ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Как жить на широкую ногу при малых ресурсах Исследования

Мадина Меирманова
“Экономить, экономить и еще раз экономить!” - заявило правительство, поставив само себе планы на три грядущих года. Такова квинтэссенция антикризисного плана действий по обеспечению экономической и социальной стабильности. Впрочем, до 2018 года Кабмин намерен не только научиться жить по средствам, но и переформатировать сами подходы к формированию бюджета

О том, что наш бюджет жестко подсажен на сырьевую иглу, известно всем. А потому чем ниже цены на металлы и углеводороды, тем меньше доходов получают добывающие и перерабатывающие компании и тем меньше денег поступает от них в виде налогов в доходную часть бюджета. И сегодня, увы, Казахстану еле-еле хватает денег, чтобы оплатить социальные обязательства. Про деньги на развитие уже никто особо и не говорит. Одна надежда - на средства Национального фонда.
Нацфонд выполняет сегодня две функции. С одной стороны, здесь накапливаются деньги, поступающие от нефтянки, с другой - из него выкачиваются средства на проекты развития. То есть на все то, что не выходит в социальную часть бюджета. Деньги из него выбираются как ежегодными фиксированными траншами, так и специальными программами. К таким у нас относились 10 миллиардов долларов на прошлую антикризисную программу и нынешние девять миллиардов долларов на “Нурлы жол” (на три года).
Недавно Нурсултан Назарбаев дал поручение: Нацфонд не разбазаривать. То есть ежегодные фиксированные транши оставить, а все спецпрограммы пытаться реализовать за ненефтяные доходы. Поэтому сегодня перед правительством стоит задача выкрутиться и постараться реализовать все задуманное на имеющиеся деньги.
Делать это будут по двум направлениям. Во-первых, будут всячески стараться экономить. Во-вторых, изыскивать новые источники доходов. Собственно, эти две задачи и легли в основу Антикризисного плана действий правительства и Национального банка по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы и написанный на его основе Общенациональный план мероприятий.
Как сообщил глава Миннацэкономики Ерболат Досаев, антикризисный план включает меры по углублению реформ в рамках Плана нации “100 конкретных шагов”, исполнению поручений главы государства, данных на расширенном заседании правительства 18 ноября 2015 года, переходящие мероприятия планов оперативных мер на 2015-2016 годы и “особого периода”, а также по дедолларизации экономики. То есть вобрал в себя все ранее озвучивавшиеся программы правительства.
Пополнять тенговую часть бюджета (кроме традиционных методов) будут за счет плавающего курса тенге. При планах снизить уровень инфляции в будущем году до 6-8 процентов (с нынешних 12,3) власти планируют внедрить механизм гибкого изменения базовой процентной ставки. “Это позволит повысить эффективность операций денежно-кредитной политики и усилить ее влияние на ставки денежного рынка”, - сказал Досаев. Попутно власти намерены списать банкам плохие кредиты и передать ЕНПФ в управление иностранных или казахстанских компаний для “повышения доходности” пенсионных накоплений. Сделано это будет уже до середины будущего года.
Насколько изменится “страхование” пенсионных накоплений граждан - пока не известно. Но факт остается фактом - государство еще расписалось в собственной несостоятельности как эффективного менеджера.
“Помимо этого, в целях дедолларизации экономики Национальным банком совместно с правительством будет принят комплекс мер по дедолларизации экономики и повышению привлекательности тенговых инструментов, включая развитие рынка корпоративных ценных бумаг и стимулирование биржевой торговли финансовыми инструментами в тенге, введение требования по установлению и указыванию в рекламе цен на товары и услуги, продаваемые на территории страны, только в национальной валюте”, - сообщил Ерболат Досаев.
Гораздо интереснее оказались планируемые новшества в части бюджетных процессов.
Как сообщил глава Минфина Бахыт Султанов, правительство помимо “стандартных бюджетных маневров, таких как ревизия, пересмотр субсидий, оптимизация и сокращение расходов”, намерено применять “новые практические элементы”. В первую очередь, речь идет о внедрении сервисной модели ГЧП (то есть покупка работ и услуг в рассрочку) и передаче в доверительное управление ряда гособъектов. Тем временем планируется усилить контроль за процессом госзакупок, чтобы сократить практику завышения цен.
Все это должно несколько умерить нынешние аппетиты госорганов и администраторов бюджетных программ. Они до сих пор пытаются выжать максимально возможные суммы из бюджета, несмотря на все призывы и кризис. Только в этом году при планировании были отклонены заявки на два триллиона тенге, еще 1,5 триллиона оптимизировали. То есть суммы заявок были либо завышены, либо “заранее неисполнимы”.
Астана таки решается и на активизацию “местного самоуправления”: центр намерен оптимизировать целевые трансферты регионам, включив их в трансферты общего характера. Смысл этой новеллы таков: если раньше Астана выдавала энную сумму денег, предположим, Акмолинской области, на строительство конкретной школы, то теперь эта же энная сумма денег будет включена в общую “помощь” бюджета региону. И уже аким будет распределять: пустит он эти деньги на школу или отремонтирует дорогу.
И, наконец, самое интересное: правительство намерено взять под контроль квазигосударственный сектор. Точнее, процесс заимствования квазисектора. Минфин пообещал взять этот процесс под контроль. “Во избежание высокой долговой нагрузки и, соответственно, увеличения рисков понижения кредитных рейтингов необходимо ограничить заимствования на проекты, которые не дадут экономического эффекта”, - заявил министр финансов. И сообщил, что планируемая новая концепция управления долгом квазигосударственного сектора позволит “поддержать долг на безопасном уровне”. Напомним, что госдолг в будущем году намерены опустить с нынешних трех процентов до 1,6 процента к ВВП.
Все вышесказанное означает, что центр будет пытаться минимизировать объемы бюджетных расходов, не касающихся социальной сферы. Максимум ответственности теперь будет переложено на местные акиматы и частный бизнес, которому отдают в руки максимально возможное число гособъектов (через приватизацию или ГЧП).
Но пока все эти “хотелки” на уровне планов. Точнее, большинство из них. А значит, реализация всего хорошо задуманного последует не ранее чем через год-два. Пока же придется “выкручиваться”, пытаясь реализовать задуманные планы имеющимися ресурсами.
К слову, Бахыт Султанов уже намекнул, что Кабмин вскоре после Нового года вновь внесет изменения в бюджет, в соответствии с поручениями президента.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение