ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев

Давар

alt

Ежедневно по долгу профессии, да и по привычке просматриваю десятки газет. Рынок и сюда внес свои реалии. Некоторые газеты выживают как могут, применяя метод асара - сбора средств от своих читателей, другие - не тужат, если есть богатый хозяин.
Некоторые издания, заботясь о своем престиже, стараются “оттянуть” назад свою дату рождения, забывая при этом об иных общественно-политических формациях. К этому надо подходить очень взвешенно. Но тем не менее появились в стране газеты, отметившие свое столетие.
На состоявшейся презентации в Алматы (11 декабря 2015 года) фильма давнего коллеги Александра Головинского о достойном человеке - Морисе Симашко (1924-2000) прихватил оттуда с собой газету - вестник “Давар”, орган еврейской обшины Казахстана. Давар с еврейского означает “Слово”. Газеты сейчас выходят с разными лозунгами, определяющими их позицию, родословную. Так, “Костанайские новости” выходят с надписью над логотипом “Основана в 1910 году”, “Вечерний Алматы” - “Это мой город”, “Новое поколение” - “Республиканская газета”, “Время” - “За вашу и нашу свободу”, “Ана тілі” - “Потерявший язык - потеряет себя”.
У газеты “Давар” бросается в глаза лозунг “Все евреи ответственны друг за друга”.
Гм. Вынужден был задуматься со своей колокольни. Патриотизм? Да. Призыв к единству нации-страдалицы? Да.
С другой стороны, живем в многонациональной стране. Все мы вроде ответственны друг за друга.
Кучковаться по национальному признаку? Впрочем, ничего плохого в этом не вижу. Учитывая профиль газеты, малочисленность общины, элементарный патриотизм.
Мы о другом и по-другому. Морис Давидович Симашко (Шамис) - писатель, очень близкий к казахам. Фронтовик, знавший цену крови, он самозабвенно писал об их истории. “Маздак”, “Ямшан”, “Повести черных песков”, “Повести красных песков” - об этом. Блестяще перевел “Кочевники” Есенберлина на русский язык. Народный писатель Казахстана. Один из тридцати восьми, увенченных этим высоким званием. Лауреат Государственной премии, Президентской премии мира и духовного согласия еще на заре независимости.
Словом, Морис Симашко был обласкан и почитаем в Казахстане. Мыслитель, человек-радетель, искавший и нашедший общие корни человечества.
Он, как никто другой, понимал, что слово - очень серьезная вещь. Оно и лечит, и калечит, и ранит, подвергает сомнению, возвышает человека, низвергает его, вносит раздор в общий дом, объединяет души простолюдинов.
В далеком Израиле, куда потянул его на склоне лет зов крови предков, он так и не прикипел к новой обители, к миру чистогана, где каждый сам по себе. Полынный запах Степи, некогда сплотившей великое переселение народов, о котором он неустанно писал, звал его наитием, и он это, полагаю, чувствовал очень тонко сердцем настоящего художника. Мир его праху!
...Закончил очередную работу скромных наблюдений. На одной из подаренных своих книг Герольд-аға (Бельгер) написал напутственное: “Тоқталма” (“Не останавливайся”). Стараюсь. Вот и тотчас определился с названием книги эссе-минитатюр “Еврейская тетрадь”. Все они опубликованы в близкой мне по позиции и содержанию газете “Новое поколение” за последние год-два. Ищу теперь варианты издания. Рукопись все о том же - об общности нашего духа-жития и сознания.
Все мы, живущие, ответственны друг за друга. Нисколько в этом не сомневаюсь.

 

alt

Светлана Алексиевич - лауреат Нобелевской премии


Скрещение
По каналу Euro news многократно в течение недели показывают интервью со Светланой Алексиевич, белорусской писательницей, лауреатом Нобелевской премии этого года, где она прямо обвиняет Путина в оккупации Украины. По ее же словам, Лукашенко в телефонном разговоре упрекнул писательницу в разжигании вражды.
Кто прав? Не знаю. Ведь предыдущие четверо русскоязычных лауреатов самой престижной в мире премии - Бунин, Пастернак, Солженицын, Бродский - были не в ладах с властью собственных стран.
Время уж точно рассудит.
Одно знаю наверняка. В общем доме, называемом планетой, никогда не будет раздрая, коли искать объединяющее, а не раздираемое. Попробуем приземлиться на собственную почву. Так в совместной истории русских и казахов было много общего и даже родственного. И это еще с тех времен, когда половцы принимали участие, причем активное, в междоусобной сваре русских князей. Для этого достаточно более внимательно ознакомиться с летописями, правда, в угоду времени, великодержавию и собственной истории неоднократно переписанными. Так появились мифы и фальсификации.
В начале 1203 года половцы ворвались в Киев и, что правда, грабили и жгли город нещадно. В самих летописях об этом: “Якого же зла не было от крещения над Киевом...”
А оказывается, грабили половцы не просто так, а пришли в Киев по найму (сегодня сказали бы - по заказу), с черниговскими и смоленскими ратниками во главе с князем Рюриком Ростиславовичем. А верховодил этим нападением и “подставил” половцев никто иной, как князь Игорь - герой “Слова о полку Игореве”, сват хана Кончака.
Таких примеров, когда, подчеркиваю, более чем внимательно надо изучать летописи, предостаточно. При оценке войн Руси и Степи необходимо, мне кажется, подходить с братской позиции. Автор этих строк уже писал о том, что татаро-монгольского ига как такового не было, а потому надо пересмотреть всю историческую концепцию. В Куликовской битве, скажем, против Мамая воевали и сами ординцы, и русские шли сражаться с ними не ради освобождения и других громких подобных слов, а шли воевать, по сути дела, за Орду, за сюзерена - хана Тохтамыша.
Непредвзятость при оценке истории - необходимое качество. Вот гениальный Гумилев просто, как говорится, навскидку приводит список русских фамилий ордынского происхождения. Вчитаемся.
Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков, Державин, Епанчин, Ермолаев, Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов, Кутузов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Суворов, Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев, Уваров, Урусов, Ушаков, Хомяков, Чаадаев, Шаховской, Шереметев, Шишков, Юсупов...
А ведь это только известные фамилии с дворянскими корнями. Разве нет повода задуматься?..

alt

Михаил Зощенко

Миф
И еще в продолжение предыдущей темы.
“...степной элемент в русской крови совершенно напрасно относят к временам Золотой Орды. На самом деле он присутствовал в русской жизни задолго до нее. С Киевского каганата (заметьте, не “княжества” или “Руси”. - С.К.), постоянных контактов с Половецкой степью, от родственных и прочих уз. Затем сюда, в нынешние среднерусские, а тогда - угро-финские - земли, двинулось из южнорусских земель русско-половецкое население во главе со святым князем Андреем Боголюбским - внуком половецкого хана Аепы...”
Цитата из книги Сергея Баймухаметова. Он живет в Москве, а родился в Петропавловске. По отцовской линии, как он сам пишет, “потомок знатного рода каракесек (аргын. - С.К.), а пращур по материнской линии упоминается в Никоновской летописи за 1424 год”.
Подписываюсь под строками автора. Его суждения за малым исключением сходятся с моими.
Так, показались убедительными мысли коллеги - журналиста о русском колониализме. В частности, трактовка о том, что он, русский колониализм, разительным образом отличается от общемировой практики. В истории русской экспансии, исключая, естественно, Кавказскую войну, не было ставки на тотальное уничтожение, не было жестокого противостояния народов. Может быть, причиной тому, отмечает автор, громадное пространство Евразии: земли много, всем места хватало - и коренным народам, и пришлым русским. Конечно, было немало кровавого, но уровень отношений все же был иной, чем, к примеру, отношение английских солдат с индусами или практика уничтожения индейцев в Америке.
А еще характер русского, обусловленный его происхождением, о чем мы упомянули вначале. Русский человек XVI-XVIII веков, как правило, знал своих родичей, свое происхождение, от бабушек и дедушек был наслышан о предках - половцах, славянах, литовцах, татарах-болгарах, меря, мордве и чуди. Ведь по нынешним временам смешно звучит, если сказать: потомки ордынского мурзы Аслан-Ермола и ордынского князя Чета - генералы Ермолов и Вельяминов покоряли для России Кавказ.
Еще Гумилев в своей знаменательной работе с красноречивым названием “Древняя Русь и Великая степь” подчеркивал, что идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями командовали потомки черемисов Шереметьев и татар - Кутузов.
Конечно же, в истории хватало разбойников с большой дороги, главарей шайки бандитов вроде Ермака, с которого и началось завоевание им Сибири и руки которого по локоть в казахской крови. Но бандитов вы найдете в любой истории любого народа.
Все мы, воспитанные совково, являемся в глубине души интернационалистами и разбираемся более-менее в белых и черных тонах. Но противодействовать устоявшимся мифам официальной истории все же считаю необходимым.
Вот какие думы навевает нескучное чтиво. Книга Сергея Баймухаметова, давшая толчок этим мыслям, носит название “Ложь и правда русской истории”. В ней немало действительно горькой правды. Осмелились же издать ее в самой Москве. Впрочем, и времена наступили другие...

alt

Половцы


Предтеча
Журналистов профессионально стали готовить в Казахстане с 1934 года. Один из трех образованных в Советском Союзе коммунистических институтов журналистики (КИЖ) обосновался в том далеком году в Алма-Ате. К слову, это было единственное учебное заведение подобного рода за Уралом, на востоке необъятной страны.
Официальное открытие вуза состоялось в мае 1934 года (в марте вышло постановление Казкрайкома ВКП (б), а занятия начались, как и полагается, с 1 сентября этого же года.
Казахский КИЖ окончило немало людей, впоследствии ставших видными деятелями национальной культуры и мысли.
Среди первых преподавателей института был Сакен Сейфуллин, он же был назначен первым профессором вуза, он же в качестве председателя государственной комиссии выпустил в 1936 году первый ускоренный курс ста выпускников, в основном направленных редакторами низовой и областной прессы.
А кто же был первым руководителем КИЖа, директором, как их первоначально называли. Должность эта считалась номенклатурой Казкрайкома ВКП (б), и поэтому к кандидатуре руководителя вуза были особые требования. Поделюсь данными своего архива.
Учесть нужно следующее. 30-е годы ушедшего столетия - трагическая страница советской истории. Годы были зловещими. По ложному доносу аресту подвергались сотни невинных людей. Вот почему назначенный Казкрайкомом директор (ректор) Молдагали Жолдыбаев, один из первых редакторов краевой газеты “Еңбекші Қазақ” (ныне “Егемен Қазақстан”), проработал всего пару месяцев (до открытия вуза - мая 1934 года). Он был участником движения “Алаш”, и неудивительно, что в 1938 году был расстрелян как “враг народа”.
Фактически первым ректором КИЖа стал 36-летний Умитбай Балкашев, уроженец Пресновского района Северо-Казахстанской области (его земляками были Г. Мусрепов, С. Муканов, И. Шухов).
В 1926 году Балкашев поступает на социально-экономический факультет МГУ. За плечами у него к этому времени были татарская школа в Троицке, рабфак в Оренбурге, работа учителем и комсомольским вожаком в Петропавловске и Акмолинской губернии.
Умитбай Мендекеевич закончил главный вуз России в 1930 году. Жизнь здесь его вновь свела с земляком - Магжаном Жумабаевым, классиком поэзии, которого к этому времени с легкой руки В. Брюсова называли непревзойденным поэтом Востока. Магжан в Москве помимо обширной писательско-публицистической деятельности читал лекции в знаменитом Коммунистическом институте народов Востока. Общался У. Балкашев и с другими лицами. Москва того времени была не обделена талантливыми выходцами из Казахстана, оказавшимися кто по учебе или работе, а кто, как Алихан Букейханов и Магжан, по принуждению, по политическим мотивам.
К моменту окончания МГУ Умитбаю Балкашеву исполнилось 32 года. По тем суровым временам, где из-за бешеной круговерти общественно-политической жизни год шел за два, это была зрелость. Но он успевает проработать редактором КазГИЗа - государственного издательства, преподавателем философии в вузе, проректором КазПИ - первого высшего учебного заведения в Казахстане.
У. Балкашев был ректором КИЖа (с перерывом с апреля 1936 по сентябрь 1937 года) до призыва на фронт в 1942 году. Остается непонятным временный уход его с руководства вузом и вновь повторное назначение на эту должность. Полтора года вузом руководил некто Гусев (инициалы неизвестны, до назначения - зав. отделом печати и издательств Казкрайкома партии). Приходится лишь догадываться, с чем это было связано. Ведь на дворе стояло преддверие 37-го...
В 1940 году КазКИЖ был переименован в Казахский государственный институт журналистики, а 8 мая 1941 года, за полтора месяца до начала Великой Отечественной войны, ликвидирован как самостоятельная единица, а всех студентов и преподавателей перевели в КазГУ имени Кирова в качестве самостоятельного факультета. Это постановление Совнаркома Казахской ССР было подписано его председателем Нуртасом Ундасыновым.
Началась война. Комнату квартиры в двухэтажном дома по Узбекской улице (ныне Сейфуллина), где Балкашев проживал, он оставляет перед уходом на фронт Михаилу Зощенко, эвакуированному из Москвы в Алма-Ату. Писатель прожил в ней полтора года - с октября 1941 года. В соседней комнате проживала жена Балкашева с тремя детьми.
Семья Балкашева не только дала приют выдающемуся сатирику, но и спасла его от голода. В своих воспоминаниях он с теплотой пишет об этом, а также о предоставленной возможности начать в этой общей квартире свою повесть “Перед восходом солнца”. С возвращением в 1943 году в Москву Зощенко первым делом в знак благодарности видится там с Балкашевым. Вот такая деталь в биографии двух неординарных личностей.
А закончу эти записи еще одним малоизвестным фактом из жизни У. Балкашева. Интересующихся им более подробно адресую к своей книге “Фронтовая печать Казахстана”, вышедшей к 65-летию Великой Победы.
А факт такой. У. Балкашев был одним из первых журналистов казахской фронтовой печати. Вначале он редактировал фронтовую газету Северо-Западного фронта “Отан әшін”. С газетой сотрудничали Жубан Молдагалиев, Сагынгали Сеитов. Редактировал затем У. Балкашев и другую фронтовую газету - “Қызыл Армия”. Она была органом Юго-Западного, затем Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского, 1-го Белорусского фронтов. Отметим попутно, что в этой газете фронтовыми корреспондентами работали Калмакан Абдукадыров, Ануар Ипмагамбетов, Муса Днишев (отец Алибека - народного артиста СССР), Толеутай Акшолаков, а также две женщины - Забира Айтхожина, Тансык Маткаримова.
В наше время имена первопроходцев постепенно возращаются к потомкам. Умитбай Балкашев - один из них, заложивший в основание журналистского образования первые кирпичи. Не забыть бы об этом и помнить.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение