении стал одной из главных задач авиадивизии, и в чаганском фольклоре появилось немало баек о встречах в Индийском океане. Вот, например.
“Однажды на подлете к авианосцу “Энтерпрайз” нас перехватили его палубные истребители. Американский летчик-командир звена жестами потребовал открыть фюзеляжные люки. Мы открыли. Он пролетел снизу, убедился, что ракет нет, и показал знак Ok. Но потом он, видимо, решил пошутить и потребовал посадки на авианосец. А чтобы мы не отказались, он сделал маневр и показал свое брюхо с ракетами “воздух-воздух”. Тогда мы тоже показали ему знак Оk, выпустили шасси и стали снижаться на авианосец. На корабле, как только увидели русского “Медведя” весом в 170 тонн и размахом крыльев в 50 с лишним метров, заходящего на посадку, началась паника. Вся команда высыпала на палубу, а некоторые слабонервные даже прыгали за борт. Мы, включив все фотокамеры, прошли бреющим полетом над самыми мачтами, потом еще раз. Тогда с палубы авианосца взлетели семь истребителей и с теми, что уже были в воздухе, попытались нас блокировать и задавить в океан. Но мы успели набрать высоту и легли на обратный курс”.
В середине 1980-х годов Ту-95К подвергся очередной модернизации. Устаревшая крылатая ракета X-20, разработанная в 50-х годах, была заменена на современный ракетный комплекс Х-55 с дальностью полета 2500 километров. Внутрь фюзеляжа поместили револьверную пусковую установку на шесть ракет. Модернизированный ракетоносец получил индекс Ту-95МС.
После краха Советского Союза 79-я авиадивизия была расформирована. В 1993-94 годах произошел раздел имущества. Крылатые ракеты с ядерными зарядами были вывезены в Россию, “чебаки” и “монголы” должны были передислоцироваться на дальневосточный аэродром “Украинка”, а самолеты должны были остаться в Казахстане. В те годы на вооружении советских ВВС находились как Ту-95МС, так и Ту-95К. Внешне они были очень похожи, отличаясь лишь внутренней начинкой. Чаганская дивизия была укомплектована современными Ту-95МС, а дальневосточная часть - устаревшими Ту-95К. По чаганской байке под предлогом боевого патрулирования, которое никто не отменял, каждый день с аэродромов “Чаган” и “Украинка” поднимались в воздух по паре Ту-95 и летели навстречу друг другу. В воздухе экипажи менялись позывными, и чаганские самолеты садились на “Украинке”, а украинские - на “Чагане”. Таким образом, в России оказались современные самолеты, а в Казахстане остались устаревшие. До сих пор на вооружении ВВС России находятся 13 чаганских ракетоносцев Ту-95МС-16, которые проходят очередную модернизацию. А Казахстан подписал комплекс договоров о нераспространении ядерного оружия и стал безъядерной зоной. Поэтому казахстанские “Медведи” как потенциальные носители ядерного оружия были обменяны на российские истребители Су-27. Оставшиеся после обмена семь разукомплектованных самолетов были уничтожены под американским контролем. Так закончилась жизнь секретного полигона-авиабазы “Чаган”.

 

 

Сейчас аэродром “Филон” заброшен. От былого величия и мощи осталась лишь бетонная взлетно-посадочная полоса, постепенно зарастающая травой. Поселок Чаган также опустел, разрушен и разграблен. От кирпичных многоэтажек остались фундаменты и кучи битого кирпича. Ну и, конечно, зияют ямы и траншеи от вывороченных из земли силовых кабелей. Жалкое и грустное зрелище реликта советской эпохи!

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение